Человек в социальной экономике

Мы уже видели, что человек постоянно находится в многоцветным мире экономики, взаимодействует с этим миром, сама влияет на него и испытывает немалого влияния окружающей среды. Первым попытку рассмотреть человека в ее многочисленных отношениях с миром экономики, как мы видели, сделал выдающийся шотландский экономист А. Смит. Основой теории А. Смита было стремление взглянуть на человека с трех точек зрения - моральной, гражданской (государственной) и чисто экономической.

Человек - существо социальное, то есть живет в социуме, взаимодействует с ним, должно подчиняться определенным нормам и правилам социального поведения: она придерживается определенных моральных норм, которые выработаны всем предшествующим развитием, традициями и привычками. Человек выполняет и подчиняется юридическим законам и общественным институтам, которые приняты в стране. Последняя по перечню, но не по значению, характеристика человека как существа чисто экономической (homo economicus).

Некоторое время считали, что "человеческое" и "экономический" в человеке - несовместимы. Однако обе характеристики чрезвычайно тесно связаны, испытывают взаимного влияния. Заслуга А. Смита заключается в том, что он первым попытался объяснить экономические отношения между людьми с учетом особенностей их натуры. Он считал, что человек по своей природе существо достаточно эгоистические, а потому ее личные цели могут противоречить интересам других людей и окружающей среде в целом. Все же гражданское общество вынуждает людей каким образом сотрудничать друг с другом, достигать общего блага и одновременно предоставлять блага каждому. Следовательно, существуют какие-то механизмы, которые обеспечивают такое сотрудничество. Свои научные поиски А. Смит сконцентрировал именно в открытии этих механизмов. А. Смит очень много внимания уделил такому явлению, как разделение труда между людьми. Он доказал, что именно благодаря распределению труда люди взаимодействуют между собой, повышая собственное благосостояние и общее благосостояние страны. Он первым выдвинул революционную для своего времени мнение о том, что обмен происходит лишь там и тогда, где и когда он выгоден обеим сторонам. К А. Смита на обмен смотрели несколько иначе. В древние времена шуткувалы: "рынок - это специально отведено место, где люди могут обманывать друг друга". Другими словами, считалось, что в обмене на рынке одна сторона обязательно выигрывает, а другая проигрывает. Смит опроверг это утверждение и доказал, что на самом деле существует универсальная выгода для всех участников рыночных отношений. Эта выгода заключается в экономии последствий общественного труда всеми участниками рыночной взаимодействия. Человек соглашается на обмен только тогда, когда она считает, что потратила на производство своего товара меньше времени, чем ей пришлось бы потратить на изготовление того товара, который она хочет получить при обмене.

А. Смит очень много размышлял над механизмами координации экономической жизни. Другими словами его занимала проблема: как скоординировать усилия людей в социуме, таким образом, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу. В конце концов, он пришел к выводу, что такая координация в гражданском обществе становится возможной лишь благодаря стремлению человека к собственной выгоды и благодаря ее склонности к обмену. Исходя из черт человеческой природы, А. Смит неоспоримо доказал, что в основе экономических механизмов развития лежит стремлиння к собственной выгоды: человек преследует собственные цели, но при этом она вынуждена делать то, что нужно обществу в целом. А кто же ее заставляет это делать? А. Смит отвечает: "невидимая рука рынка". Под этим загадочным термином со времен А. Смита понимают механизм рыночных отношений между людьми, т.е. рыночный механизм.

Когда говорят о "рынок", то под этим в экономике понимают не конкретную площадь, базар или магазин, в котором есть продавцы и покупатели. Под "рынком" понимают всю совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом. В понятие "рынок" входят и продовольственные рынки, универмаги и универсамы, и т.н. "толкучкы", а также разнообразные биржи, ярмарки, банки, транспортные и другие коммуникации, обслуживающие рыночный процесс. Итак, это все организации, которые так или иначе способствуют производителям и потребителям найти друг друга, сводят продавцов и покупателей, чтобы предоставить им возможность продать и купить. Совсем коротко, - это спрос и предложение.

