Инфраструктура социально-экономической системы

Выше отмечалось, что экономика "свободного рынка" в принципе неспособна обеспечить своих граждан определенными товарами и услугами. В той мере, в которой рыночный механизм не обеспечивает населения определенными видами благ, а именно "общественными благами", об их производство и соответствующий ассортимент должно заботиться государство. Общественные блага посредством других факторов производства создаются в сфере инфраструктуры. К списку отраслей инфраструктуры относят транспорт, энергетику, образование, научные учреждения, здравоохранение, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, спортивные и культурные сооружения, правительственные учреждения.

В национальной экономике любой страны существует разделение на две необычные группы отраслей - базовые отрасли материального производства и отрасли инфраструктуры. К "базовых" относят отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства. Кроме названных, остальные отраслей материального производства, которые не создают продукт в натурально-вещевой форме, а также отрасли непроизводственной сферы, относят к инфраструктуре. Отсюда инфраструктуру определяют еще как совокупность отраслей, функционирование которых направлено на удовлетворение всего комплекса потребностей в услугах.

Когда речь идет об "инфраструктуре", то возможен ее рассмотрение на национальном (народногосподарчому), региональном и единичного (микроэкономическом) уровнях. При народногосподарчому подходе функциональное назначение этого огромного и ведущего сектора экономики - создание условий для развития базовых отраслей и обеспечения жизнедеятельности населения. Для всей экономики - это капитальные сооружения общенационального назначения, использование которых гражданами и фирмами обеспечивает государство (железные дороги, автомагистрали, мосты, городские системы водоснабжения, аэропорты). В структуре хозяйства любого региона в связи с его спецификой может быть выделено и региональную инфраструктуру. В конце концов, для отдельной фирмы могут быть выделены службы и сооружения необходимы ей для производственной деятельности. Создание их собственными силами обошлось бы ему слишком дорого, а потому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроснабжение, перевозки груза, вывоз производственных отходов, научно-исследовательские и проектные работы, финансовое и банковское обслуживание).

Экономическая категория "инфраструктура" выражает производственные отношения по поводу производства, предоставления и потребления услуг.

Посредством материального капитала инфраструктуры (упоминавшиеся железные дороги, автомагистрали, спортивные и культурные сооружения, материально-вещевое оборудование больниц, образовательных учреждений, научных учреждений) осуществляется "выпуск" продукции этого огромного сектора национальной экономики. Услуги инфраструктуры могут представлять собой промежуточный продукт для выработки частных благ и услуг, конечную продукцию, или неречови блага (образование, наука, здравоохранение). В зависимости от того, как именно используются услуги, предоставляемые инфраструктурой, ее делят на такие, которые могут быть использованы продуктивно (предприятиями в производственных целях), или для потребительских целей (домашние хозяйства). Поскольку многочисленные услуги трудно отнести к тому или иному виду, вопрос о разделении инфраструктуры является дискуссионным.

Долгое время в науке господствовал ее разделение на производственную и социальную инфраструктуры. Позже весь комплекс этого сектора экономики было разделено на три группы отраслей: те, которые обслуживают процесс производства материальных и нематериальных благ; те, которые удовлетворяют потребности государства, и те, которые удовлетворяют культурно-бытовые, социальные и личные потребности населения. В некоторых работах предлагается разделение инфраструктуры на производственную, социальную и институциональную.

