Социально-экономические взгляды "социалистов - утопистов"

а) Первые представители "социалистической утопии"

Рассмотрение "социалистически-утопического мысли", безусловно, надо начинать с выдающейся личности Томаса Мора (1478-1532рр.) - Автора "Утопии" * (1516 p.). Выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии эпохи Тюдоров (английский канцлер по правления Генриха VIII) Т. Мор был казнен за "оппозицию абсолютизма". Главный произведение этой выдающейся и трагической фигуры в истории человечества, обозначил целый направление в истории социалистической мысли, и в дальнейшем протиставлявся марксистамы т.н. "научному социализму". В своей "Утопии" Т. Мор обозначил модель "справедливого общества", построенного на общенародного собственности, "зривняльному распределении по разумным потребностями", планово-организованной и обязательной для всех физическому труду. В своей книге он полностью отрицает частную собственность и деньги, и видит "единственный путь к общественному спасению, т.е. к равенству, в полном искоренение частной собственности". Управление в таком гражданском обществе осуществляется избранными народом представителями.

К представителям ранних идей "утопического социализма" принадлежал итальянский мыслитель Томмазо Кампаислла (1568-1639рр.) Этот монах-доминиканець за свои еретические взгляды три десятка лет просидел в тюрьме, где и написал свой знаменитый произведение "Город Солнца" (1623 p.). Будучи почти лишенным света в своей тюрьме, этот мыслитель рисует "идеальное государство" (Город Солнца), где царит общенародного собственность на имущество (кроме индивидуального жилья), нет денег (основы неравенства), потребление является общественным (исходя из потребностей), дети воспитываются в колективистському духе. Социально-экономические взгляды Т. Кампанелы: господство натурального хозяйства, общественно полезная работа является обязательной для всех сознательных граждан, и самое высокое сознание является основой экономического благосостояния, она не требует никаких дополнительных стимулов к труду. Отношения между согражданами строятся на принципах дружбы, взаимопонимания, товарищеского сотрудничества, взаимоуважения.

Примечательно особенностью т.н. "ранних социалистов-утопистив" Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы - было то, что они не занимались практическим воплощением своих "социалистических идей". Правда, за океаном, в далеком Парагвае в течение нескольких десятилетий просуществовала "коммунистическая держава", которую основали монахи - иезуиты, но и она распалась из-за отсутствия экономических стимулов к труду.

Дальнейший "утопических социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) отмечался, кроме прочего, неоднократными попытками воплотить идеи в практику, в жизнь.

б) "Индустриальный социализм" А НРИ где СЕН СЕМЬ ОН А (1760-1825рр.) Во все времена были люди, которые мечтали о лучшую долю для человечества. Прежде всего к ним следует отнести французского графа Клода Анри Сен-Симона де Рувруа, несмотря на свое дворянское происхождение, всю свою жизнь мечтал об улучшении участи неимущих слоев. Как политически неблагонадежных, - был заключен. После освобождения занимается коммерцией, путешествует, изучает науки. "Последний из дворян и первым из социалистов" Анри де Сен-Симон пишет несколько выдающихся трудов - "Катехизис промышленников" (1823 г.), "О промышленной системе", "Про старую и новую политическую систему", "Новое христианство" (1824 г.). В этих работах он вводит новое понятие "Индустриализм", чтобы подчеркнуть роль промышленности и производителей как основы социального, экономического и технического прогресса. В основе нового "социального строя" должен быть принцип "от каждого - по способностями, каждому - по труду". Этот сугубо "социалистический принцип" сразу обозначает его социалистическую установку. Методологические и теоретические взгляды Сен-Симона достаточно оригинальны. "Индустриальный социализм" Сен-Симона базируется на историческом методе, т.е. прошлое человечества нужно изучать для того, чтобы вовремя распознавать тенденции современного развития.

