Общая характеристика "общей теории" Дж. Кейнса

Величественная фигура Джона Мейнарда Кейнса появилась на историческом горизонте в нужном месте в нужное время. Для того чтобы понять суть "революции" в социально-экономической науке, осуществленной этим известным ученым, прежде всего надо осознать особенности исторической эпохи, в которой он жил и творил.

Родившись еще в прошлом XIX веке в год смерти К. Маркса (1883 PP), Д. М. Кейнс начал формироваться как экономист и социолог в условиях "войн и революций", в обстановке, когда "капитализм эпохи свободной конкуренции" начал кардинально меняться : появились монополии, началась Беспрецедентная экспансия капитала, капитализм рос "вглубь и вширь", происходили гигантские социально-экономические катаклизмы (забастовки, мятежи, передел сфер влияния), которые завершились в 1917 пролетарской революции на 1 / 6 территории земного шара. Начался грандиозный "социалистический эксперимент", экономической сутью которого было почти 100-процентное господство государства, его вмешательства во все процессы производства, обмена, распределения и потребления. Процессы эти были очень противоречивыми (бедность, голод и холод для подавляющего большинства населения СССР на фоне весьма ощутимых темпов роста промышленности, прежде всего тяжелой и оборонной, коллективизации сельского хозяйства), но "впечатляющими". Успехи социалистической "индустриализации и коллективизации" пояснювалися только одним - все проникающей регулирующей и контролирующей роли государства. Дж.М. Кейнс не мог не знать этих процессов.

Сразу отметим, Кейнс был полным сторонником и защитником капиталистического социально-экономического устройства, но он одним из первых понял, что капитализм, как система трудно "заболел" и его надо радикально "лечить" чтобы "больной" не умер. Дж.М. Кейнс, как "врач" смертельно больного капитализма, появился очень своевременно и прописал "больному" лекарства, которые не имели даже ничего общего со всеми традиционными "классическим рецептам. До Кейнса вся социально-экономическая наука базировалась на безоговорочные вере (и соответствующих постулатам этой веры!) В том, что "конкурентный механизм" ( "невидимая рука" рынка) сам собой на основе "игры свободных рыночных сил", - спроса и предложения -- восстанавливает "равновесие", выравнивает занятость (под чем понимается занятость не только рабочей силы, но и прочих ресурсов), когда система выходит из строя. Основополагающим принципом всей "классической традиции был принцип" Laisez Faire "- принцип невмешательства, обратить к государству:" не втручайся, оставит на самотек "," не мешай !!!". Вот он символ веры всей предыдущей "классической мысли", которая олицетворяла социально-экономическую науку в течение двухсот лет.

Суть "кепнсианськоиреволюции" заключалась в том, что на смену непреложным лозунгу "Не втручайся!" Кейнс провозгласил прямо противоположное - "Втручайся". Кейнс одним из первых понял, что одних только внутренних сил самообороны капитализм, который тяжело "заболел", совершенно недостаточно для "выздоровления". Требуется внешнее вмешательство и весьма сильнодействующие "лекарства". Целенаправленное и энергичное вмешательство возможно только со стороны государства, на помощь "невидимой руке" (рыночный механизм) должна прийти "видимая рука" - рука государства и его органов. Если и было что-то действительно "революционного" в учении Дж. М. Кейнса, писали следующие исследователи, - то это продуманная критика неоспоримым "символа веры", который царил в социально-экономических взглядах на протяжении двух веков - веры во внутренние всепереможни восстановительные силы "рыночного механизма ". Читая произведения Кейнса можно оспаривать каждый отдельный элемент его аргументации, можно подвергать сомнению логическую совершенство всей кейнсианской конструкции, но невозможно сохранить веру в способность "свободной рыночной экономики автоматически поддерживать" полную занятость ". Многочисленные оппоненты Кейнса считали, что он не справился с теоретическим доказательством, но все признали со временем, что его идеи подтвердились на практике. Как известно, в науке "единственным критерием истины является практика".

Дж. Кейнс появился со своими теоретическими выкладками именно в тот момент, когда в мире разразился Беспрецедентная мировой кризис - "Великая кризис конца 20-х - начале 30-х годов". Она захватила страны и континенты. Свои мнения относительно природы этого кризиса и предложения по ее преодолению он сперва изложил английской королеве, но ни она, ни ее "просвещенные" окружение не поняли глубины доказательств этого непревзойденного экономиста XX века. Тогда Кейнс обращается к американскому президенту Ф. Д. Рузвельта и большинство его рекомендаций практически применяется в провозглашено Рузвельта "Новом курсе ".

Случилось чудо! Впервые наглядно, зримо и ощутимо рекомендации академического ученого помогли чиновникам преодолеть целый ряд самых болезненных экономических и социальных проблем. Экономика США начала виповзаты с длительной "депрессии" - началось экономическое, а как следствие и социальное восстановление. Теория воплотилась в практику. "Кейнсианская революция" не только опровергла неопровержимый к тому принцип "Laissez Faire", но обозначила чрезвычайно быструю трансформацию всей сложившейся системы прежних взглядов: оказалось, что правительства могут "вмешиваться" и "лечить" кризиса и депрессии, влиять на болезненные социально-экономические процессы (прежде занятости и безработицы), оперируя государственными рычагами - расходами, налогами, методами прямого и попутного государственного регулирования.

Наиболее завершенный вид "доктрина" Кейнса получила в его работе "Общая теория занятости, процента и денег". Этот выдающийся произведение в дальнейшем перевидавався многими языками бесчисленный количество раз. В среде экономистов получил название "Общая теория ... Кейнса. Сказанное вовсе не означает, что новая "Общая теория" сразу получила полное признание. Совсем наоборот: первое издание книги еще не были распроданы, как началась бешенная критика учения Кейнса в целом, и отдельных положений его "Общей теории" в частности. С Кейнс произошло то же, что в свое время подверглись произведения Рикардо, Вальраса, Маршалла и других выдающихся экономистов - его начали интерпретировать, стандартизировать, критиковать, препарировать, упрощать, сводить в графики, таблицы и альтернативные математические модели.

И Кейнс сам дал для этого много оснований. Как и другие книги настоящих гениев "Общая теория" была плохо изложенным произведением, наполненным разночтений, отклонений от главной мысли и многочисленных, так и не разработанных автором проблем. Очень точно по этому поводу выразился П. Самуельсон, будущий лауреат Нобелевской премии: "Общая теория ... ужасно написанная книга, она плохо организована ... Она полна иллюзий и путаницы ... Сама кейнсианська система изложена в ней нечетко ... Вспышки озарения и интуиции пересекаются с скучной алгебры. неуклюжие определения неожиданно озаряються странным пассажем Когда ее в конце концов преодолеет, то выясняется, что анализ в ней очевиден и в то же время новый. Коротко говоря - это работа гения ".

По оценкам, как современников Кейнса, так и многочисленных исследователей, "Общая теория" стала поворотным пунктом в социально-экономической науке XX века и во многом определяет социально-экономическую политику и поныне. Главная идея "кейнсианство" заключается в том, что сама по себе система рыночных отношений не вполне совершенной, самодостаточной, саморегулированной, а максимально возможная занятость ресурсов и экономический рост обеспечиваются только активным вмешательством государства в социально-экономические процессы. Отныне социально-экономическая конструкция была дополнена новым элементом и приобрела вид "социально-ориентированной, государственно-регулируемой, рыночной экономики". Дальнейшее развитие т.н. "смешанных систем" и "социальных рыночных экономик" показал наглядно, что без "кейнсианство", как основы социально-экономической политики их развитие было бы просто невозможным.