Правительственные учреждения

а) Государственные органы и учреждения С целью решения многочисленных социально-экономических проблем и споров, возникающих во взаимоотношениях между профсоюзами и работодателями государство создает многочисленные надзорные, консультационные и арбитражные службы и учреждения.

Ярким примером правительственной организации, которая объединяет в себе почти все перечисленные функции, является Наблюдательный Консультативная и арбитражных Служба (НКАС) в Англии. Эта организация была основана в 1974 году. ее главными функциями с момента основания были арбитраж и консультации с представителями профсоюзов и предпринимательских организаций по всем вопросам, касающимся промышленных отношений.

Названная организация возглавляется Советом, который состоит из 9 человек. Три члена Совета занимаются консультациями с Конгрессом профсоюзов, три-консультациями с предпринимательскими организациями и ассоциациями и три члена являются независимыми экспертами из промышленных отношений между наемного труда и работодателями. Работники этой организации оплачиваются правительством, но полностью независимы от него. Одним из условий их деятельности является полная "безпартийнисть" как по отношению к работодателям, так и в отношении рабочих. Сделано это с целью достижения максимум объективности.

В дискуссиях между профсоюзами и предпринимателями о промышленных отношений обе стороны часто желают иметь, так сказать, сторонний взгляд на эту дискуссию. Чиновник НКАС наблюдает за диспуты и пытается консультировать обе стороны, объясняя им их права и обязанности. Обе стороны имеют право обратиться в Арбитражный суд. В этом случае чиновник-наблюдатель ( "аутсайдер") излагает перед арбитрами суть дискуссии. Обе стороны имеют моральное обязательство принять выводы арбитражного учреждения. Собственно говоря, деятельность НКАС состоит именно в том, чтобы обеспечивать объективную арбитражную квалификацию и способствовать решению социально-экономических проблем. Стороны, однако, никогда не обратятся к арбитражу, если все заинтересованные лица не согласятся на это. НКАС призвана также для того, чтобы блюсты кодекс чести и придерживаться определенных устоявшихся норм в промышленных отношениях. Работники НКАС, например, советуют, как именно работодатель должен договариваться и заключать соглашения с профсоюзами, а профсоюзным функционерам - как положено действовать в своих фирмах, чтобы избежать трудовых конфликтов. Чиновники правительственных организаций имеют достаточно власти, чтобы настоять на соблюдении требований по собственной инициативе "любого вопроса, который касается промышленных отношений в целом или промышленных отношений в определенной отдельной отрасли". В течение 1981 НКАС приняла 2262 заявки относительно консультаций с коллективных соглашений. Консультации оказались успешными в 3 / 4 (76%) случаев .* Оплата труда и другие условия найма рабочей силы были среди наиболее распространенных вопросов, которые рассматривались в консультативных и арбитражных правительственных организациях.

Таким образом, в "социально ориентированной экономике" трудовые отношения - основа всех взаимоотношений между трудом и капиталом - регулируются сложным взаимодействием всех ведущих и заинтересованных сторон: работников, работодателей, правительства. Высшей формой регулирования этих отношений на рынке труда являются Генеральные соглашения.

б) Генеральное соглашение как форма взаимоотношений труда и капитала Генеральное соглашение - это документ, который определяет общие направления изменений, касающихся условий купли-продажи рабочей силы в целом по стране. Она составляется и подписывается по последствиях переговоров между правительством, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов.

В 1992 г. в Российской Федерации было впервые составлено и подписано Генеральное соглашение, которая включала в себя 52 пункта, объединенных в несколько разделов. Среди прочего эта Генеральное соглашение предусматривало меры в области экономики и проведения реформ, меры по занятости населения и развития рынка труда, регулирования уровня жизни и обеспечения социальных гарантий, условия безопасности труда и экологической безопасности, содержались положения о трудовых отношений и социального партнерства.

В Украине Верховная Рада приняла Закон "Об оплате труда", который регулирует всю совокупность трудовых взаимоотношений в обществе. Закон состоит из вступительной и заключительной частей, где содержатся общие положения, а также специальных разделов "Государственное регулирование оплаты труда", "Договорное регулирование оплаты труда", "Права работника на оплату труда и ее защита". Ст.14 Закона, в частности, предусматривает: "Договорное регулирование оплаты труда работников предприятий осуществляется на основе системы соглашений, заключаемых на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевая соглашение), региональном (региональная соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях соответственно Закону Украины "О коллективных договорах и соглашениях".