По мнению Сен-Симона, будь - какое общество представляет собой целостную и органичную систему, в которой сочетается политика, знание, техника и экономика. В своем историческом развитии человечество проходит несколько социально-экономических формаций - первоначальную, рабовласницьку, феодальная, индустриальную. На каждом из перечисленных этапов существует соответствующий ему уровень развития политики, знаний и хозяйствования. Интересно, что "капитализм" он рассматривал как стадию промежуточную между феодализмом и индустриализмом. С этих позиций он и критикует "капитализм" как полон противоречий. Главным недостатком этого строя он считал отсутствие в нем организуючои, объединяющей основы.

Буржуазная общество он критикует в основном за то, что "индустрия" в нем не занимает должного ей места, что и способствует всех других пороков этого общества.

Все тогдашнее общество Сен-Симон разделял на две ведущие классы - "индустриалив" и "владельцев". К первым он относит всех, кто не уклоняется от общественно полезного труда "в любой области: производство, оборот или распределение. Такая работа является основой "общественной индустрии.

"Владельцы" образуют т. наз. "непродуктивный класс", - элемент феодализма. Это непродуктивно доля населения - "лентяи". Антагонизм между первыми и вторыми является главным классовый антагонизм в тогдашнем обществе.

По Сен-Симон, будущее общество будет основываться на "индустрии" и развитию "ассоциаций", которые он трактует весьма широко. По его мнению, прогрессивное движение человечества происходит от мелких "ассоциаций" до более крупных - от семьи до общины, от общины к нации, от нации к международным образований. Конечный пункт всех социальных и индустриальных преобразований - "всемирная ассоциация всех людей на земном шаре и во всех их отношениях". Заслуживают внимания некоторые взгляды этого странного "утописта", который во многом опередил своих преемников - "научных социалистов", в частности по проблемам распределения в будущем обществе. Последовательно исходя из "индустриальной системы" как основы всех социальных преобразований, Сен-Симон видит в ней не только новые возможности производства, которое впоследствии обеспечит все потребности, но и основу для изменения всей социальной среды. Сен-Симон предполагал, что индустриализация и ассоциация сами изменят форму распределения. При этом он не отрицал собственность предпринимателя - члена "ассоциации" как основы функционирования индустриальной системы. По его мнению, капитал имеет такое же право на вознаграждение, как и труд.

Сен-Симон, пусть и в противоречивой форме, представлял собой едва ли не единственный случай в истории социалистической мысли, когда "распределительная концепция" не базировалась на огульно "зривняливци". Так, по его мнению, общий совокупный доход в обществе должна распределяться согласно труда и вложенного капитала. Он четко осознает разницу между сугубо "владельцем" (как заботиться) и "предпринимателем", который является руководителем промышленного предприятия. Доходы последнего - плата и естественная вознаграждение за его высококвалифицированную работу. Проблему "социальной справедливости" в будущем обществе Сен-Симон понимает не как "уравниловку", а как распределение благ в соответствии с вкладом в общественное (общественное) производство. Однако доля совокупных поступлений должна использоваться на общественные нужды. Перевоспитанным капиталист-собственник-предприниматель со временем должен осознать, какой вред он наносит обществу своим сугубо частным хозяйства и сам, используя свой капитал, перейдет к "ассоциаций", где собственность и распределение наберут справедливых форм и попадут под контроль членов ассоциации. Когда же "ассоциация" наберет планетарного масштаба, распределение вообще происходить за потребностями.

Со временем "ассоциация" ликвидирует и конкуренцию. Индустрия руководствоваться из единого центра, по единому плану, что его разрабатывать ученые.

Исполнительную власть будет поручено уполномоченным "индустриалам" - "палате депутатов", которые будут разрабатывать законы, направленные на рост благосостояния страны. Политика не исчезнет, но полностью изменит свою сущность. Она станет наукой о производстве и всестороннее развитие человека, т.е. достижение обществом и каждым его членом наилучшего развития. Руководить "ассоциацией" наиболее одаренные ученые и предприниматели. Первые разрабатывать научные указания, а другие воплощать их в жизнь на благо и во имя благополучия всего населения. Многочисленные идеи этого выдающегося человека были со временем использованы в следующих теориях "индустриального общества" и других "технократичних теориях.