Особенности человеческой натуры очень сильно сказываются на рыночном механизме и на экономических механизмах человеческой цивилизации в целом. Оказалось, что экономику нельзя построить вопреки человеческой натуре. История цивилизации показала, что существует лишь два стимулы воздействия на людей, чтобы заставить их работать производительнее - насилие и экономический интерес. В течение тысячелетий люди считали лучше использовать насилие, это казалось простым. Понадобились века войн, революций и мятеж чтобы понять, что это не лучший способ повышения производительности труда.

НЕ избавившись полностью такого стимула, как "насилие", люди постепенно пришли к выводу, что для достижения таких сугубо экономических явлений, как "производительность труда", "экономический прогресс", лучше использовать именно экономический интерес человека. Поскольку человек является одновременно существом биологической, социальной и экономической, со временем человечество выработало сложный социально-экономический механизм, который состоит из многочисленных элементов, рычагов повышения влияния, стимулирования и ограничения противоречивой человеческой природы.

Современные т.н. "социальные экономики", которые предназначены выработать способы совместной жизни и экономического сотрудничества, должны обеспечить, во-первых, право каждого человека действовать согласно соображений собственной выгоды (это не означает только наибольший доход от затрат труда, а в широком ее понимании); по -вторых, направить реализацию людьми их собственных интересов таким образом, чтобы это способствовало благосостояния всех членов общества в целом; в-третьих, ограничить действия людей таким образом, чтобы собственная выгода не могла стать препятствием другим людям.

Итак, современные социально-экономические устройства в разных странах различны, но базируются на таких противоречивых чертах человека, как стремлиння к благосостоянию и дух соперничества, природный эгоизм и склонность к обмену, жажда справедливости и чувство собственности, стремление совершенствоваться, самовиявитися, конкурировать друг с другом и чувство гуманизма (диаграмма 2).

Одним из главных факторов экономического прогресса человечества следует, безусловно, считать стремлиння к росту благосостояния. Ведь, как отмечалось, человек всегда хочет жить еще лучше, еще интереснее, еще комфортнее. А. Смит совсем не идеализував человека, учитывая ее природные лень и недостатки. Однако главное усматривал в тяге к лучшему: "одна у всех людей, постоянное и не исчезающие стремлиння улучшить свое положение - это источник, из которого происходит как общественное и национальное, так и частное богатство". "Беспредельность человеческих желаний и потребностей, как ничто другое, заставляет человека постоянно отыскивать все новые и новые способы получения все новых и новых благ - как материальных, так и духовных. Итак, беспредельность потребностей заставляет человека совершенствовать способы и методы своей деятельности, увеличивать объемы производства и качество продукции. В определенном смысле потребности - движущая сила развития экономики, но экономика в свою очередь порождает новые потребности. Так, потребности в автомобилях или самолетах, железным дорогам или видео-магнитофона не существовало, пока они не были изобретены и не вошли в обиход.

Но чтобы больше потреблять - надо больше производить. Эта постоянная противоречие решается через труд, причем все более продуктивную работу. Здесь надо отметить, что не всякий труд ведет и приводит к большему потребления и рост благосостояния. Этой цели служит только труд человека, последствия которого признаны обществом, то есть полезные.

Когда мы говорим о полезности благ (вещей или услуг)-то речь идет об их способности удовлетворять какую-либо потребность людей: будь то духовное или материальное. Одновременно полезность товара или услуги еще не гарантирует производителю хороший материальный доход. Дело в том, что покупатели всегда прицениваются к товару и решают проблему - достоин ли этот товар тех денег, которые за него требуют, и выгодно ли его покупать. Поэтому общество признает и платит деньги только за те товары, которые можно приобрести с выгодой (а выгода - сохранение собственных сил и времени для достижения благосостояния. При этом возникает очень много социально-экономических проблем, о которых речь пойдет ниже.

