Социально-экономические рецепты Кейнса для правительств

Было отмечено, что Кейнс был одним из первых экономистов, чья теория так наглядно и ощутимо сказалась на практике. Заперечившы наличие у капиталистической экономики способности к "саморегулирования", Кейнс активно выступил за регулирование экономики государством. Это нашло отражение в первых его работах (проекты регулирования денежного обращения, переход к системам бумажных денег, и т.п.), но со временем он приходит к теории "государственного регулирования" всей капиталы-стичнои (частной по своей сути) экономики. Качественно новая социально-экономическая теория, которую он создал, по мнению самого Кейнса, указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе ... Государство должно будет осуществить свой руководящий влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами ".1

Исходя из приведенного, Кейнс предоставляет правительствам капиталистических стран целый ряд сугубо практических рекомендаций, которые, на его взгляд, должны преодолеть основной недостаток - состояние неполной занятости. Все его социально-экономическое учение подчинено поискам такого состояния через "эффективный спрос" (потому всю теорию часто называют теорией "эффективного спроса"). Выше были указаны две главные элементы такого спроса - расходы населения на предметы потребления и расходы предпринимателей на инвестиционные товары. Третьим важным элементом, возможно самым важным, Кейнс считал "государственные расходы" и их стимулированию различными методами, в частности через "мультипликационный эффект.

Главной бедой тогдашней экономики ученый считал недостаточность "эффективного спроса", что определялось сокращением склонности к потреблению, снижением предельной эффективности капиталовложений и чрезмерной тягой к "ликвидности". Для вывода экономики из депрессивного или кризисного состояния Кейнс предлагает не только решительное вмешательство государства в социально-экономические процессы, но даже искусственно используемые государственные расходы (строительство дорог, освоение новых территорий, возведение предприятий, которые дадут новые рабочие места): "Я рассчитываю на то , что государство, способное учесть "предельную эффективность капитальных благ" с точки зрения длительных перспектив и на основе совместной социальной выгоды, примет на себя все большую ответственность за организацию инвестиций ".1 Именно широкое участие государства в инвестировании, организация различного рода общественных работ (даже если они не очень рациональные с экономической точки зрения), осознанный влияние на покупательную способность малоимущих слоев населения (увеличение минимального прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий, льготное налогообложение) - все это способствует "эффективного спроса" и через "эффект мультипликации" стимулирует рост национального дохода.

Мультипликатор (от лат. Muliplicator) означает множитель. Этот показатель отражает устойчивую зависимость между приростом инвестиций и приростом дохода. Мультипликатор показывает, как меняется национальный доход с увеличением инвестиций на единицу. Кейнс подсчитал, что для тогдашней экономики Англии и США "мультипликатор инвестиций" равен 2,5. Деяния разовых вмещены инвестиций продолжается до момента исчерпания технологического или технического совершенствования, связанного с этими инвестициями. Мультипликатор показывает, с каким коэффициентом (К) увеличивается доход с приростом инвестиций.

Превышение прироста дохода над приростом инвестиций (иногда кратное) связано с тем, что первоначальные инвестиции порождают своего рода "цепную реакцию". Инвестиции и соответственно дополнительная занятость, порождающих доход. Доход - это спрос, в том числе и на инвестиции. Эти вторичные (производные от первых) инвестиции порождают новые доходы и т.д. Цепь "инвестиции-доходы" был бы непрерывным, если бы каждый доход полностью превращался на спрос. К величайшему сожалению, согласно Кейнса, значительная часть дохода идет на сбережения (которые Кейнс вообще считает потерянными для экономического круговорота деньгами). Поэтому цепная реакция "инвестиции-доход" постепенно затухае. Длина названного цепи, следовательно и величина дохода и мультипликатора, зависит от той пропорции, в которой доход распределяется на потребляемую и сбережений доли. Чем больше потребляемая доля, тем больший мультипликатор.

