Экономическая политика "социального государства"

а) Экономическая политика как социально-политический выбор Основная цель экономической политики в социальной экономике - забота о оптимальное функционирование рыночного механизма с учетом социальных аспектов. Максимизация благосостояния общества и отдельных его членов выступает как высшая и общая цель экономической политики.

Экономическая политика осуществляется для достижения определенных целей. Они могут охватывать либо отдельные проблемы (например, политика стабилизации, политика на рынке труда, конъюнктурная политика) или государство выдвигает цели, касающиеся тех или иных отраслей национальной экономики (транспорт, угольная промышленность, связь).

Хозяйственно-политическое решение заключается в осуществлении мер экономической политики, применении определенных инструментов для изменения ситуации с точки зрения определенных экономических целей. Так, с целью достижения большей занятости или для снижения безработицы разрабатываются мероприятия по созданию новых рабочих мест.

Носителями решений в области экономической политики является учреждения и граждане общества, которые имеют политические или экономические возможности влияния на хозяйственную ситуацию. Они пытаются изменить эту ситуацию, ставя определенные цели в интересах отдельных групп или общества в целом. Теоретически на этот процесс выработки решений влияют и частные лица, но практически носителями экономической политики выступают политические партии, правительственные органы, управленческие структуры. Немалую роль играют корпоративные организации - промышленные, торговые, ремесленные и сельскохозяйственные палаты, страховые ведомства, профессиональные организации и союзы (прежде всего, профсоюзы и их объединения), ассоциации предпринимателей, а также научные организации (исследовательские учреждения, экспертные советы и т.п.).

В условиях демократического общества полномочия в принятии политических и социальных решений должны распределяться по принципу разделения власти между парламентом, в котором наряду с правящей представлено также оппозиционные партии, правительством с подчиненными ему структурами, а также судебной властью (особая роль принадлежит Конституционному судебные).

В развитых странах экономическая политика не может вестись без учета базовых социальных ценностей - социально-экономического прогресса, свободы, социальной справедливости, безопасности. В концепции "социальной рыночной экономики" социальная справедливость стоит в одном ряду с таким требованием рынка, как максимизация благосостояния. Выработки государственных приоритетов с соответствующей политической стратегией представляет собой сложный многосторонний процесс. Над этим бились выдающиеся ученые всех времен и народов, но эта проблема все еще далека от своего решения .* Рассмотрим лишь некоторые ее аспекты. Сразу отметим, что содержание всей системы приоритетов в основном определяется общей конструкцией социально-экономической системы. Действительно, если в основе экономической системы находятся рыночные основы, то правящая партия берет на себя обязательства укрипляты механизмы рынка, решать те проблемы, с которыми рынок не справляется. Именно поэтому в системе приоритетов стоять контроль над инфляцией, достижение нового качества экономического роста, снижения безработицы и т.п. Если же экономическая система построена на образец командно-административной, то правительство, скорее всего, пообещает накормить народ, убрать вовремя урожаи, провести некоторую реконструкцию устаревших фондов, т.е. все то, что в нормальной экономике должно обеспечить рыночная система.

Между различными целями экономической политики существует определенный экономический взаимосвязь. Цели могут быть такими, которые взаимодополняют друг друга, противоречат друг другу, или не касаются друг друга. Характер этого взаимосвязи можно установить лишь зная о намечены меры экономической политики и имея возможность оценить их с точки зрения приоритетности. Когда, например, перечень целей открывается проблемой инфляции, правительство может рассчитывать на успех своей политической стратегии лишь при условии, что ему удалось верно оценить общественные настроения населения, которое больше всего обеспокоено ростом дороговизны.