Нам лишь нужно осознать, что так же как потребности является движущей силой производства, так же в основе экономического развития (а как следствие и социального прогресса) лежит конкуренция, дух соперничества. Производители товаров и услуг знают, что заработать больше денег они смогут лишь тогда, когда предложат потребителям товары более дешевые, более привлекательны, чем те, что предлагают другие товаропроизводители. Поэтому производители все время находятся в поиске новых способов изготовления традиционных товаров и выработке новых, таких, которые способны "заманить" покупателя, они ведут борьбу за его "кошелек". Это является мощным, дополнительным "мотором" экономики.

Конкуренция - это экономическая борьба между производителями за изготовление как можно более привлекательных товаров, привлечение как можно большего числа покупателей и получения как можно большей выгоды.

Конкуренция - явление объективное. Когда в экономике речь идет об объективности каких-либо процессов, то понимают, что они не зависят от субъективных желаний отдельных лиц. Поскольку средства, которые их назначают покупке на приобретение товаров, всегда ограничены, то производители товаров неизбежно должны вступить в борьбу друг с другим за возможность получить эти деньги именно за их товары. Этими соображениями руководствуются и другие товаропроизводители. Каждый из них преследует свои собственные, субъективные интересы, но следствием этих субъективных устремлений оказываются достаточно объективные цены, которые складываются на рынках под влиянием спроса и предложения. Как только становится понятным, что изготовлением определенного вида товара или определенной работой заниматься выгоднее, чем другим, большинство производителей переключается именно на этот вид деятельности. Следствием такого поведения на рынке может быть только одно - "заманчивых" товаров становится больше по сравнению с потребностью в них и цены на них должны снижаться, с неизбежными потерями для тех, кто не "вгадав", какие именно товары и по каким ценам нужные потребителю.

Для того, чтобы действовала честная и справедливая (в экономике ее называют "совершенным") конкуренция, рыночная экономика должна обеспечить деяния главного принципа - свободы конкуренции, свободы выбора. Это означает, что каждый производитель должен решать для себя проблемы - что и как производить, кому продавать, какую цену требовать, как потратить полученные деньги. Так же и покупатель должен свободно распоряжаться своими деньгами и свободно выбирать, какой товар, за сколько, где и у кого покупать. Принцип свободы - основной принцип рыночной экономики. Именно с этим принципом связан и экономический базис такой экономики - частная собственность. Проблема собственности - достаточно сложная категория, которая вбирает в себя и экономику, и право, и имеет, так сказать, "биологические корни". Ведь они простираются в животное происхождение человека, уходят в седую старину и порожденные естественными причинами. Достаточно вспомнить, что медведи и другие хищники весьма бдительно охраняют свои "владения", бьются даже с родственниками за свои территории.

Отсюда и первичная тяга человека "огородиты" свои владения, защитить их от "чужаков". Правда, человек в отличие от животных не ограничивает своих потребностей во владении все большей и большей собственностью, что приводит к очень нежелательным социальным последствиям. Речь о них пойдет дальше.

Отметим лишь, что попытки ограничить права человека на приобретение собственности предпринимались очень давно, но все эти попытки закончились неудачно (примером может служить наш социально-экономический эксперимент с его трагическими последствиями). Сегодня Общепризнанно, что ограничение прав собственности еще более угрожающее, чем различия в материальном благосостоянии, которые с ней связаны. Вместе с тем никто не отрицает, что собственность - большое достижение человеческой цивилизации, мощный стимул для трудовой активности людей.

Право частной собственности предусматривает право владения, пользования и распоряжения определенным имуществом. Гарантированное право собственности означает, что хозяин имущества может делать с ним все, что пожелает, если это не нарушает интересы других членов общества (социума). С правом собственности тесно связано и чувство собственности. Именно оно является мощным стимулом экономических стремлений человека, основой экономического и социального прогресса.