Нормы коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных Генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться лишь временно на период преодоления финансовых трудностей предприятий сроком не более шести месяцев.

Следующие статьи регулируют: оплату труда на предприятиях (ст.15); организацию оплаты труда на предприятиях и в организациях, которым из бюджета выделяются дотации (ст.16); оплаты труда общих профессий и должностей (ст.18); оплату труда по контракту (ст.20). Раздел IV Закона посвящен защите прав работников "Права работника на оплату труда" (ст.21), "Гарантии соблюдения прав относительно оплаты труда" (ст.22), "Формы выплаты заработной платы" (ст.23), "Сроки, периодичность и место выплата заработной платы "(ст.24)," Запрет ограничений работника свободно распоряжаться своей заработной платой "(ст.25)," Защита прав работников в случае банкротства предприятия "(ст.28)," Индексация заработной платы "(ст . ЗЗ) и т.д.

Как видим, в цивилизованных странах мира существуют давние традиции разрешению трудовых споров и конфликтов на основе т.зв "социальной договоренности. Постепенно эти формы отношений становятся и нашим достоянием. Это можно проиллюстрировать фактами нашей недавней истории.

В начале 1992 p., как известно, цены было "либерализовано", т.е. отпущено. Следствием этого стало их резкое и головокружительные повышения. Быстрый рост стоимости жизни вызвало массовые забастовки, и прежде всего в угольной промышленности, среди шахтеров.

После длительных и трудных переговоров правительство пошло на уступки, и зарплату шахтерам было повышено. Но в соглашении, которое было заключено с представителями шахтеров, допустили серьезную ошибку. Не было специально оговорено, что повышение зарплаты распространяется лишь на работников, которые заняты на подземных работах ", т.е. на шахтеров. Вследствие этого, новую, значительно повышенную, зарплату стали получать все работники шахт и шахтерских городов (вспомогательный персонал, работники детских учреждений и т.д.). Вполне понятно, что воспитательницы детских учреждений, которые не работали с "шахтерским детьми", возмутились, поскольку они стали получать за аналогичную работу гораздо меньшую плату. Стремление к социальной справедливости этих работников (в данном случае учреждений, аналогичных "шахтерским обслуживающим отраслям») также привело к забастовок, поэтому на рынках труда все время идет борьба между двумя тенденциями: с одной стороны, стремление к установлению социальной справедливости, то есть выравнивание оплаты труда , а с другой - прямо противоположная.

Рассмотрим социально-экономические последствия этого.

в) Социально-экономические последствия взаимодействия движущих сил общества Профсоюзы, а под их давлением часто и правительство, пытаются добиться выравнивания заработной платы. Это означает установление одинаковых размеров оплаты труда для всех работников, которые выполняют одни и те же функции на одном предприятии или в одной и той же отрасли. Да, кстати, оплачивалась работа и у нас на основе единой тарифной сетки. Этого же требовали забастовщики во время забастовок в начале 1992 Поясним плюсы и минусы такой системы оплаты.

Единая тарифная сетка - загальнообовьязкови правила определения оплаты труда рабочих, которые работают в разных организациях, но имеют одинаковую квалификацию, образовательный уровень, трудовой стаж и выполняющих подобные работы, в силу чего их оплата должна быть одинаковой. Такая система больше всего применяется в отраслях так называемых "общественных благ", т.е. в образовании, государственном управлении, здравоохранении и т.д., где правительство само оплачивает работников. Такая система оплаты труда с учетом требований социальной справедливости - якобы хорошо. Но в "социальной экономике" никогда не бывает что-то только хорошим или только плохим. Оно одновременно и хорошо, и плохо: всегда есть "цена выбора". Относительно единой тарификации - то такое выравнивание искажает нормальный механизм функционирования рынков труда.