в) "Кооперативный (ассоциативный) социализм" Ш. фур 'Есть (1772-1837 PP.) С именем всесторонне одаренной и талантливой человека Шарля Фурье связывают одно из направлений социалистической мысли, который мы сегодня могли бы обозначить как "кооперативный" ( "фаланстер" Фурье - какое-то подобие производственного кооператива). К тому времени его "социализм" назвали "ассоциативным" (от слова "ассоциация").

Главные произведения Ш. фур '- "Трактат о домашнюю земледельческих ассоциацию" (1828 p.), "Новый промышленный и общественный мир" (1828 p.), двухтомном сборник статей, объединенная общим названием "Фальшивая промышленность, раздробленная, отталкивающей, лживые и промышленность естественная - общественная, слаженная, привлекательная "(1835 p.). Фурье разработал весьма сложную социально-экономическую систему на основе не очень последовательной методологии, которая объединила гениальные прозрения с не менее странными и непонятными, зачастую мистическими взглядами. В истории социально-экономической мысли Фурье вошел как последовательный критик капитализма и сторонник нового общества, построенного на принципах равенства, справедливости и социальной гармонии. Многими его идеями воспользовались в дальнейшем учредители "научного коммунизма". Можно констатировать, что во многом он даже их превзошел. Да, капитализм с его господством частной собственности, бесспорно, порождает анархию и социальное неравенство, конкуренцию и бедность, а поэтому требует обязательного реформирования. Поэтому капиталистическая частная собственность, по мнению Фурье, должна быть заменена на общественную, но он крайне негативно относился к революций, поскольку "они лишь обогащают интриганив".

Вся методология Ш. фур 'проникнуты четко выраженным "историзм", т.е. рассмотрением всех социально-экономических процессов в их историческом развитии. Фурье сделал интересную попытку представить историческую эволюцию и закономерности развития человеческой цивилизации. В основу исторической Периодизация им положен уровень экономического развития, в частности развитие промышленности, который и отличает отдельные эпохи. С этой точки зрения, он выделяет периоды, которые предшествовали индустрии, затем периоды, когда доминировала "фальшивая промышленность" - "раздроблена, отталкивающей и лживые", и, наконец, периоды с господством "естественной промышленности" - "общественной, слаженной и привлекательной" . Названные периоды, в свою очередь делятся: первый - на этапы "первоначальный" (который он называет Эдем), и этап - "дикости" (характеризуется инертностью и бездеятельностью. Второй период, в свою очередь, делится на "патриархат" (мелкая индустрия), "варварство" (средняя индустрия), и "цивилизацию" (большая индустрия). Наконец, третий период он рассматривал под углом зрения развития и движения "ассоциаций": на первом этапе - "гарантизм" (напивасоциация), на втором - "социантизм" (простая ассоциация), на третьем - "гармонизм (сложная ассоциация). Оригинальным в учении Фурье является также выделение "смешанных периодов" (он называет их "гибридами"), где господствуют черты, заимствованные из прошлых или иных периодов. Фурье делает вывод, что комбинируя различные черты, можно сознательно формировать желаемое общество.

Методологической основой всей "социальной концепции" фур 'является учение о "природе человека" (по Фурье, "теория страстей"). По его мнению, в капиталистическом обществе страсти действуют хаотично и вносят в человеческие отношения неурядицы и недоразумения. Эти страсти надо "гармонизировать". В будущем "гармоничном обществе" наступит "естественный порядок". Фурье считал, что сама "природа человека" требует отлаженного организованного производства. Только в "гармоничном обществе" страсти станут силой, которая регулирует всю общественную деятельность и только тогда, по его мнению, труд станет привлекательным.

