"Общественные блага в социальной экономике

Для того, чтобы понять новое для нас понятие "общественных благ" надо вспомнить, что отдельный товар, предназначенный для индивидуального потребления, имеет ту существенную признак, что он является Делимый, т.е. состоит из многочисленных мелких единиц, которые может приобрести каждый потребитель. На этот товар распространяется также принцип "исключения": тот, кто не может или не желает платить за товар, не получает от него никакой пользы или выгод.

Существует, однако, большая группа товаров и услуг коллективного пользования, т.е. таких, в потреблении которых участвуют все граждане данного общества или большое их количество (скажем, жители определенного города, региона или поселка. Речь идет о т.н. "общественные блага", отличительными чертами которых является их "недилимисть" и нераспространения на них принципа "исключения". Если такой товар уже изготовлен, производитель не может лишить кого-либо возможности им пользоваться, даже тем, кто за это ничего не заплатил. "Общественных благ" национальной обороны, охраны общественного порядка, государственного управления, единой энергетической системы, национальной сети коммуникаций и таким другим пользуется каждый член данного общества. Есть в этом использовании, безусловно, определенный региональный или групповой аспект. Если, скажем, национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает всех граждан республики, то местные органы власти уже предоставляют свои услуги преимущественно жителям данного района или региона, а городской водопровод поставляет воду в основном городскому населению.

Таким образом, главное назначение "общественных благ" - удовлетворять те потребности населения, которые не могут быть удовлетворены и предоставлены, так сказать, индивидуально. Здесь надо указать еще на одну особенность "общественного товара" по сравнению с "частным": он достается потребителям примерно поровну. Армия и полиция не может защищать одного или группу граждан в большей степени, чем других. Поскольку механизм рынка позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос, предоставление населению общественных благ (товаров и услуг коллективного назначения) становится важной функцией государства в социальной экономике.

Что касается производства, воспроизводства и предоставление "общественных благ" в социальной экономике складывается ситуация, которая существенно отличается от традиционных экономических отношений на рыночных принципах. "Общественные блага" не могут продаваться на рынках, поскольку они имеют специфические свойства производственного характера и предложения, или же потребления и спроса на них. Понятно, что в реальной жизни вряд ли существует какое-то благо, которое имеет все эти особенности в совокупности, поэтому граница между благами индивидуального и общественного пользования довольно подвижная, а иногда едва заметная.

Понятие "общественного блага" достаточно розпливчасте. Поскольку потенциальные потребители получают пользу от общественного товара, независимо от того, платили ли они за него или нет, трудно выявить их потребительские предпочтения и интенсивность использования блага. Так, почти невозможно рассчитать границы интенсивности использования парка, в котором одновременно находится большое количество людей. Поскольку потребители добровольно не платят за пользование общественным благом, получается, что показателей рыночного спроса на такие блага или не существует, либо они существенно занижены. Поэтому спрос на такие блага не создает дохода, достаточного, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим затратам или даже превышать их. В реальной жизни - жизни общества - предоставление "общественных благ" и их финансирование ложится на центральный и местный (региональный) бюджеты. Этим занимается специальный сектор в национальной экономике.