Одним из основателей современной теории экономической политики как социального выбора был К. Викселль. В его диссертации "Исследования по теории финансов" (1896р.) содержалось три важнейшие методологические положения: методология индивидуализма, концепция "экономического человека" (homo economicus) и подход к "политике как к обмену", т.е. выбора. Выше (див.перши разделы II части) мы уже показали, что экономическая наука рассматривает человека как индивида, который определяет ценность благ, делает выбор между ними и участвует в какой-либо деятельности. Определяющий пункт анализа - выбор или решение выбрать одну из возможных альтернатив. Индивиды как покупатели и продавцы товаров и услуг делают выбор в соответствии со своими многочисленных предпочтений. Индивид, который сегодня делает выбор между мясом или селедкой, завтра будет делать выбор между двумя политическими деятелями. Социальные институты, несомненно, влияют на поведение избирателя и эта взаимосвязь есть. основным объектом теории "социального выбора".

Структура рынков всегда социальная. Разница между процессом индивидуального выбора и социальной структурой рынка стала основой разграничения таких понятий, как "рынок" и "экономика". При этом предполагалось, что рынок означает процесс обмена товаров, а смыслом экономики является максимизация общественного богатства. Проблема эффективного размещения общественных ресурсов долгое время рассматривалась вне индивидуальным выбором. Понятие "экономика" и "политика" считались близкими по содержанию, но только при поверхностном их рассмотрении.

Трактовка политики как социального выбора имеет огромное значение для выработки прикладной теории экономической политики. Общество является сложной системой обмена между индивидами, в которой последние пытаются достичь своих частных целей, поскольку не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. Люди идут на рынок, чтобы обменять одну вещь на другую, а не для того, чтобы получить некоторые социальные результаты, кроме торговли и удовлетворения личных потребностей. Индивиды не осознают, что процесс индивидуального выбора приводит к социальным последствиям: перераспределения общественных ресурсов или ином их расположению. Основное различие между рыночной и политической системой, по мнению К. Викселя, заключается не в различных типах ценностей и интересов людей, а условия, в которых они осуществляют свои различные убеждения.

Почему люди соглашаются терпеть принуждения, которое является неотъемлемой частью коллективных решений?

Ответ прост. Индивиды вынуждены подчиняться принудительные со стороны государства в том случае, когда конечные последствия политического "обмена" соответствуют их интересам. Нужна определенная модель социально-политического строя. При отсутствии модели свободного обмена любые методы государственного принуждения придут в противоречие с индивидуалистичнимы ценностями, на которых основан данный социальный строй.

Производя прикладную теорию экономической политики необходимо учесть определенные сложности, которые связаны с ней. Индивиды в политическом процессе не могут руководствоваться обычными правилами торговли, поскольку потребителем общественных благ является не отдельный индивид, а общество в целом. Однако и в политике существует аналог свободной торговли. Это - согласие между людьми, которая присуща любому обмену. Единство, которое достигается участниками коллективного выбора в политике, аналогичная добровольному выбору и обмена товарами на рынке. На рынке люди выбирают мясо или селедка, а в политике соглашаются платить налоги в обмен на блага, нужны всем и каждому: от местных путей к судопроизводству.

Таким образом, представляется возможность дать оценку самой политической системе. Хотя прямых критериев оценки политической деятельности не существует, но побочным оценкой может служить степень оперативности в реализации индивидуальных предпочтений при помощи политических механизмов. ее следует измерять в единицах приближения к какому абстрактного идеала, который игнорирует человека, а наоборот - в единицах обеспечения людей всеми нужными благами, то есть именно тем, что не принимает во внимание командно-административная система хозяйствования.

Решение социальных и хозяйственно-политических задач затруднено целым рядом трудно предсказуемых факторов. На общую экономическую ситуацию (а значит и на экономическую политику) могут влиять все вышеупомянутые носители экономической политики со всеми их предпочтениями, которые не поддаются не только точному, но даже примерно вычета. Экономическая политика всегда осуществляется в определенном, вполне конкретной экономической и политической среде, которая выдвигает многочисленные преграды самых разнообразных видов. Досконально изучить эту среду со всеми его компонентами невозможно, а поэтому невозможно (всеми доступными мерами) надежно предсказать его влияние на хозяйственную ситуацию. В конце концов, информация о ситуации, которую необходимо изменить, и по причинам, которые обусловили ее, скорее всего окажется неполной и неточной, а потому аналитики сталкиваются с трудностями институциональным, правовыми, социальными и технологическими. Все это сказывается на выработке и принятии адекватных экономических решений.

