Человек как работник

Едва ли не самой важной характеристикой человека в мире социальной экономики является ее производственная деятельность.

Когда человек стоит на пороге своей трудовой жизни, т.е. тогда, когда она выбирает свою будущую производственную деятельность, она обычно сталкивается с тремя наиболее распространенными сферами такой деятельности: первичной, вторичной и третичной.

К первичной сферы производственной деятельности относят такие, которые связаны с добычей первичного сырья, то есть те, где сырье или выращивается или добывается. Примерами первичных видов деятельности могут быть отрасли растениеводства или животноводства в сельском хозяйстве, угольная промышленность или золотовидобування, добыча нефти на морском или океанского шельфа.

Вторичной сферой производственной деятельности считают т.н. "обрабатывающие отрасли", то есть те, где сырьевые материалы превращаются в конечные изделия. Примерами "вторичной индустрии" может быть автомобильная промышленность, обработка сельскохозяйственной сырья и превращение ее на продукты конечного пищевого потребления, строительство жилья или сооружений производственного и культурного назначения.

Когда говорят о третичные сферу деятельности, то под этим обычно понимают сферу услуг (обслуживания). Примерами "третичной индустрии" являются предприятия торговли (магазины, рестораны, кафе), образовательные учреждения различных форм обучения, учреждения здравоохранения или банковские учреждения.

Некоторые виды услуг предоставляются прямо индивидуальному потребителю, например, услуги парикмахера или мытья окон, а некоторые - определенном количестве потребителей (будь то в масштабе страны или региона, или ограниченной группе лиц). С этой точки зрения важно понимать разницу между товаром и услугой. Когда речь идет о "товар", то под этим понимают нечто физическое. Так, автомобильная промышленность выпускает авто, а пекарня - выпекают хлеб и пирожные. В отличие от этих производств, предоставление услуг не материализуется в вещевой продукции, хотя и имеет вполне реальную полезность для потребителя.

Подавляющее большинство производимых благ (товаров и услуг) проходит через все три стадии производственной деятельности. Так, когда сырьевая нефть добывается на дне моря, мы имеем дело с первичной сферой деятельности. Когда эта сырьевая нефть переганяеться и обрабатывается таким образом, чтобы превратиться на автомобильное топливо, мы имеем дело с "вторичной сферой", а когда бензин продается на бензозаправках, причем некоторая его количество доставляется непосредственно в гараже - мы имеем дело с "третичной сферой", т.е. сферой услуг. Одной из важнейших тенденций в современных индустриальных странах мира для работников различных форм деятельности является передвижения занятости с т.н. "первичных" и "вторичных" форм деятельности в "третичные". По мере того, как отдельные страны все больше богачей, они требуют все большей занятости в "третичные сфере" деятельности для удовлетворения своих растущих потребностей.

Любой человек, прежде чем получит первую работу, требует предварительного обучения. В самом широком смысле оно обозначает все, чему мы учимся. Даже умение "ходить" можно рассматривать как тренировку для последующей производственной деятельности. Более узкое понимание "обучение" означает получение специальной подготовки для выполнения какого вида работы, определенного вида деятельности. Для овладения некоторыми неквалифицированным видам работ потребуется не более пяти минут (чтобы понять, как пользоваться, например, лопатой). Однако производственное обучение все, тем больше приобретает решающее значение. Сегодня остается все меньше видов работ, которые не нуждаются хотя бы малой предварительной подготовки, то есть квалификации. Многочисленные виды неквалифицированных работ сегодня все больше передаются машинам. Следствием этого является рост безработицы в первую очередь именно среди неквалифицированных работников.

Поэтому надо хотя бы бегло рассмотреть те виды и средства обучения, которые получает человек прежде, чем приступить к выполнению какой работы или определенной деятельности. Современная система овладения производственными навыками состоит из многоступенчатой системы - школа, ремесленное обучение, колледж, высшее образование, обучение в промышленных областях или в сфере услуг и т.п.

Школа не ставит своей целью предоставление специальной подготовки для дальнейшей работы. Общеобразовательные школьное обучение скорее несет ответственность за предоставление навыков жизни в гражданском обществе: ведь производственная деятельность человека при всей ее важности лишь часть жизни. Кроме этого, человек занимается воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, участвует в политической жизни своей страны и места проживания, оперирует своим бюджетом для его рационального использования. Одновременно школа пытается сделать нечто для подготовки своих учеников к их дальнейшей производственной деятельности. В школе ученикам дают определенные навыки ведения домашнего хозяйства, чертежи, копирование, строительные навыки и т.д. Одной из функций школы является предоставление ориентации школьникам в будущих профессиях. Хорошо зная своих учеников, школа может помочь им сделать правильный выбор относительно их будущей производственной деятельности.