Категория "мультипликатора" действительно отражает межотраслевые связи, которые существуют в экономике. Практический смысл "мультипликатора" в том, что инвестиции в новое производство или расширение действующего, означает не только дополнительный спрос на средства производства и предметы потребления для работников данного предприятия, но влечет за собой рост деловой активности с доходами в родственных предприятиях. Именно с этим фактом связаны и практические рекомендации Кейнса чиновникам по распространению "государственных расходов на общественные работы.

В этом смысле чрезвычайный интерес представляет собой Кейнса-анська модель "совокупные расходы - национальный доход. В социально-экономическую науку названа модель вошла под названием "кейнсианской креста".

Для реализации рекомендаций Кейнса в середине 30-х годов в Англии был создан Национальный Совет экономического развития. На нее покладалося задача разработки государственных экономических и социальных программ, а также определения, какие отрасли в первую очередь требуют государственного регулирования, каким должно быть соотношение частных и государственных инвестиций. Все эти программы должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости ресурсов, в том числе рабочей силы, и повышению жизненного уровня населения. Накануне войны в 1944 г. в Англии был издан "Белую книгу о политике в отношении занятости. Вслед за этим, правительства многих стран приняли на вооружение кейнсианской рецепты и заявили об ответственности государства за достижения полной занятости на длительный период.

Такое признание действенности социально-экономической науки не только означало триумф выдающегося ученого, но и обозначили настоящую революцию в социально-экономической политике. Отныне началось довольно активное и целенаправленное вмешательство государства в социально-экономические процессы и осознанный влияние на присущ капитализмом циклическое развитие. Эффективность государственного регулирования социальных и экономических процессов, по мнению Кейнса, зависит от достижения полной занятости, снижения и фиксирования нормы процента и нахождения средств под государственные инвестиции.

Рецепты Кейнса относительно выхода из кризиса радикально отличались от аналогичных рекомендаций его предшественников. "Неокласикы" считали, что кризисная ситуация требует применения двух основных мероприятий - снижение заработной платы для увеличения занятости и повышения процента чтобы стимулировать сбережения (которые в соответствии с представлениями "неокласикив" обязательно направляются на инвестиции). По мнению Дж.М.Кейнса, и первое и второе не только не лишает экономику кризисного состояния, но и препятствует выходу из кризиса: снижение заработной платы не влияет на занятость, а спрос сокращается еще больше; рост сбережений совсем не тождественное инвестициям, как было показано выше, а потому также сокращает спрос. Следовательно, меры государства должны быть прямо противоположными рекомендациям предшественников - все силы и рычаги государство должно направлять на стимулирование спроса и поощрения инвестиций. Это самый первый и важнейший путь вывода экономики из кризиса. Второй путь регулирования ссудного процента - через денежную массу. Сперва Кейнс основное внимание уделял процента как фактора, который влияет на сбережения, так и на инвестиции. Государство должно, считал он, своей властью фиксировать и даже законодательно снижать процентную ставку.

Со временем Кейнс несколько разочаровался в кредитно-денежных рычагов влияния на экономику и начал оказывать предпочтение бюджетному регулированию через государственные расходы. Исходя из концепции мультипликатора, он считал, что государственные инвестиционные расходы зумовлять дальнейшие инвестиции и усилят деловую активность в частном секторе.

Первичные государственные "вливания" в экономику он советовал делать в "непроизводительные" сферы, поскольку "продуктивные инвестиции" увеличат предложение и снизят предельную производительность капитала, т.е. прибыли. Поскольку государственные расходы обостряют проблему нехватки денег, Кейнс предлагает бюджетное финансирование путем дефицита, т.е. покрытие разницы доходов-расходов за счет выпуска дополнительных денег. Он считал, что в экономике с неполной занятостью такой выпуск стимулировать НЕ инфляцию, а спрос, что приведет к росту занятости и падения нормы процента.

Вся последующая практика государственного регулирования в основном базировалась на теории Д. М. Кейнса. После Кейнса его последователи дополняли и развивали основные положения его теории относительно новых условий развития. Обосновывались не только антикризисная, но и антициклична политика, теория и практика экономического роста и т.д.