Например, два станочники работают на различных предприятиях. Они получают одинаковую зарплату за одинаковую работу. Но одно предприятие выпускает особенно качественные и такие, которые пользуются особым спросом, товары. Они продаются по высоким ценам, а потому руководители фирмы имеют возможность повысить своим работникам зарплату, чтобы стимулировать их к еще лучшей работе. Кроме того, они обратились бы к повышению заработной платы на своем предприятии, чтобы переманить лучших станочники с других предприятий, расширить выпуск качественных и нужных рынку товаров. Однако они не могут этого сделать, поскольку связаны по рукам коллективным договором или соглашением с профсоюзом о единый уровень оплаты труда в отрасли.

Другое предприятие, напротив, испытывает трудности из-за падения спроса на его товары. Именно в этот период предприятие требует некоторого снижения заработной платы станочники, чтобы сократить выпуск неходовых товаров и направить свои усилия на освоение новых. Но и здесь на пути стоит трудовая сделка, профсоюзы мешают этому. Предприятие не может найти деньги для преодоления трудностей, увольняет рабочих и закрывается.

Следовательно, социально-экономическое последствие для рабочих - увольнения и безработицы. Защищая единый уровень оплаты труда на основе "социальной справедливости", профсоюз заботилась о рабочих, но добилась лишь безработицы. Эта теоретическая позиция очень ярко подтверждается примерами, которые приводил известный менеджер Ли Якокка на заводах "Крайслер",

Вторая тенденция заключается в том, что предприятия, которые прогрессируют, стремятся во что бы обойти законы, повышая оплату труда, переманивают к себе людей с предприятий, дела которых не столь успешны. В конце концов люди переходят туда, где им платят лучше. Даже в Японии с ее системой "по-жизненного найма" рабочие переходят туда, где им платят больше. В данном случае рынок труда наглядно демонстрирует как работает рыночный механизм вообще. Именно в этом заключается ответ на центральные вопросы рыночной экономики: "что делать", "для кого производить, как производить?

Тот производитель, чей товар вызывает наибольший спрос на рынке, способен за счет возросли доходов повысить своим работникам зарплату, имеет возможность нанять больше рабочих, расширить производство до границ спроса. Он предъявляет дополнительный спрос на ресурсы, что вызывает структурные изменения. Переход работников в успешные фирмы и отрасли сокращает занятость в фирмах и отраслях, товары которых не пользуются таким спросом. Так рабочие руки и мозги "перетекают" из отрасли в отрасль, из фирмы в фирму в соответствии с положения на товарных рынках. Без этого невозможно восстановление рыночной равновесия и действие закона спроса и предложения. На самом деле, какие бы цены не предлагал повышенный спрос, он не будет покрыт повышенной предложением, если производители дефицитной продукции не получат дополнительное количество рабочих рук. Поэтому разница в оплате труда в таких условиях и работы в успешных или депрессивных отраслях является непременным условием рынков труда.

Рассмотрены только две тенденции на рынке труда вновь возвращают нас к проблеме "экономическая эффективность" или "социальная справедливость". С точки зрения всего общества конкуренция и высокая эффективность производства не могут служить самоцелью. Приоритетное значение в социально-экономическом развитии имеет социальный прогресс, повышение качества жизни, развитие человека. При этом между эффективностью и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями. возникает не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, предоставляемый эффективности, которая опирается на неограниченную конкуренцию, ведет к массовых увольнений, к усилению поляризации доходов, маргинализации части населения, обострение социальных противоречий. С другой стороны, государственное вмешательство с целью социальной защиты заселения приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальных услуг.

При определении степени социальной защищенности и государственного вмешательства нужна большая рассудительность и осторожность, поскольку последствия "социальной терапии" могут оказаться хуже самой "болезни". Так случилось, кстати, у нас во время т.н. "шоковой терапии". Вместе с тем надо быть обачливим при осуществлении мер противоположного направления, то есть когда ужесточаются условия гибкости рынка труда, или его дерегулирования. Значительная разница в оплате труда становится часто разрушающим фактором. Те, кто имеет более низкую оплату труда, начинают бастовать. Но их требования иногда не имеют оснований для повышенного спроса на их продукцию и соответствующей производительности их труда. Тогда повышения оплаты их труда способствует инфляции издержек, но это не дает стабилизации на товарных рынках.

Следовательно, для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса особое значение имеет достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров. Для каждой страны этот баланс, как и конкретные формы и масштабы всех элементов рынка, действующих лиц и актеров "социальной экономики" состоит конкретно и неповторимо - в зависимости от национальной или региональной специфики.