Концепция "привлекательной труда занимает важное место во всей конструкции Ш. фур '. На всех предыдущих этапах человеческого развития ( "первоначальный лад", "дикость", "патриархат", "варварство" и даже "цивилизация") труд, за Фурье - отталкивающей. В условиях рабовласництва, феодализма и капитализма, как позже скажут марксисты, труд все еще носит принудительный характер, человек работает под принуждением нищеты, голода и бедности. Только "ассоциированное производство", с высоким уровнем разделения труда, позволит каждому найти свое место. Только тогда труд утрачивает принудительный характер, а человек получает достойный уровень благосостояния.

На основе своей методологии, Фурье доказывает, что должны быть созданы общественные отношения, которые отвечают "человеческой природе" (человек по своей природе всегда готова к этому, надо лишь соответствии организовать "гармоничное общество"). Пути к такой организации - развитие "ассоциаций" в широком смысле слова.

Главным достижением своего творческого доработку сам Фурье считал открытие новой формы организации общества - ассоциации. Как было показано выше, проблема "ассоциации", по Фурье, является краеугольным камнем развития человеческой цивилизации вообще (напивасоциация, простая ассоциация, сложная ассоциация). Первичной хозяйственной единицей национальной ассоциации он считал "фаланга" (чаще "фаланстер"). Как было отмечено, это нечто вроде производственного кооператива или акционерной формы хозяйствования, где на основе коллективной собственности и совместной работы происходит производство и распределение. Однако Ш. фур '- один из немногих "социалистов-утопистив", который в отличие от других, проблема "распределения" ставит в зависимость от вклада каждого в производство. В его "фаланга" сохраняется также и частная собственность. Она определяет пропорции распределения продукта, хотя и не влияет на общественное по своему характеру, производство. Хозяином производства является весь коллектив фаланга: он управляет производством, планирует совместную Деятельность, распределяет произведенный продукт. Распределение, как сказано, осуществляется в соответствии с вклада каждого: работник получает свою долю прибылей наподобие того, как это делается в современных акционерных обществах. Капиталист получает свою выгоду на "капитал", предприниматель на свой предпринимательский талант ", работники - за свою" работу ". Фурье убежден, что "привлекательная работа" будет настолько плодотворной и продуктивной, что каждый член "ассоциации" получит доходы больше потребностей его текущего потребления, а поэтому каждый будет иметь сбережения, которые он будет инвестировать, а это даст дополнительный доход. Следовательно, в его "фаланзи" собственность иметь практически все. Таким образом, совокупный размер доходов в "Мире гармонии" будет определяться не только долей имущества в общей собственности, а главное - количеством и качеством затраченной труда, способностями, талантом и усердием. То есть, по Фурье, распределение в будущем обществе будет происходить за капиталом, трудом и талантом.

Фурье, в отличие от других "социалистов", подошел к страстной проблемы "разделения" вполне конкретно и предметно. Исходя из "производственных факторов" он определяет даже пропорции "распределения" согласно частиц "труда", "капитала" и "таланта" - соответственно 5:4:3. То есть он пытался решить даже такую сложную дискуссионные проблему как социальная значимость каждого из названных "факторов производства".

Чрезвычайно интересно, что у Фурье практически отсутствует категория "заработной платы" в нашем современном понимании (из-за отсутствия у "фаланзи" наемных работников). Члены "гармоничного общества" получают доходы, которые определяются и трудом и капиталом, и талантом (знаниями, способностями, мастерством. Кроме того, определенная доля совокупного дохода направляется на общественные (социальные) потребности, выравнивая определенную социальную несправедливость и гарантируя необходимый минимум потребления. Анализируя принципы "справедливого распределения" Ш. фур 'есть, мы сразу замечаем понимания им проблемы "равенства" и "социальной справедливости", по которым он опередил не только свое время, но и будущих исследователей. "Социальную равенство" Фурье понимал как равенство в отношении средств производства. "Справедливое распределение" сделает работу привлекательной для всех. Эффективность такой работы будет гораздо выше, чем тогда, когда работа была "отталкивающей. В "ассоциациях-фаланга" бедность будет полностью уничтожено.

