О социально-экономическом порядке

Ключевая категория социально-экономического строя - "порядок" (Ordnung). Среди множества конкретных социально-экономических устройств в разных странах в разные времена в теории условно можно выделить, по крайней мере, две формы социально-экономического "порядка": порядок, основанный на жестком государственном администрировании относительно экономической деятельности, и порядок, основанный на определенной комбинации различных форм регулирование со стороны государства с предоставлением приоритета в экономической деятельности хозяйствующим субъектам. Собственно говоря, первый тип взаимоотношений между государством и экономической деятельностью субъектов составляет суть социалистического социально-экономического "порядка", вторая - представляет собой социально-экономический уклад, который один из теоретиков назвал "расширенным порядком человеческого сотрудничества" *.

Для первого типа, т.е. "социалистического порядка", характерно осуществление государством административного регулирования всех хозяйственных процессов: государство действует в отношении своих экономических агентов как внешняя сила (чаще всего через законодательные акты, директивные планирования, методами государственного принуждения и т.д.). Этот тип порядке называют "централизованной, командно-административной экономикой. Парадокс самого словосочетания "социалистическая экономика" заключается в том, что социализм как социально-экономический уклад, в принципе отрицает "экономику", как таковую, в т.ч. и "экономический порядок". Ведь самая первая и найглибинниша суть "экономики", как таковой, заключается в эквивалентности (которая, кстати, часто нарушается) обмена деятельностью между экономическими агентами, а "социалистический порядок", основанный на отрицании этого принципа.

Все социально-экономические устройстве "расширенного порядка человеческого сотрудничества", напротив, исходят из основополагающего принципа "свободы" экономической деятельности агентов, экономических отношений, предусматривающих, что государство не занимается прямым и жестким административным регулированием экономической деятельности. При этом отнюдь не отрицается государственное регулирование экономики, как таковой, и сама экономическая деятельность государства (поскольку государственный сектор экономики во всех развитых странах составляет от 20 до 40%). Конкретных социально-экономических устройств в конкретных странах мира весьма много. Но в теории можно выделить определенные типы. Среди социально-экономических устройств "расширенного порядка человеческого сотрудничества" можно выделить две ведущие типы.

Первый из них называют "либеральным", поскольку он основан на идеях классического экономического либерализма с его доктриной "Laissez faire". Современные либералы совершенно не возражают важной роли государства в регулировании экономических и социальных отношений в обществе, хотя такому регулированию они традиционно отводят значительно меньшую роль по сравнению с возможностями самодеятельности многочисленных экономических субъектов. Примерами практического воплощения современного либерализма могут быть развитые страны американского континента, в частности Соединенные Штаты, Канада, поэтому его еще иногда называют "американским".

Второй тип - государства т.н. "социальной рыночной экономики", к которым относят большинство развитых стран Западной Европы. Поскольку именно этот тип социально-экономического и государственного устройства в постсоциалистических странах рассматривают как более политически сприйнятний для народов этих стран, ему мы уделит более подробную внимание (этому специально назначен заключительные разделы учебника). Сторонники "социальной рыночной экономики" особого внимания придают социальной сфере как ведущей составляющей "социально-экономического порядка". Современное государство, по их мнению, берет на себя такие жизненно важные функции, как гарантии прав собственности, выплаты заработной платы на должном уровне, пенсионные выплаты и медицинское обеспечение, соблюдение строгих правил найма и увольнения с работы, защиту всех слоев населения от произвола рынка и стихии невпорядкованости, защита прав материнства и детства, всесторонняя помощь молодежи и защите прав пожилых людей. Хотя неолиберализм признает и предоставляет примат частной инициативе перед государственным вмешательством в экономическую деятельность, он не может не признавать, что вузькокорисливи интересы отдельных лиц не могут владарюваты в современном обществе без каких-либо ограничений. Главная функция государства в современной системе "социальной рыночной экономики" заключается в том, чтобы "переплавить эгоизм" отдельных производителей на общее благо ( "благосостояние для всех"). Концепция "социального рыночного хозяйства" вобрала в себя из христианского социального учения две основополагающие принципы - принцип личности и принцип субститарности (от лат. Substitutio - подстановки). Соблюдения первого принципа предусматривает сосредоточение всей внимания государства на человеке, который вообще является мерилом целесообразности всей социально-экономической организации общества. Такой подход в целом соответствует религиозно-моральной традиции стран Западной Европы и Соединенных Штатов, в которых значительную роль в становлении "производительного капитализма сыграла идеология протестантизма.

Второй принцип - субститарности предусматривает как можно большую децентрализацию принятия решений по известному правилу: более крупная общественная единица не должна перебирать на себя решение задач, которые могут быть решений на более низкой ступени общественной организации мелкой единицей этой организации.

Важную роль при этом играет достижение "социальной сделки", социального компромисса. Фактически реализация этого принципа предполагает возможно большую децентрализацию принятия решений. Она очерчивает границы государственного вмешательства и регулирования экономической деятельности и социальных отношений в странах с социальной рыночной экономикой ". Благодаря этому устанавливается максимально возможная самостоятельность и гибкость не только определенных хозяйствующих субъектов, но и гибкость структур и функций государственных учреждений и институтов.

На начало 70-х годов прошлого века, когда идеи "демократического социализма" получили наибольшее распространение в Западной Европе, три ведущие силы общества - профсоюзы как выразители интересов трудящихся, работодатели и их объединения и государство с его органами - достигли некоторой "социальной сделки "относительно того, как в гражданском обществе выработки и принятия решений на всех уровнях должна подчиняться общественному контролю. Конкретными объектами этого контроля стали минимальные уровни оплаты труда и доходов, выравнивание динамики доходов, установка систем социальной защиты и обеспечения. Основой общественного согласия стала т.н. "договорная экономика". Такая экономика является основой социально-политической и социально-экономического развития, основанного на взаимодействии совместных организаций работодателей и наемных работников, а также политических партий, которые выражают их интересы, и государственных органов, которые согласовывают, контролируют, достигают договоренности и производят окончательные решения. Государство и его многочисленные органы выступают здесь в роли своеобразного "отца и арбитра" (т.н. "патернализм"). Государственные учреждения и осуществляемая ими экономическая и социальная политика приобретают определенной стабильности, меньше зависят от последствий очередных выборов в законодательных или исполнительных структур.

Концепция "социальной рыночной экономики", предполагает определенный "порядок", единый и "органический" комплекс, поскольку сочетает экономические, социальные и идеологические ценности. Вместе взятые они в каждой данной конкретной стране образуют тот социально-экономический "порядок", который в теории получил название "социальной рыночной экономики", а в конкретном национальном воплощении представляет собой множество неповторимых социально-экономических "порядков" с их особенностями - историческими, экономическими , психологическими, природными, ментальными, религиозными и другими.

Говоря о "социальную рыночную экономику" как возможную модель будущего социально-экономического устройства нашей страны нужно принимать во внимание, что перед нами стоит задача выработки собственного "социально-экономического порядка".