Ведущая социалистическая (коммунистическая) идея

Социалистический этап в развитии "социальной экономики" занимает особое место. "Социалистическая (коммунистические) идея" в своем самом общем виде в писаные и неписаные истории человечества со времен Иисуса Христа и до новейших времен всегда была моральным, этическим, философским, и каким угодно учению, но только не экономическим. Не надо доказывать и убеждать, что эта идея в многострадальный истории человеческой цивилизации как мечта о "социально справедливый строй на земле" всегда была едва ли не самой, самые и самые. Нема никакого сомнения, что представители социалистического (коммунистического) учение от первых выдающихся и гениальных мыслителей древности и до наших времен, руководствовались благороднейших помыслами и мечтали о равенстве, братстве и счастье для всех людей. Но отстаивая идею "равенства" как основополагающие идею социалистического учения, оно в течение килькатасячолитньои истории человечества практически нигде и никогда не содержало последовательного экономического обоснования. Более того, последовательно отстаивая принцип "социального егалита-ризму" (равенства) "социалистическое (тем более, коммунистическое) 'учения", так же последовательно, разрушало и отрицало принципы "экономического егалитаризму". Почти все доктрины социалистического направления принимают как неоспоримую составляющую экономическое благополучие и счастье всех людей, но ни в одной из них не содержится чисто экономического обоснования - как именно, какими экономическими путями и факторами это благополучие достигается. Можно утверждать, что множество единичных попыток достичь такого благосостояния в пределах или "фаланга", то ли "коммуны", "общества" или "общины", в масштабах или небольших стран, либо очень численных (Китай периода т.н. "культурного революции ") делались принципиально неэкономичных методами и везде, без исключения, завершались трагедиями, крахом, знедоленням и злиднямы для трудящихся масс, то есть практически для всего населения.

Проблема "равенства" (в широком смысле слова) и "социальной справедливости" как основополагающие идеи социалистических учений по двохтисячолитню писаные истории человечества всегда была центральной всех гражданских обществах. В дальнейшем мы рассмотрим эволюцию этих представлений в разные времена и в разных, наиболее выдающихся представителей такого понимания.

Одним из первых и наиболее концентрированных изложении "коммунистической идеи", вне всякого сомнения, следует считать совместную работу К. Маркса и Ф. Энгельса "Манифест Коммунистической партии" (1848 г.). Мало кто возразит, что это концентрированный изложение "коммунистической доктрины", прежде всего, является документом политическим и философским, и меньше всего - экономическим произведением. Правда, именно здесь основатели "научного коммунизма" формулируют свою ведущую политическую (она одновременно и ведущий экономический акт!) Идею: "Если бы нужно было как можно короче сформулировать суть нашего учения, мы бы сказали - уничтожение частной собственности" (см. К. Маркс, Энгельс Ф., Сочинения, Манифест коммунистической партии).

Итак, с целью достижения "социалистического равенства, справедливости и счастья для всех людей", для осуществления "светлого будущего всего человечества", в первую очередь, надо устранить главную преграду - частную собственность. В дальнейшем и К. Маркс, и главный составитель и соавтор его произведений, Ф. Энгельс, обосновывая общую конструкцию будущего коммунистического общества как "безклассового, без аппарата насилия" (государства) и эксплуатации человека человеком социального устройства еще не раз возвращались к основополагающей идеи о необходимость отмены частной собственности. В своем всемирно известном произведении "Капитал" (том 1, отдел 7, раздел 24, параграф 7 "Историческая тенденция капиталистического накопления") К. Маркс четко формулирует свое основополагающие положения о необходимости "экспроприации экспроприаторов", т.е. о необходимости лишения частной собственности тех, кто в свое время и на протяжении длительной истории человечества, путем эксплуатации и присвоения лишал частной собственности всех остальных: "Превращение основанной на собственном труде разрозненных частной собственности отдельных граждан в капиталистическую, бесспорно, является процессом гораздо длиннее, сложным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основанной на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массе немногими узурпаторами, здесь народной массе надо экспроприировать немногих узурпатором ".

Поэтому магистральный путь достижения "социального равенства и справедливости", наступление "царства свободы" учредители "научного коммунизма" видели в уничтожении частной собственности и замене ее - общенародного.

Совсем по-другому смотрели на проблему "равенства" и "справедливости" т.н. "антикомунисты". Проблема эта в истории человечества столь острая, дискуссионные и основополагающие, не прибегая к детальному рассмотрению всех многочисленных вариаций "социалистического учения" за довольно продолжительную двохтисячелетней писаные историю, она заслуживает хотя бы беглый обзор эволюции лишь некоторых представлений величайших представителей социалистической мысли ". В данном случае мы ограничимся кратким обзором рассуждений с названной проблемы предшественников К. Маркса, в частности т.н. "социалистов-утопистов", и взглядов наиболее выдающихся представителей и последователей "марксизма".