Как отмечалось, хозяйственную систему нового "Мира Гармонии" составлять отдельные, экономически обособленные единицы - "фаланга", а для общественных масштабных работ будут создаваться мижфалангови "промышленные армии.

"Фаланга" занимает площадь не более одной квадратной мили и в нее входит примерно 1500-2000 человек. Фаланга в основном занимаются агропроизводство на индустриальной основе. Различные виды промышленности и ремесла - лишь подсобные для сельского хозяйства.

Экономическая основа нового уклада - общественная (общенародного) собственность на средства производства, но собственность усуспильнюеться не государство, а именно "фалангами", которые и становятся реальными владельцами произведенного продукта. Поскольку в фаланга сохраняется частная собственность, отношения между фалангами носят товарно-денежный характер. Фурье, не единственный из "социалистов", который не отрицал существование и необходимости денег.

Следовательно, этот удивительный "социалист" провозгласил программу перестройки общества не на основе экспроприации собственности, а путем ее кооперирования как формы усуспильнення. Он пропагандировал не борьба классов, а "ассоциацию представителей труда и капитала", производителя и потребителя, кредитора и должника.

Сегодня, бросая, как говорится, ретроспективный взгляд на творческое наследие этого странного "социалиста-утописта", можно констатировать, что он намного опередил не только своих современников, но и будущих представителей т.н. "научного социализма и коммунизма". г) "Кооперативная-профсоюзный социализм (коммунизм)" Р. ОУЕНЛ (1771-1858рр.) Роберта Оуэна, равно как и Ш. фур ', относят к так наз. асоцианистив, т.е. сторонников "ассоциации" (кооперации), которая даст возможность реформировать и решить социально-экономические проблемы капитализма. Краеугольным камнем всей своей доктрины Р. Оуэн считал воспитание через "ассоциацию", которая создается на основе экономического кооперирования труда, равного участия в производстве и распределении, профсоюзного объединения трудящихся. Однако "асоцианизм" Фурье и Оуэна существенно отличались. "Ассоциации" Фурье ( "фаланга") построены на корпоративных началах, наподобие акционерного общества, где сохраняется частная собственность, доходы на капитал, деньги и товарно-денежные отношения. "Ассоциации" (кооперативы) Р. Оуэна основываются исключительно на общественной форме собственности, в частную собственность он отрицает, деньги и товарно-денежные отношения отвергает, поскольку они "искажают обмен и распределение" (последний должен происходить только "за работой" и через "общественные фонды потребления "). Исходя из этого, Р. Оуэна можно характеризовать как более последовательного и радикального социалиста (коммуниста).

Концепции А.Сен-Симона и Ш. фур 'является не были последовательно социалистическими в том смысле, что они допускали существование частной собственности, наличие капиталистов, которые получали свои доходы от капитала. Система Оуэна носит не только последовательно социалистический характер, но и содержит зародыши вторых, высшей фазы - коммунизма, когда полностью ликвидируется частная собственность, устраняются все классовые различия, труд становится обязательным для всех, без исключения, и, на основе роста производительных сил, осуществляется распределение по потребностям. Итак, "утопия Оуэна" носит уже "коммунистический характер.

Главные работы Оуэна - "Новый взгляд на общество, или опыт о принципах формирования человеческого характера" (1813 p.), "Доклад графства Ленарк о плане облегчения общественных пороков" (1821 p.), "Замечания о влиянии промышленной системы" (1815 P ), "Изложение рациональной системы общества" (1830 p.), "Книга о" Новый Свет "(1842 p.). Р. Оуэн прославил свое имя как теоретик и практик, в основе теоретической системы Оуэна лежала методология, согласно с которой все социально-экономические и общественные преобразования зависят от социальной среды Под последним он понимает общественно-экономические отношения, которые формируют поведение человека, влияют на ее всестороннее развитие и эффективность его труда До основных составляющих социальной среды он относит "институциональные" и чисто "экономические" компоненты. Оуэн уверен, что с помощью прогрессивного законодательства, институтов права, морали, воспитания, образования, можно создать новое общество и решить все насущные социально-экономические проблемы для перестройки экономической среды, по его мнению, прежде всего нужно уничтожить частную собственность и прибыль, деньги заменить "трудовыми бонамы" (как настоящий эквивалент ценности) - тогда и товары обмениваться эквивалентно. Исходя из анализа противоречий капитализма, Оуэн теоретически обосновывает социально-экономическую систему будущего общества .