Чувство собственности как индивидуалистична характеристика, на первый взгляд, противоречит такой чисто человеческой рыси, как жажда справедливости. Но это только на первый взгляд. Проблема "справедливости" - вечная и чрезвычайно сложная, ей мы посвятит немало места в книге. Здесь лишь укажем, что человеческое стремление добиться справедливости во что приводило к войн и революций с их бесчисленный жертвами. Вера в чистейшие социальные идеалы оберталася на практике морями крови и пытками сначала для противников "светлых" идеалов, а затем и для самих носителей этих идей.

А. Смит много раздумий посвятил таким понятиям, как социальная и экономическая справедливость, он розризняв эти понятия и пришел к выводу, что наиболее справедливое социальное устройство может быть обеспечен там, где будет предоставлено право каждому свободно конкурировать своим умением и капиталом с умением и капиталом другого лица или групп лиц. По его мнению, именно такая справедливость служит прочным фундаментом для гражданского общества: "Если ее устранить, огромное и величественное строение человеческого общества неизбежно упадет и разобьется на мелкие куски.

Желание справедливости является постоянной основой политических, социальных и экономических процессов в обществе, движущей силой его развития. Эгоизм и эгоистические устремления отдельных лиц, несомненно, приводили к очень многих проблем в человеческой истории, в том числе и в экономической. Однако, потерпаючы на каждом шаге от этой своей недостатки, человечество постоянно училось учитывать этот недостаток. Более того - пыталось его использовать как одну из движущих сил экономического развития.

Великий шотландец А. Смит построил свою стройную социально-экономическую систему не вопреки, а исходя из вожделенные, эгоистической природы человека. Он первым понял, что в экономических отношениях не надо полагаться на альтруизм или гуманные черты человеческого характера. Для того, чтобы добиться собственных целей лучше обратиться к их эгоизма и такой черты человеческого характера, как склонность к обмену. По его мнению, человек "скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизма и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них ... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от доброго отношения Мясников, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими их собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизма, и никогда не говорим им о нас, а лишь об их выгодах ".

В этом и заключается главное чудо рыночной экономики вообще, рыночного обмена частности: вы преследуете свою корыстные выгоду, но делаете то, что полезно для всего общества в целом. Правда, полностью обуздать человеческий эгоизм и злоупотребления никакой экономический механизм не в состоянии. Поэтому человечество на протяжении своей длительной социальной истории производило юридические законы, нормы законодательного права, правила социального поведения. Они и составляют противовес эгоистическим устремлениям отдельных лиц и облегчают их сотрудничество в мире социальной экономики.

Наконец, последняя по перечню, но далеко не последняя по значению черта человеческого характера, - стремлиння к усовершенствованию, самовыражения. Это такая черта его характера, которая существенно сказывается не только в достижениях и свершениях человека в области искусства, спорта или воплощении самых высоких гуманистических идеалов, но и в экономической сфере. Поскольку люди все время пытаются улучшить свою жизнь, свое благосостояние, получить как можно больше и как можно лучших изделий и услуг, это толкает их на непрерывный подъем своей производственной, ремесленной, художественного мастерства, повышение квалификации во всех тех разнообразных видах деятельности, которыми они занимаются. Мастерство, совершенство и производительность, в конце концов, воплощаются в такой сугубо экономической категории, как конкурентоспособность. Под ней понимают способность, способность выиграть в поединке с другими товарами, мастерством других производителей. Но и эта прекрасная черта - стремлиння к совершенству - и ее воплощение в экономическом результате постоянно натыкается на попытки нечестных людей украсть идею, подделать изделие, обмануть и конкурента, и потребителя. Поэтому человечество вынуждено вновь и вновь возводить "мощные бастионы" защиты авторского права, интеллектуальной собственности, ремесленного мастерства и т.д. Общеизвестно, что компьютерная промышленность ежегодно теряет десятки миллиардов долларов вследствие незаконного тиражирования изделий и подделок.

Как видим, мир экономики не просто связан, а нераздельно соединенный с человеческим социумом, со всем средой, в котором человек проживает в данный момент, в данной стране. Поэтому справедливым будет утверждение, что человек рождается, живет и действует, а также взаимодействует с миром социальной экономики.