Общеизвестно, что конкретная жизнь гораздо сложнее любой самую совершенную теорию. Живая реальность редко укладывается в теоретические схемы. Современная экономическая наука еще не способна наделить политиков совершенными рекомендациями, которые бы точно соответствовали общественному мнению, учитывали многочисленные предпочтения избирателей и позволяли четко управлять ими.

Выработка целей и вариантов экономической политики, сама процедура национальных выборов настолько сложная и разносторонняя, что вряд ли можно в этом разобраться, спивставляючы динамические ряды, где, скажем, фигурируют уровень безработицы, инфляции и рейтинг того или иного политического деятеля. Одновременно доказано, что прослеживаются стали связи между колебанием индекса популярности правительства и следствием выборов, с одной стороны, и динамикой макроэкономических показателей, характеризующих цели и инструменты политики - с другой. их исследования с применением современной экономической теории, аппарата экономической статистики и социологии сейчас бурно развиваются. Правительства современных социально ориентированных стран учитывают эти исследования в своей деятельности. Когда правительство меняет цели, запускает в действие те или иные экономические регуляторы, влияет на жизненный уровень населения и его благосостояние, он, прежде всего, заботится чтобы склонить на свою сторону общественное мнение, получить поддержку избирателей и сохранить власть правящей партии.

С этой точки зрения чрезвычайно интересны исследования западных аналитиков, которым удалось доказать, что существуют определенные экономико-политические циклы (political busines cycle), то есть периоды закономирного чередование в экономической политике. Аналитики (социологи и экономисты) доказали, что конкурируя, политические силы по-разному ведут себя в разные периоды своей политической жизни.

Накануне выборов правительство пытается создать для себя благоприятную политическую атмосферу. В этот период правительство обеспокоен не столько решением экономических проблем, сколько поисками тех или иных мер давления на своих будущих избирателей. Для этого действующие правительства часто прибегают к снижению налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели, применяют инфляционные методы стимулирования экономической активности, которые направлены на временное уменьшение безработицы.

Поскольку главной задачей политиков является получение победы на выборах, то во время избирательной кампании в основном пропагандируются различного рода популистские лозунги. Организуется повседневная опрос и контроль за общественным мнением, принимаются меры по повышению индекса популярности. Так, в американской политической практике важным индикатором общественного мнения есть индекс популярности, который вычисляется на основе опросов, проводимых социологическими службами Института ГЕЛЛАП (это количество американских граждан, которые принимают деятельность президента и его администрации). Правительство следит, чтобы этот индекса не опускался ниже "отметку выживания" (т.е. составлял менее 51-52% общего количества опрошенных).

Совсем по-другому ведет себя правительство в первые месяцы после выборов. Этот период отмечается введением различного рода программ экономии, сокращением бюджетных ассигнований на социальные расходы. Если на выборах побеждает партия, которая находилась в оппозиции, первые месяцы сопровождаются не только существенной перетряскою всего государственного аппарата, но и кардинальным изменением экономической политики. В этот период правительство набирает очки на обвинениях прежней администрации в разбазаривании средств, неумение управлять и т.д. Все это неизбежно сказывается на целях, формах и инструментах государственного регулирования экономики.

Период ограничительно экономической политики изменяется периодом ее експансионизму, т.е. расширением тех институтов и рычагов, которые ныне правящей администрации кажутся наиболее целесообразными для достижения предвыборных обещаний. Этот период длится до тех пор, пока правительство не начинает заботиться главным образом о том, как состоятся новые выборы. Такая тактика вполне оправданна, ведь инструменты экономической политики очень инерционны, срабатывают не сразу, а потому следует заботиться заранее. Перед новыми выборами наблюдается некоторое затишье: правительство сделало все, что мог, и теперь все силы нужно сосредоточить на победе в предстоящих политических баталиях. Таков, вкратце, политико-экономический цикл. Опыт стран с устоявшейся рыночными и демократическими традициями убедительно свидетельствует, что любое ухудшение социально-экономического положения людей сразу сказывается на авторитете политической власти. И поднять его снова, восстановить общественное доверие бывает чрезвычайно трудно, а чаще - просто невозможно. Так, в начале 80-х годов экономику США поразила экономический кризис и в этот период индекс популярности президента Р. Рейгана начал неумолимо падать (на январь 1983 г. он упал до критической точки в 35% за "Индекс ГЕЛЛАП").