Одновременно Р. Оуэн отразилась и как выдающийся практик своих теорий. Руководствуясь идеей создания "социальной среды" Оуэн покупает фабричное поселок Ленарк с 4 прядильной фабрики и создает образцовую колонию. В Ленарку было практически внедрена почти все институты "социалистического общества" - жилье для работников, столовые, детские сады, фабрично-заводские магазины. Он на практике улучшил организацию труда и его производительность, повысило трудовую дисциплину (хотя уничтожил штрафную систему). В пределах фабричного поселка он создал висококультурне среду, улучшил условия труда, жизни и быта рабочих (уменьшил продолжительность рабочего дня для взрослых с 17 до 10 часов, запретил труд детей до 10 лет и сделал обязательным обучение в школе).

Успехи, которых он добился в графстве Ленарк, Оуэн мечтал распространить на все общество. Однако его дальнейшая общественно-реформаторские деятельность потерпела неповиновения и в 1824 г. Оуэн бросает Англию и едет в США, чтобы там реализовать свой "кооперативный" план. В 1825 г. он покупает 30 тыс. акров земли с постройками на них и основывает общество под названием "" Нью Гармония "Общество просуществовал всего 3 года и распалось через распри и недовольство отдельных членов общины.

По возвращении в Англию Р. Оуэн вновь занимается общественной деятельностью, но отныне в ее основу возлагает профсоюзное движение. В "тред-Юнион" (профсоюзах) он видит форму объединения рабочих и организаций "кооперативных обществ. С целью коренной реорганизации общества он разрабатывает планы создания "Великой национальной объединенной союза производств" и "Банка справедливого обмена". В 1832 г. в Лондоне он создает "Национальный банк справедливого обмена труда", а через год в Бирмингеме - его филиал. Оба учреждения работали лишь при участии самого Оуэна, но потерпели крах только он отошел от дел. "Новая гармония" была основана на принципах "зривняльного коммунизма" и именно поэтому распалась, поглотив почти все состояние Оуэна.

Р. Оуэна нельзя считать "революционеров" в полном смысле слова: он был противником частной собственности, но никогда не выступал за ее экспроприации. Он выступал за "социализацию" и "социалистическое реформирование", но на основе просвещения и разного рода движений (кооперативного, профсоюзного).

Завершая краткий обзор представлений величайших представителей социалистической мысли (домарксовий период), следует отметить, что все они, мечтая о лучшую судьбу для человечества, строили свои преимущественно социальные конструкции будущих обществ, руководствуясь принципами "социальной справедливости и равенства" (каждый в меру своего понимания этих вечных категорий).

"Социалисты-утописты", в отличие от своих предшественников, которые понимали "справедливость" как равенство в потреблении и пользовании благами, уже значительно продвинулись вперед в трактовци этой основополагающей категории. Почти все "социалисты-утописты" не признавали ни "равенства потребностей", ни "равенстве способностей. Все свои надежды на лучшую жизнь они возлагали на новый, значительно более высокий уровень организации общественной жизни, производства и производительности труда. И именно этого, экономического обоснования будущего социального строя мы не находим ни в "Утопии" Томаса Мора, ни в "Городе Солнца" Томмазо Кампанеллы, ни в "ассоциациях индустриалив" Сен-Симона, "фаланга" Шарля Фурье, или в " гармоничных обществах "Роберта Оуэна. Это и дало основания марксистам утверждать о "утопическим" (неосуществленный) характер социальных конструкций своих предшественников.

Посмотрим, как развязывал насущные социально-экономические и другие проблемы человечества "научный социализм и коммунизм.