Роль государства в социальной экономике

Мы начали разговор о мире социальной экономики с Человека - этой мельчайших, но самой главной составляющей всего социально-экономического уклада. Затем мы рассмотрели немало элементов и учреждений социальной экономики - простых, сложных, посредственным или малых. Едва ли не самым крупным и самым участником социальной экономики является государство. Со времен ее возникновения (для стран Европы дату XV веком) вопрос о роли, сути и значения государства является предметом непрекращающихся дискуссий экономистов, социологов, юристов, историков, политологов. В новейшие времена наиболее непримиримыми оппонентами из названной проблемы оказались "школы" Дж.М.Кейнса (1883-1946 гг) и Ф.фон Хайека (1899-1992 гг).

Выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс вошел в историю экономической мысли как разрушитель некоторых устоявшихся и неоспоримых политико-экономических истин. Из названной проблемы Кейнс и его последователи - научная "школа кейнсианцив" - считали, что лишить рыночную экономику ее внутренних изъянов способно лишь государство. По этому поводу Дж.М.Кейнс писал: "... Хотя расширение функций правительства показалось бы публицист XIX века или современному американскому финансисту ужасным покушением на основы индивидуализма, я защищаю его как единственно возможный способ избежать разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы ". Кейнс считал, что именно государству под силу обуздать экономические кризисы. Для этого необходимо лишь сознательно управлять теми экономическими рычагами, которые "находятся под сознательным контролем и управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем". Идеи Дж.М.Кейнса приобрели широкое распространение и активно применялись на практике, в частности американскими президентами.

Прямо противоположные взгляды на роль государства провозглашал и всю свою долгую жизнь доказывал Ф. Хайек. В частности, он утверждал, что вторжение государства в кредитно-денежную систему на основе кейнсианской рецептов может стать главной причиной хозяйственных неурядиц и социальных потрясений. Вся "школа" выдающегося австрийского экономиста Ф. Хайека базировалась на постулате о защите экономической свободы как основы гражданских прав. Хайек доказывал, что любые попытки ограничения этих свобод и прав оборачиваются для экономики в целом и каждого человека в частности, ухудшением их положения. Анализируя практику социалистического строительства, Ф. Хайек одним из первых доказал, что широкое и неограниченное вмешательство государства в рыночные механизмы обязательно приведет к неэффективности дел в экономике, а гражданские свободы человека будут отменены во имя достижения абстрактных идей. Сегодня нельзя не признать правильность большинства из пророческих предвидений этого выдающегося экономиста, философа и социолога.

Опровергая невозможность "директивно планирования при социализме Ф. Хайек доказывал, что современная экономика такая сложна и изменчива, что для ее развития требуется огромный объем информации о возможности и пожелания отдельных продавцов и покупателей. Поскольку собрать, а тем более освоить всю эту информацию не под силу никакому Госплана - эта задача решается только "невидимой рукой" рынка. На этом утверждении базировалась его теория невозможности "рыночного социализма", а также нецелесообразность и вреде резкого распространения программ социальной поддержки и национализации частной собственности. Споры и дискуссии по проблемам экономической и социальной роли государства не ущухають и до наших времен. Сторонники обоих "школ" - Кейнса и Хайека - упорно доказывают каждый свое, и в отдельные времена в разных странах правы, как говорится, и те и другие. Ведь так же, как политика Рузвельта на основе кейнсианской рецептов позволила Соединенным Штатам выбраться из кризиса, так же и прямо противоположная политика приватизации государственной собственности, во время премьерства Маргарет Тэтчер, позволила Англии возродить ее экономическую мощь и мощность.

При всем многообразии подходов к роли государства триединую задачу и в гражданском обществе можно считать доказанным: первое - обуздать наиболее агрессивные устремления своих граждан, очистить внутреннюю жизнь стран от вспышек насилия и преступности; вторая - контролировать разными способами экономическую жизнь страны с целью его постоянного воспроизводства; третье - формировать духовную жизнь граждан, поощряя одни и ограничивая другие социальные, идеологические, религиозные течения и наставления.

Перечисленные задачи очерчивают круг т.н. "общего социально-хозяйственного порядка", т.е. такого, в пределах которого должны происходить реальные социальные и экономические процессы. Поскольку реальное социально-экономическую жизнь стран и народов все время усложняется, расширяется и круг тех многочисленных функций, которые выполняет современное государство в социальной экономике. На диаграмме 6 приводится перечень лишь некоторых экономических и социальных функций государства в современной развитой социально-ориентированной рыночной экономике.

Если попытаться на основе этих многочисленных функций и институтов выделить экономические задачи государства в СРЕ, то самыми главными из них будут: во-первых, перераспределение доходов граждан и хозяйствующих единиц; во-вторых, перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; в-третьих, организация производства "общественных товаров и услуг".