Такая форма, как ремесленное обучение (Ученичество), берет на себя функцию предоставления необходимых производственных навыков для выполнения определенного вида работ. Все хорошо понимают, что неквалифицированная работа оплачивается гораздо хуже квалифицированную. Известно также, что шансы попасть в ряды безработных уменьшаются по мере обретения любой производственной квалификации. Поэтому ремесленное обучение во всех странах пользуется большим спросом: оно обеспечивает получение необходимых навыков для квалифицированной работы.

Надо отметить, что для выполнения определенных видов деятельности нужны совершенно специфические навыки к труду - опыт, квалификация и мастерство. Так, на многих видах работ опыт ценится больше, чем квалификация. Агенту по продаже имущества, недвижимости или автомобилей меньше нужны длинные списки академических дисциплин, чем практический опыт в этой деятельности, что и приведет к "успеха" - количества проданных авто. Однако через определенный промежуток времени даже успешный агент по продаже убедится, что другие фирмы требуют и опыта, квалификации и образования.

Поэтому в ведущих отраслях промышленности и другой деятельности существует развитая система приобретения производственных навыков. Она охватывает пошив одежды, строительство, гостиничную дело, общественное питание, дорожное строительство, отрасли пластмассовой и химической промышленности. Названы промышленные отрасли организуют обучение по схемам, которые соответствуют потребностям каждой конкретной области деятельности. Они предоставляют как квалификацию для получения лучшей работы, так и обеспечивают условия первоначального обучения для тех, кто только что закончил школу. Важной формой приобретения производственных навыков является обучение в сфере услуг. Например, в Англии для тех, кто учится в этой сфере, обучение является полностью бесплатным. Более того, спонсируемый правительством организации могут оплачивать грант лицам, приобретают квалификацию, на весь период обучения.

Таковы только некоторые звенья со всей разветвленной системы подготовки и переподготовки лиц для производственной деятельности.

В развитых странах существует довольно разветвленная сеть трудоустройства. Центральные правительственные организации, местные органы, частные фирмы - все они привлечены к обеспечению рабочими местами. В разных странах действуют специальные Комиссии по обеспечению рабочей силой, сеть служб трудоустройства, агентства занятости. Если разного рода правительственные организации финансируются правительством из бюджета, то частные центры занятости не получают никаких правительственных денег. Они принадлежат частному владельцу и должны заработать свою прибыль, которая состоит из выплаты комиссионных по зарплате, которую фирма-работодатель выплачивает лицу, нанятый с помощью агентства. Сделать это достаточно легко, поскольку фирма рассчитывается в виде зарплаты с агентством по занятости, а уже агентство платит зарплату рабочему. Так, Джон получает 22 ф.ст. от агентства за работу в мистера Смита. Но Смит выплачивает агентству занятости 24 ф.ст. Итак 2 ф.ст. агентство получает из заработка Джонса как свои комиссионные.

Поиски и нахождения работы могут происходить через личные контакты. Школьникам, которые только что закончили учебу, часто предлагают работу, если их родители работают на строительстве или знакомы с мастером, с менеджером в магазине, или секретарша местной фирмы узнала, что там нужен клерк для грузов.

В определенные годы работы очень мало и она довольно редкая. В другие годы фирмы не могут удовлетворить своих потребностей в рабочей силе. Именно в этой ситуации вы можете попробовать получить лучшую работу. Правда, понятие "лучшая" или "хуже" работа очень субъективное: только сам работник может решить, что для него лучше. Это может означать 40-часовая рабочая неделя, как основной показатель, или нахождение работы в 5 минутах пешком от вашего дома, и множество другого. Однако поиски работы и хорошо трудоустройства настолько важный социально-экономический показатель, который постоянно надо прилагать усилий, чтобы найти именно свою работу. Недаром одно из определений человеческого счастья трактуют так: "счастливый человек это тот, кто утром с радостью спешит на работу, а вечером - с удовольствием возвращается домой". Человек как работник может выполнять различные виды работ с точки зрения их сложности. Они связаны с различными видами квалификации: "простая", "среднее", "высшая", о которых говорилось выше. Под ключевыми квалификациями понимают сумму знаний и навыков, которые не служат непосредственно выполнению определенной практической работы (например, обслуживание какого вида машин), а дают возможность быстрого овладения и выполнения различных работ и функций в современном сложном мире труда. Для этого требуется логическое мышление, аналитический характер деяния, способность к работе в коллективе, постоянная готовность учиться. Так что в целом, современное производство требует работников все более высокой квалификации. Согласно прогнозам ведущих исследовательских организаций современное индустриальное общество и в дальнейшем будет развиваться в общество преимущественно "третичной" сферы занятости. Как мы видели, на рынках труда царит закон спроса и предложения. Для того, чтобы удовлетворять потребности производства и требования рынка, каждый работник должен быть готов работать с новыми технологиями, повышать свою квалификацию, переучиваться, если это нужно, то есть постоянно поддерживать интерес работодателя к себе как работника.

Такой, очень коротко, влияние "мира социальной экономики" на человека - потребителя, покупателя и продавца рабочей силы, работника в общественном производстве и среде.