Администрации президента и ему самому нужно было принять все меры, чтобы исправить критическое положение. Именно в этот период правящая республиканская администрация начала прибегать к мерам, которые были традиционно несвойственные для этой партии (ослабления неравенства в доходах, попытки регулирования совокупного спроса и занятости, введение некоторых либеральных программ и т.п.).

Администрация знала, что делает. Ведь в послевоенные годы трое из каждых четырех американцев, которые одобрили деятельность определенной администрации во время предыдущих опросов, потом поддерживали эту партию на выборах. Поэтому не удивительно, что специалисты по экономическо-политического цикла неизменно входят в Совет экономических консультантов президента США или сотрудничают с правительственными службами на постоянной основе.

Вместе с тем, политическая история развитых стран знает немало просчетов и разочарований. Характерный пример США, где политическая система отличается своей стабильностью, а экономические ориентации двух ведущих партий - республиканской и демократической - давно известны. Правительство демократов, который по традиции поддерживают профсоюзы, отдает предпочтение проблемам занятости и доходов, их выравнивания. Республиканская администрация в основном полагается на экономический рост, установление контроля над инфляцией, а для этого прибегает даже к некоторому ограничению социальных программ. Руководствуясь этим, можно предусмотреть экономические мотивы поведения избирателей. Если в канун выборов высокий уровень безработицы, то найскорише избиратели больше склоняться к демократов. Разгул инфляции, вероятно, будет способствовать республиканцами. Эта формальная логика часто в политике оборачивается просчетами. Известны случаи, когда демократические правительства, используя инфляционные методы регулирования, добивались относительно низкого уровня безработицы и удерживали ее до начала выборов.

И это оберталося против них. Избиратели привыкали к высокому уровню занятости, считали проблему решены и поддерживали тех, кто теперь должен был решить проблему инфляции, то есть республиканцев. Вообще предусмотреть и полностью учесть политические симпатии и антипатии очень трудно. Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты этой сложной проблемы. После принятия социально-политического и экономического решения наступает период его практической реализации. Это происходит с помощью целого ряда форм и методов государственного регулирования.

б) Экономическая политика: формы и методы государственного регулирования Современное социальное рыночное хозяйство регулируется побочными (экономическими) и прямыми (административными) формами и методами. При всей своей противоположности названные формы и методы имеют и определенное сходство, их разделение довольно условное. Ведь любой экономический регулятор имеет в себе элементы администрирования. Так, он контролируется соответствующей правительственной службой, которая включает его после принятия соответствующего политического решения. Например, экономическая система подвергается воздействию такого известного экономического фактора, как кредитная ставка, не раньше, чем будет принято административное решение относительно ее повышения (или снижения).

С другой стороны, в каждом административном регулятора есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно влияет на поведение субъектов экономической системы. Так, устанавливая прямой контроль над ценами, государство создает для товаропроизводителей определенный экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы. Это влияет также на экономическое поведение потребителей: им приходится пересматривать свои потребности и спрос.

Вполне понятно, что для рыночной системы по самой ее сути более органическими являются экономические методы воздействия. их отличительная особенность заключается именно в том, что они отнюдь не сдерживают свободу выбора, а часто и расширяют ее. Выше было показано, что с помощью экономических регуляторов можно повлиять на инфляцию, стимулировать новое качество экономического роста. Каждый участник экономической системы может либо принимать во внимание, или не обращать внимание на экономические факторы, сохраняя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, например, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода получает сигнал, что к вариантов размещения сбережений добавляется еще один фактор (банковское помещение, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости). Отличие административных форм и методов заключается в том, что они с самого начала ограничивают свободу экономического выбора. Это имеет место особенно в тех случаях, когда администрирование набирает рис тотальности и перероджуеться в командно-административную систему. Контроль становится всеобъемлющим: регулируются размеры производства, количество и качество сырья, самой продукции, расходы, уровне зарплаты, доходы и их распределение, связи поставщиков и потребителей, т.е. весь экономический процесс. Наступает, по определению известного венгерского экономиста Я. Корнаи, "патернализм" высшего, четвертого ступеню.1 Эта система нам хорошо знакома со всеми ее негативными последствиями.

