"Левое крыло" либерализма (фрайбурзкая школа)

а) общая характеристика "фрайбурзькой школы" В отличие от только что рассмотренных взглядов "ультра" - крайне "правых либералов", т.е. "правого фланга или крылья" либерализма, представленного Мизес и Хайек, сторонников "левого крыла", которые згрупувалися во Фрайбурге вокруг одного из ведущих учредителей этой школы Вальтера Ойкена (преподавал в университете этого города с 1927 г.) называли "Фрайбурге-кой школой. ее идеи со временем развивали такие выдающиеся ученые как В. Репка, А. Рюстов, А.Мюллер-Армак, Л. Эрхард, Х. Раш, Ф. Бэм и другие.

Главная линия размежевания "правых" и "левых" пролегали во взглядах на роль государства во всей совокупности общественно-политических и экономических процессов. Представители т.н. "левого крыла" придерживались существенно более умеренных взглядов на проблему государственного вмешательства. Как и любые либералы, они, бесспорно, выступали против прямого вмешательства государства в социально-экономические процессы, но влияние государства на распределение и перераспределение не только допускал, но и здоровался. Целью этого вмешательства было, предоставление "спонтанный рыночной экономике" большей социальной ориентированности.

Социально-экономическое содержание "фрайбурзькои школы" составляет "ордолиберальне учение". Если для "крайне - правых" либералов понятия "конкуренция" и "порядок" имеют ли не противоположный смысл, то для представителей "левого крыла", в частности "фрайбурзькои школы" эти понятия имеют нейтральный смысл: может быть "тоталитарный порядок", а может быть и "конкурентный порядок". Немецкий социально-экономическая и политическая мысль с ее традиционным педантизмом и пунктуальностью всегда считала установления "порядка" основным задачам государства. Представители австро-немецкой мысли всегда пытались соединить в своих поисках такие противоречивые концепции как "порядок конкуренции" и "социально ориентированное хозяйствования. На смену безоговорочно экономическом "либерализма" пришли многочисленные разновидности т.н. "ордолиберализму" (отсортировано либерализма), которые были подробно представлены в работах представителей "фрайбурзькои школы" .

По их мнению, государство должно гарантировать общие условия для развития рыночного хозяйства, обеспечивать и поддерживать "конкурентный порядок". А по мере необходимости на государство возлагается задача выравнивать негативные последствия действия рыночного механизма по социальным критериям. Содержание "ордолиберального учения" сводится к тому, что "государство по сути ограничивается формированием экономического строя, тогда как само по себе регулирование и ход хозяйственного процесса происходит спонтанно", - отмечает историк экономической мысли Х. Шахтшабель.

Итак, "ордолиберализм" представляет собой направление социально-экономической мысли, по которой должен быть установлен хозяйственный и социальный "порядок", которая сочетает свободу конкуренции и предпринимательства с государственным установлением рыночных условий, которые способствуют этой свободе. "Фрайбурзький императив" неолибералив провозглашал: "Государственное планирование хозяйственных форм - да, государственное планирование и регулирование хозяйственного процесса - нет". "Ордолибералы" выделяли две основные направления государственной экономической политики - формирование хозяйственного строя (Ordungspolitik) и влияние на процесс воспроизводства (Ablaufspolitik). Содержание первого направления составляет государственное регулирование таких явлений как монополия и конкуренция, соотношение частной и государственной собственности, прямых и косвенных форм вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования. Ко второму - относится весь комплекс государственных мероприятий, регулирующие экономический рост. Все формы государственного вмешательства в экономику имели название "политики упорядочения или политики хозяйственного порядка" (Ordnungspolitic). Центральное место в концепции ор-долибералив отводилось созданию "функционально способной системы цен совершенной конкуренции", которую, по их мнению, "нужно сделать важным критерием каждого мероприятия государственной политики". Конкуренция характеризовалась как основной государственный институт, который надо постоянно оберегать от посягательств монополий.

Вся послевоенные (II половина XX века) экономическая, политическая и социальная история развитых стран представляет собой непрерывную борьбу между различными школами, течениями и теориями. Это были непрерывные дискуссии между кейнсианцямы и либералами (неолибераламы) правого и левого "фланга," центристская монетаризму "и другими течениями социально-экономической мысли. Споры в основном велись вокруг границ т.н. "глобального регулирования". Под ним понимали политику, которая сочетает традиционные мероприятия и государственное вмешательство в макроеко-экономических процессах, прежде рычагами кредитно-финансовой политики.

