Мир социальной экономики

Мир "социальной экономики"

Человек рождается и сразу попадает в мир "социальной экономики", то есть в реальный мир конкретной страны, народа с его предпочтениями и привычками, с его культурой, ментальностью, с его материальным и духовным миром. Человек попадает в конкретный Социум, т.е. сообщество людей (за исключением "робинзонад", о которых рассказывал Даниэль Дефо с его героем Робинзона Крузо).

Человек входит в мир социальной экономики со своими потребностями, которые с развитием ее личности развиваются и обогащаются. Одна из основополагающих черт человеческой натуры - стремлиння улучшить свое благосостояние. Люди, по крайней мере большая их часть, всегда настроены жить лучше, комфортнее, интереснее. В течение тысячелетий человечество производило и совершенствовали методы повышения своего благосостояния, чтобы жить лучше и комфортнее. Собственно, в этом и заключался смысл человеческой цивилизации.

Мир "социальной экономики", бесспорно, состоит из "экономики" как таковой и социума с его моралью и сложной надстройкой. "Экономика" составляет каркас цивилизации, на котором держится все здание человеческого общества, весь социум. Со времен древних греков и римлян, взгляды которых мы рассмотрели, сугубо "экономика" неотъемлемая от социума и его морали, а также многочисленных "институтов", им произведенных. От Аристотеля под собственно "экономикой" понимали науку о благосостоянии и богатстве, а также методы, способы и виды деятельности, которые этот благосостояние обеспечивают. Именно благодаря "экономике" люди выделились из животного мира и образовали общество.

Позднее в развитом обществе расцветает наука, искусство, поэзия и культура. Но все это становится возможным благодаря тому, что экономика обеспечивает необходимые материальные условия. Фундаментом самых восхищенных человеческих потребностей основные материальные потребности, которые способна удовлетворить лишь экономика. Экономика - следствие коллективного разума человечества, совершенствования его навыков, методов и способов целесообразнее производства.

Одна из выдающихся черт экономики - целесообразность, рациональность. Мир экономики - особый, со своими законами и принципами. К определяющих экономических принципов относят выбор решений, позволяющих получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами нужных для этого ресурсов. Итак, миром экономики руководит принцип рациональности, а остальные (мораль, юридические законы, культурные ценности) лишь создают рамки, границы, условия и предпосылки для поиска наиболее целесообразных и рациональных экономических решений.

Чрезвычайно важным (а возможно и самым важным), таким, раскрывающий суть всей "экономики", является принцип "видплатности", "возмещение", что в бытовом смысле означает "ты - мне, я - тебе". Это может нравиться или не нравиться, но это именно так. Если не научиться видеть за всеми экономическими действиями стремление к рациональности, выгодности и видплатности - то многое из экономических отношений между людьми покажется непонятным, необычным, а возможно и оскорбительным.

Вполне понятно, что вся многогранность человеческого существования не исчерпывается сугубо материальными потребностями: говорят, что "не хлебом единым жив Человек". Она наделена чрезвычайно разнообразными нуждами и устремлениями, которые, собственно говоря, и делают ее Человеком в высоком смысле этого слова.

Если мы попытаемся отыскать первоисточник и первопричину развития человеческой цивилизации вообще, и экономической в частности, то придется признать, что именно разнообразие человеческих потребностей и желаний является главной движущей силой. Будет признано, что желание Человека нельзя свести только к удовлетворению основных материальных потребностей. Поскольку потребности эти весьма разнообразны, ученые давно пытались расположить их, так сказать, за приоритетностью. Выдающийся американский социолог А. Маслоу предложил специальную "пирамиду потребностей" (диаграмма 1).

За основу своей "пирамиды" Маслоу принял основные материальные (физиологические) потребности человека в еде, воде, одежде, жилье, воспроизводстве своего рода. Вторым ступени приоритетности являются потребности в защите своего рода в целом и каждого его члена в частности. Под защитой или безопасностью понимают не только защита от внешних врагов или преступников, но и от нищеты и пособие по болезни и безработице и т.п. Двигаясь вверх "пирамиды" мы обнаруживаем многочисленные социальные нужды, под которыми понимают потребность в обществе, любви, общении с людьми, которые имеют родственные нашим интересы, разделяющих наши ценности. Следующий уровень пирамиды - потребность в уважении со стороны других людей и самоповази.

Наконец, виншуе всю "пирамиду" потребность в самореализации, то есть потребность в развитии своих возможностей и способностей, их активном и творческом использовании. Эта последняя по перечню в системе приоритетных человеческих потребностей, возможно, самое важное для человека как личности.

Подводя итог "иерархии" человеческих потребностей, мы можем констатировать, что самые первые, с приоритетной точки зрения, материальные (физиологические) потребности находящихся в фундаменте "пирамиды". С этой точки зрения они фундаментальные, базовые и основные, но их иногда еще называют заземленимы, и даже хуже - "недостойными" потребностями. Остальные же потребностей оказываются сугубо социальными по своему содержанию и связанные с Человеком как существом социальным. Более того, именно эти потребности формируют Человека как Человека. И если продолжить анализ становления человека, то скоро окажется, что человек, кроме своей биологии и физиологии, имеет самая характеристику существа социальной.

Поскольку вся эволюция человека связана именно с социальной средой, то социума принадлежит и определяющая роль в ее поведении, в выработке ее нравственных и культурных навыков, в формировании всех ее разнообразных потребностей именно как человека.

Продолжая наш анализ, мы непременно приходим к выводу, что приоритет, или как порой говорят, примат принадлежит именно социальной компоненте в сложной гамме человеческих потребностей, желаний и устремлений. Придется также признать, что "экономики" как таковой, или чистой экономики ни в одной стране никогда не существовало и не существует, что человек всегда находится в достаточно конкретной "социальной экономике", а потому разговор следует вести именно о социальную экономику.