До экономических форм и методов регулирования следует отнести всю совокупность денежно-кредитного и финансового регулирования, налоговую политику, политику содействия конкуренции и поддержания стабильности, политику государственных затрат, методы управления государственным долгом и т.д. Систематизированного изложения всех этих форм и методов мы здесь дать не можем. Ограничимся лишь некоторыми замечаниями. В системе экономических рычагов влияния на экономические процессы определяющее место принадлежит денежной политике с ее основными инструментами - ставка межбанковского кредита, норма обязательных резервов, операции центрального банка с государственными облигациями на рынках ценных бумаг. Этот инструментарий позволяет государству влиять на инфляцию, инвестиционный процесс, производство, занятость, на курсы акций, так и на общую экономическую активность.

Чрезвычайно важна роль налоговой политики. Ведь через налоговые регуляторы практически можно повлиять на любую экономическую (и не только экономическую) проблему - от стимулирования экономического роста до влияния на демографические процессы в стране. Финансовые инструменты - наиболее распространенные средства осуществления экономической политики, причем, как в плане финансовых льгот, так и в плане финансовых ограничений. Финансовая помощь - прежде всего прямые субсидии или налоговые льготы мелкому бизнесу, - способствует развитию конкуренции. Это основа государственной политики стимулирования, с помощью которой осуществляется побочный влияние на общую экономическую конъюнктуру. К числу финансовых инструментов стимулирования следует отнести также государственные расходы на инфраструктуру. Поскольку последняя является непременным условием любой хозяйственной деятельности, расходы на нее оказывают прямое влияние на экономические решения экономических агентов.

Формы, методы и инструментарий экономического регулирования тесно взаимосвязаны. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, которая помогает осуществить структурные перестройки в экономике, уменьшить региональные диспропорции, смягчить проблемы регионального безработицы.

В осуществлении экономической политики не следует также расторгать цели, средства и применяемый инструментарий. Например, финансовые льготы и дотации должны привести к оживления инвестиционной деятельности в тех или иных отраслях или регионах. Активизация частной инвестиционной деятельности при этом выступает лишь одним из промежуточных целей, следовательно, инструментом для повышения занятости. Последняя также является ничем иным, как промежуточной целью общей стратегии увеличения национального дохода и способствует, в конечном счете, достижению высшей цели экономической политики - повышению благосостояния общества.

От того, как формы, методы и инструменты, цели промежуточные, частичные и стратегические взаимодействуют и согласованы между собой, зависит успех или неудачу) экономической политики. Информация о механизме взаимовлияния целей и средств никогда не бывает полной и очень часто возникают побочные эффекты. Так, стимулирование инвестиций преследует одну цель - повысить уровень занятости, но побочным эффектом этого будет рост ставки процента.

Это скажется на других видах инвестиционной деятельности, например, в жилищном строительстве. Возникает конфликт между стимулированием инвестиций (экономическая активность) и ростом обеспеченности людей жильем (важная социальная проблема. Политика стабилизации - это направление экономической политики, что способствует выравниванию экономической конъюнктуры. ее промежуточными целями являются достижение стабильного уровня цен, полной занятости и сбалансированного платежного баланса. его инструменты - денежная политика, фискальная политика, политика прямого вмешательства.