Более подробно идеи этой весьма противоречивой системы взглядов могут быть рассмотрены через представление конкретных представителей "левого крыла".

б) "Теория порядков" Вальтера Ойкена (1891-1950 PP.) В. Ойкена, выдающегося немецкого ученого - экономиста, философа, социального мыслителя - по праву считают главой "фрайбурзького кружка" или "школы", как было отмечено выше. С его именем связывают также создание фундаментальной "теории порядков", которая позволила ученому обосновать социально-экономическом устройстве будущего общества, построенного на принципах свободы и достойного человека экономического, социального и нравственного благополучия. Неоценимую роль творческое наследие этого выдающегося ученого произвела на дальнейшее развитие Германии, особенно для ее послевоенного возрождения и практического воплощения в жизнь теории "социального рыночного хозяйства" (хотя самый термин принадлежит не ему). Главным трудом Ойкена считают "Основания национальной экономии", которая впервые вышла в 1940 г. и получила 9 переизданы. Уже после его смерти / 1952 p. / выходит работа "Основные принципы экономической политики", в которой сформулировано большинство положений организации "социального рыночного хозяйства"

Логика и методология. В казну социально-экономической науки имя Ойкена вошло благодаря анализу социально-экономических устройств, названных "порядками". Центральная категория всей конструкции Ойкена - теория "хозяйственного порядка", который бы гарантировал человеку права, свободы, достоинство в обществе, свободном от тоталитаризма. Итак, "хозяйственный порядок" - это не только социально-экономическая конструкция, но особое мировоззрение, особая идеология свободного и ответственного поведения человека, который признает законы и правила, обусловленные реальной жизнью.

По логике Ойкена, в основе разнообразных социально-экономических систем лежит ограниченное количество т.н. "чистых форм". Всю их разнообразие можно свести к двум "идеальных типов" - "центрально-управляемого хозяйства" и "вильногоринкового (конкурентного) хозяйства". В основе разграничения названных типов лежат способы управления хозяйственным процессом, формы координации деятельности отдельных хозяйственных единиц. "Рыночное хозяйство" управляется рынком, это хозяйства на основе обмена ( "минова экономика"), а центрально-управляемое исключает "свободный рыночный обмен", управляется центральным управляющим органом.

В центрально-управляемых хозяйствах все хозяйственные связи между экономическими субъектами подменяются административными вертикальными связями центра с предприятиями. Формы такого централизованно-управляемого хозяйствования могут быть различными: они имели место в древнем мире, а в новейшие времена - в странах "социализма", в частности в СССР, а также в фашистской Германии накануне II мировой войны. Ойкен считал, что "надцентрализация" противоречит самой природе экономики, и это, в конце концов, приводит к ее разрушению.

Свободное рыночное хозяйство, построенное на основе конкуренции и частной собственности, является естественной основой "социально-экономического порядка". Принцип, "экономической свободы" - основоположний: потребителю предоставляет право свободного выбора благ, производителю - право свободного выбора своей деятельности. Решающий фактор социально-экономического развития - это потребности, которые свободно формируются и требуют немедленной реакции со стороны производителей. Последние должны быть заинтересованы в том, чтобы удовлетворять любые потребности потребителя. Такая заинтересованность создается получаемой прибыли и свободным ним распоряжением. Именно это обеспечивает предпринимательскую инициативу, социальный и экономический прогресс и постоянное восстановление равновесия на основе действия конкурентных сил. Именно конкуренция решает проблему определения необходимых объемов производства, структуры и уровня цен на все производимые блага.

Одновременно Ойкен более умеренно относится к абсолютизация принципа свободы, что может привести к анархии, над-монополизации, социальных потрясений. Поэтому много усилий он приложил для объединения этих противоречивых принципов - "конкуренции" и "социализации". Рациональный хозяйственный строй он определяет как оптимальную комбинацию обоих типов хозяйства. По его мнению, решение проблемы оптимального сочетания форм двух "идеальных типов" должна взять на себя государство.

В целом методология Ойкена близка к "неоклассическом традиции", но в отличие от "неокласикив", он всегда подчеркивал, что не только центрально-управляемое хозяйство, но и децентрализованная рыночная экономика возникает не стихийно, а формируется сознательно государством. Это не означает развития по установленным сверху планами: "конкурентный порядок" формируется под влиянием внутренних потенций. Искусство экономической и социальной политики заключается в том, чтобы способствовать развитию наиболее рациональных, таких отвечающих конкретным условиям и потребностям, "порядков".