В контексте изучения курса "Социальной экономики" особое значение приобретает и сфера инфраструктуры в целом, обслуживающего население, то есть социальная инфраструктура. Согласно тех функций (образование, здравоохранение, жилье, торговые и транспортные услуги), которые предоставляются отдельными отраслями социальной инфраструктуры, в ней могут быть выделены определенные функциональные блоки: образовательный (дошкольные учреждения - школьное образование - дальнейшее образование - наука); оздоровительный (охрана здоровья - спорт - туризм - охрана окружающей среды); бытовой (жилищное хозяйство - коммунальное хозяйство - бытовое обслуживание); торговый (оптовая торговля - розничная торговля - общественное питание); коммуникативный (городские коммуникации - общественный транспорт - зв ' язок - реклама - общественная информация). В связи с тем, что принципиально отличается характер услуг, предоставляемых населению, целесообразно разделить всю сферу социальной инфраструктуры на социально-бытовую (объединяет объекты, которые создают определенные материальные условия жизнедеятельности людей) и социально-культурную (совокупность об 'ведения, обеспечивающие предоставление духовных, т.е. неречових услуг).

Тогда к социально-бытовой инфраструктуры войдут следующие области: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь (в части предоставления услуг населению). К заведений и учреждений социально-культурной инфраструктуры войдут учреждения образования, культуры и искусства, учреждения здравоохранения, учреждения физической культуры и спорта, учреждения социального обеспечения.

В каком смысле социальная инфраструктура по своим экономическим содержанием и назначением дублирует понятие сферы услуг и обслуживания. Одновременно в сферу услуг, кроме вещественных объектов, причисляют также и занятых здесь работников, тогда как социальная инфраструктура - это лишь те предприятия, учреждения и заведения, которые предоставляют населению различного рода услуги. Вполне понятно, что сам состав социальной инфраструктуры очень отличается в каждой конкретной стране: он очень зале-. жить от природных, национальных, культурологических, экологических и других условий развития каждой конкретной страны. Социальная сфера предлагает специфическую "продукцию" - образование, здоровье, культурные ценности и т.д. Долгое время считалось, что эта сфера самостоятельного механизма движения не имеет. Со временем, однако, положение кардинально изменилось. Постепенно социальная сфера становится на равную ногу с экономической, начинает долатися неоправданное разграничения экономической и социальной сфер. Наконец появляется понятие "социальной эффективности", спивставиме с экономической. Единый подход к экономической и социальной эффективности открывает путь перевода социальной сферы на рельсы активного саморазвития. Становится возможным вычисление общественных убытков от недоразвитости социальной сферы или неэффективного ее деяния. Примером могут быть потери от низкого качества базового образования, пороков духовного и физического воспитания. их можно устранять дополнительными расходами на медицинское, физическое, культурное оздоровление, педагогические мероприятия, но все это требует материальных средств.

Экономические и социальные убытки от т.н. "Неполученные" или "потерянной" выгоды, возникающие при любом неравномерно развития. Это выражается во вполне конкретных стоимостных величинах. Общественные потери исчисляются количественным измерением, и является, так сказать, "общий знаменатель" оценки социальных и экономических потребностей. Следовательно, экономическая оценка ущерба от неудовлетворения объективных социальных потребностей - это ключевая категория ориентации хозяйства на эффективное и пропорциональное развитие.

В период динамического развития экономики духовная сфера возрастает настолько, что ее наследия для общества намного перекрываются относительно меньшей производительностью названных сфер.

Вообще, вопрос о производительности названных сфер до сих пор является дискуссионным. В последнее время резко возросла фондоозброенисть многочисленных отраслей образования, сферы услуг, культурных учреждений. Значительная доля прироста "выработки" работников этих сфер не может быть отражена в общепринятых показателях эффективности, а для интеллектуального и творческого труда вообще нужны иные критерии измерения. Ведь при современных средствах информации работники искусства, науки, образования, культуры (речь идет о артистов, музыкантов, писателей, телевизионных шоу-менов, журналистов и др.), которые общаются одновременно с огромной массой населения, имеют наивысшую непосредственное производительность даже с учетом всех родственных расходов.

Сегодня все большее значение приобретают новые подходы к показателям оценки эффективности, которые включают соотношение прироста и видозмины потребностей с дополнительными производственными возможностями, суммарное учета внутреннего и внешнего эффектов, взаимоотношения производителей и потребителей.