По теории, при "правильной" стабилизационный политике должно быть обеспечено "доход в условиях полной занятости". Но когда достигается полная занятость, расширение государственных расходов (через государственные кредиты, или увеличение налогов) больше не оказывает реального влияния на национальный доход. Поскольку спрос на блага наталкивается на неизменный объем предложения, цены начинают расти и одновременно повышается ставка процента. При финансировании за счет налоговых поступлений спрос со стороны государства растет в ущерб частным инвестициям и частному потреблению. Это происходит вследствие того, что повышение налогов сокращает размеры доходов домашних хозяйств. Вот такие противоречивые последствия активного вмешательства государства в экономические процессы. Они еще усиливаются административным вмешательством.

Рассмотрим некоторые из них очень коротко. При любом негативном отношении административных методов государственного влияния на экономику, следует отметить, что существуют области, где административные методы не только желательны, но и совершенно необходимы. В некоторых случаях они имеют явное преимущество над всеми другими средствами государственного воздействия и являются единственно возможными. И хотя они в определенной мере Притеснители индивидуальную экономическую свободу - все же вполне оправданы. Особенно это касается тех случаев, когда максимальная свобода отдельных рыночных агентов оборачивается тяжелыми потерями для остальных участников экономики и рыночного хозяйства в целом.

Первым делом, надо отметить настоянию необходимость государственного вмешательства и контроля за монопольными рынками. Мы хорошо знаем и убедились на собственном опыте, что может делать в экономике монополист, у которого разрешен руки, и как трудно повлиять на него методами побочного (экономического) вмешательства. Однако мера и степень государственного воздействия на монополии целиком и полностью определяется ее природой. Монополии, как известно, бывают разные - государственные, природные, технологические.

Там, где признано государственную монополию (фундаментальная наука, оборона или торговля алкоголем), следует проводить полномасштабное государственное администрирование. Подразумевается текущее и долгосрочное директивные планирования производства, издержек и цен, прямой контроль по качеству и потребительским характеристикам продукции, гарантированное материально-техническое снабжение, которое опирается на централизованный государственный распределение.

Поскольку некоторые монополии имеют региональный характер, соответственно должны вестись и местные властные структуры. Правительственные службы могут прибегать к жестким акцизных ставок налогообложения на некоторые виды товаров, если это полезно для общества в целом. Несколько иного отношения заслуживают т.н. "технологические" монополии. Хотя монополия здесь естественна, она все же не государственная. Следовательно, здесь должно быть сравнительно более мягким и режим администрирования. Целесообразным может быть переход от прямого контроля над ценами к определению определенных пределов их колебания и т.д.

Существует, наконец, немалое количество рынков где монополистические структуры вполне неестественные, экономически нецелесообразны, а потому государство в этих случаях имеет просто демонтировать эту монополию как таковую, что наносит вред всему обществу. Иногда от государства требуется умелое манипулирование административными методами с перспективой их замены экономическими регуляторами.

Важным направлением государственного административного вмешательства является влияние на рыночное среду и на невидтворювани ресурсы (проблемы, связанные с последствиями рыночной экономики). В этой сфере экономические регуляторы не просто недостаточны, но и вообще неэффективны. Если вредное производство губит лес, реку или озеро, то никакие финансовые санкции, какими бы крупными они ни были, природе не помогут. Здесь нужны меры превентивного характера. Речь идет о консервации части национальных ресурсов. Да, кстати, поступают правительства всех дальновидных стран, где уже давно запрещено использовать невидтворювани ресурсы для коммерческой эксплуатации. Здесь, помимо прочего, необходимы жесткие стандарты, а относительно вредных технологий - их прямой запрет.

Разработка и твердое проведение в жизнь стандартов, контроль за их соблюдением всеми участниками экономического процесса - важное направление административного регулирования. Государство и правительственные организации определяют и прямо влияют на поддержание минимальных жизненных стандартов, т.е. недопущения нищий уровня (гарантированный уровень заработной платы, пособия по безработице). Государство также прибегает к методам прямого вмешательства, направленных на защиту национальных интересов в системе свитогосподарських связей.

Как видим, экономическое пространство, где применяются административные методы регулирования, довольно широк. В странах социальной экономики эти методы давно стали неотъемлемой частью всей системы хозяйствования и никак не противоречат ни экономическим, ни социальным целям.

