Главные актеры гражданского общества

Одной из центральных проблем социальных рыночных обществ является вопрос о движущие силы, логику самодвижению этих обществ. Где следует искать внутренние пружины, определяющие эволюцию социально-экономических организаций?

Исследователи этой проблемы опирались на две взаимосвязаны концепции: т.н. "теорию регулирования" и теорию "социальных структур аккумуляции.

Согласно первой концепции, экономические, социальные и политические процессы в настоящее время невозможны без соответствующего контроля в форме государственных учреждений и институтов, выработки законов и актов установления иерархии (субординации) отношений. С этой точки зрения в основе социально-экономической эволюции лежит изменение различных средств регулирования, которым соответствуют в определенных исторических пределах определенных социально-политически-экономические режимы.

Согласно второй концепции, современная западная цивилизация прошла в своем развитии ряд стадий - эпоху "свободной конкуренции", монополистические стадию, период "корпоративного" капитализма. Каждая из этих стадий отмечалась особым способом накопления и распределения капитала, что происходило по особым законам. Когда этот способ "социальной аккумуляции" становится неадекватным имеющимся социально-экономическим и политическим учреждениям, общество попадает в период кризиса, выход из которого надо искать в новых социально-экономических и политических формах.

Со временем исследователи названной проблемы пришли к согласию относительно того, что в современном гражданском обществе действуют три ведущие движущие силы - организованный рабочий движение в виде профессиональных союзов, организованный капитал в форме предпринимательских организаций (ассоциаций) и государство, которая представлена своими органами и институтами власти. Для того, чтобы связь между этими разнородных элементами единого общественного организма был оптимальным, необходимы такие регуляторы, как система коллективных трудовых соглашений между трудом и капиталом. Для того, чтобы смягчить социальную напряженность в обществе необходимые программы помощи малообеспеченным, системы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, системы подготовки и переподготовки кадров.

Наиболее концентрированное выражение такой подход нашел в т.н. "государству всеобщего благосостояния". Основа всей системы "всеобщего благосостояния" состоит в достижении социального компромисса (в отличие от марксистско традиции, которая в основу своей идеологии возлагает идею обострения классовой борьбы и противоречий).

С именем Г. Форда, одного из крупнейших и наиболее выдающихся предпринимателей нынешнего века, связывают т.н. "фордизм", как теорию рациональной организации массового индустриального производства. При этом как-то без внимания остается такая основная составляющая всей концепции "фордизму", как теория "социального согласия" и "социального контроля". Массовое производство для массового потребления - так можно коротко сформулировать лозунг и основную идею этого выдающегося американского предпринимателя. Один из исследователей "фордизму" В. Ландман писал, что в плане политическом "фордизм" означал компромисс между основными социальными силами, в плане экономическом он базировался на тесной взаимосвязи роста производительности труда с ростом заработной платы .* В определенном смысле "фордизм" представлял собой смесь идей социал-демократии и кейнсианство. Его главной идеей была вера в то, что на основе "социального партнерства" можно добиться высокой производительности труда массового производства дешевой продукции, доступной самым широким слоям трудящихся, что позволит обеспечить "общий" благосостояние "и дальнейший экономический рост, поэтому в развитых странах мира в социальной экономике действуют три главные движущие силы - трудящиеся, представленные работниками различных профессий, предприниматели - представлены самыми разнообразными формами "бизнеса" в самых различных сферах человеческой деятельности, и государство представлено своими органами и исполнительными структурами. Мы не можем подробно характеризовать всю разнообразие и разнообразие названных здесь и неназванных представителей и институтов. Ограничимся лишь рассмотрением социально-экономической сути тех представничих образований, которые выражают эти главные 'движущие силы современного общества в нынешних условиях интересы трудящихся представлено достаточно разветвленной системой профсоюзов, предприниматели различных сфер деятельности образовали свои профессиональные организации, а государство отправляет свои функции через многочисленные правительственные организации и институты, главное назначение которых выступать своего рода "арбитром" в сложных отношениях между трудом и капиталом.