В работе "Основные принципы экономической политики" Ойкен формулирует "политику порядков", суть которой заключается в создании условий для развития страны: формирование конкурентной среды, ограничения экономической власти монополистической группировок, интеграция в мировое хозяйство, антициклични мероприятия, проведения активной денежной политики, сохранение институтов частной собственности.

Теория порядков "В. Ойкена развила идеи немецкого либерализма, заложила фундамент и стала методологической основой" социального рыночного хозяйства ", воплощенного в жизнь в послевоенной Германии. Эти методологические подходы активно разрабатывались его многочисленными сторонниками и последователями.

в) Суть "социального рыночного хозяйства" (А.Мюллер-Армак, В. Репка, А. Рюстов) В контексте развития "левого крыла" неолиберальным теории нельзя обойти имя А.Мюллера-Армака (соратника и продолжателя идей В. Ойкена), который исторически первым сформулировал идею "социальной рыночной экономики". Именно в его работе "Регулирование экономики и рыночное хозяйство" впервые / 1947 p. / появился термин "социальнеринкове хозяйство", под чем автор понимал социально-экономическую систему в рамках которой "принцип свободы рынка сочетается с принципом социальной компенсации". Само название его работы указывает на то, что он уже полностью разделяет идеи государственного регулирования экономики, т.е. проведение социально-экономической политики, которая должна быть направлена на сохранение конкуренции и выравнивания социального неравенства государственными мерами. Мюллер-Армак указывает, что под социально-рыночным хозяйством он понимает НЕ внедрения "спонтанного порядка", т.е. абсолютизация рыночных отношений, а целенаправленный сознательный "синтез", когда достижения рыночной экономики со всеми ее преимуществами становятся достоянием всех членов общества. Непременными составляющими "социального рыночного хозяйства" Мюллер-Армак считал сочетание двух ведущих сил - конкурентной рыночной экономики на основе частной собственности и государства, которая с помощью присущих ей механизмов влияет на распределение и перераспределение национального дохода с целью обеспечения социальной справедливости.

Идеи "социально-ориентированного рыночного хозяйства" еще с 20-х годов поддерживали австро-немецкие экономисты В. Репка и А. Рюстов. Осознавая невозможность автоматического (спонтанного) функционирования "свободного рыночного хозяйства", эти экономисты признавали необходимым противопоставить анархии производства определенные меры государственного вмешательства, которые бы обеспечили синтез между свободным и социально обязательным общественным строем ". В таком строе роль государства, по их образным сравнением, напоминает роль футбольного арбитра, который строго наблюдает за действиями футбольных команд на поле согласно правилам, но сам непосредственно участия в игре не принимает. В. Репка и А. Рюстов пытались определить принципы сознательной построения общественного строя через сочетание традиций "классического либерализма", идей "естественного экономического порядка" и ведущей роли государства в решении социальных проблем. Иными словами, государство необходимо для поддержания условий существования "социального рыночного хозяйства", то есть соблюдения "правил" свободной конкуренции "честной игры", контроля за условиями ценообразования. Она должна препятствовать попыткам установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности.

Теория "социального рыночного хозяйства" с самого начала и в последующих ее разработках базировалась на постулате противопоставление "рыночного порядка" всем видам "тоталитарного порядка", в особенности основанным на общественной собственности на средства производства. Практическое воплощение идей "ордолиберализму" в сочетании с концепцией "социального рыночного хозяйства" было осуществлено в послевоенной Германии проведением радикальных социально-экономических преобразований, которые позже получили название "немецкого экономического чуда". Главным действующим лицом и "архитектором" этого "чуда" по праву считают Л. Эрхард.

г) Людвиг Эрхард (1897-1977р.р) - теоретик и практик "социального рыночного хозяйства" Выдающийся экономист, общественный деятель, министр экономики ФРГ с 1949 по 1963 годы, вице-канцлер и канцлер с 1957 по 1967 PP Людвиг Эрхард вошел в историю как теоретик и практик "социального рыночного хозяйства"

Роль этой выдающейся фигуры XX столетия в возрождении послевоенной Германии и его влияния на судьбы других народов мира трудно переоценить. Его основной и фундаментальное произведение "Благосостояние для всех" многократно перевидавався практически всеми ведущими языками мира. Поскольку значение этого всемирно известного ученого и общественного деятеля состояло в сочетании теории и практики, мы вернемся к личности Л. Эрхард в заключительном разделе книги.