в) О т.н. "конъюнктурные политику" Когда речь идет о "конъюнктурные политику", то под этим понимают регулирования общеэкономической ситуации в стране. Ведь экономическое положение любой страны - конъюнктура - испытывает постоянных перемен и колебаний. После периода благоприятной, иногда говорят "высокой конъюнктуры", наступает ее спад (кажутьрецесия) с последующим упадком (депрессия), после чего может опять начаться подъем (в виде то ли оживление или даже бурной экспансии. Борьба с резкими перепадами конъюнктуры - не самая сложная из проблем, которые приходится решать правительствам разных стран.

Поскольку в каждый данный момент экономика любой страны переживает стадию конъюнктурной цикла - будь-то поднимается в гору, то ли движется судьбы - правительство должно проводить определенную конъюнктурные политику. Причем на каждом промежутке экономического цикла меры, к которым прибегает правительство, не только не тождественны, но могут быть и противоположными: правительственные приходится всякий раз решать весьма специфические социальные и экономические проблемы. Рассмотрим три типичные ситуации: Начинается спад. Наступает перепроизводство. Объем производства сокращается, рабочая сила освобождается, спрос на кредиты снижается. Некоторые фирмы терпят крах, растет массовая безработица, развитие экономики замедляется.

Во время депрессии предприятиям недостает сбыта, склады переполнены товарами, на рынке труда царит безработица. Няма сбыта - нет и новых инвестиций. Мало-помалу экономическая конъюнктура выравнивается. Оживление производства дает возможность привлечь новую рабочую силу до работы. Приобретает размах рационализация. Нужны новые кредиты. Уровень процента растет.

Во всех перечисленных ситуациях государство не может вести себя одинаково. Чтобы достичь главных задач социальной рыночной экономики - наиболее свободы личности, достижения социальной справедливости и обеспечения социальной безопасности - государство должно осуществлять "конъюнктурные политику. Эта политика весьма противоречива, и в основном связана с противоречивость самих целей, которые ставит перед собой государство. Так, для повышения жизненного уровня населения главной предпосылкой является постоянный экономический рост. Для его стимулирования государство прибегает к увеличению денежной массы в обороте, но это приводит к инфляции. Попытки ее обуздать - сразу сказываются на экономической активности и конъюнктуре с последующими нежелательными последствиями - спадом и депрессией. Общеэкономические конъюнктуру определяют четыре предпосылки: развитие экономики, полная занятость, стабильность цен и внешнеэкономическая равновесие (схема 6).

Правительство любой страны должно проявлять немалую мастерство и искусство, чтобы постоянно добиваться всех четырех названных предпосылок одновременно. Стремлиння к полной занятости означает предоставление условий для получения работы теми, кто способен и желает работать. Безработица - это, прежде всего, низкая покупательная способность и спад жизненного уровня. Следовательно, для поддержания должного конъюнктуры необходимо обеспечить как можно более высокий уровень занятости населения.

Экономический рост (развитие экономики - это развитие в направлении, что обеспечивает увеличение производства, повышение качества товаров и услуг. В современной экономике только это дает возможность решать цели "социально-ориентированной экономики". Стабильный уровень цен означает предотвращение инфляции, падению общего уровня цен, которое грозит разорение товаропроизводителям.

Внешнеэкономическая равновесие означает, что экспорт и импорт должны быть примерно уравновешены. Когда внутренний рынок предлагает более дешевые товары, чем внешний, уровень экспорта растет. Но высокий общий спрос приведет к инфляции. И, наоборот, слишком высокие цены на внутреннем рынке по сравнению с внешним повлекут уменьшения экспорта. Кроме того, возрастет импорт иностранных товаров. Как следствие - спад в развитии экономики.

Одновременное соблюдение всех четырех предпосылок, как отмечалось, довольно сложная задача для государства. Соблюдение "магического четырехугольника" называют настоящим "колдовство" в экономической политике. Конкретный пример такого колдовства продемонстрировал выдающийся теоретик-экономист и одновременно практик - создатель "социальной рыночной экономики" в послевоенной Германии Л. Эрхард.