Джон Стюарт Милло (1806-1873 гг. ) - Пророк "социальной реформации.

Дж. Ст. Милло / младший / вошел в историю науки как экономист, философ, социолог, историк, литературовед. В 1829 г. издал философское произведение под названием "Система логики". Но прославил свое имя произведением "Основы политической экономии и некоторые аспекты их применения в социальной философии" / 1848 /.

Дж. Ст. Милло справедливо считают "классика английской политической экономии". Однако и само название главного его произведения и его содержание свидетельствуют о тесное сочетание экономической теории с социальными, философскими и историческими проблемами. Произведение Дж. Милло объемом почти в полторы тысячи страниц состоит из пяти книг, которые последовательно носят названия: книга 1 "Производство", книга 2 - "Распределение", книга 3 - "Обмен", книга 4 - "Влияние общественного развития на производство и распределение ", книга 5 -"

О влиянии правительства. В первых трех книгах Милло дал четкий и систематизированный изложение основных элементов классической политической экономии и заложил традицию методологического подхода к рассмотрению экономических отношений как системы "производство - распределение-обмен. Считая себя преемником Рикардо, Милло существенно обогатил его учение новыми идеями эпохи. Поэтому первые три книги "Основ" действительно являются "итогом, завершением и наилучшим изложением доктрин классической школы в наиболее точной форме".

Однако четвертая и пятая книги "Основ" Дж. Милло посвященные принципиально новому направлению социально-экономической науки - социальному реформизму. В отличие от других представителей классической школы, он не считал современный ему капитализм идеальным ладом и предложил широкую программу "социальной реформации. Он утверждал, что "лучшим состоянием человечества был бы такой, когда никто не беден, никто не пытается стать богаче, и нет никаких причин опасаться быть отброшен назад из-за усилий других протолкнуться вперед". Он даже признавал некоторые преимущества коммунистического общества: "если бы пришлось выбирать между коммунизмом со всеми его последствиями и сиюминутной состоянием общества со всеми его страданиями и несправедливостью, когда самая тяжелая и найвиснажливиша работа не обеспечивает даже самых необходимых средств, если бы выбор стал между этим и коммунизмом, то все трудности, большие и малые, связанные с коммунизмом, были бы мелочами по сравнению с этим ".* Однако Дж. Милло никогда не призывал к свержению капитализма и перехода к коммунизму, построение которого он считал маловероятным. Он был увлечен идеей совершенствования современного ему капитализма. Намного опережая свое время, Милло призвал к "социального партнерства", предоставлении работникам доли в прибылях, коллективного участия в управлении и коллективном владении капиталом. Действительно гениальным пророчеством Милло была не критика капитализма, а то, что он увидел возможность его самосовершенствования, постепенного, эволюционного перерастания в систему, которую экономисты со временем назовут "социально ориентированной экономикой. Это прозрение делает его одним из учредителей "реформистские концепции" социального развития. Портрет этого выдающегося экономиста, философа и общественного деятеля был бы неполным без рассмотрения некоторых идей этого необычного ученого.

Методология Милло. Для нашего рассмотрения исключительное значение имеют обще-методологические рассуждения Дж. Ст. Милло. Он считал, что без законов и принципов ни одна сумма знаний не может претендовать на роль науки. Если в производстве действуют "естественные законы", которые являются неотвратимым, то в распределении действуют законы, которые в значительной мере зависят от человеческих решений, а потому они могут быть изменены самими же людьми. Именно это признание и позволило Милло со временем развить мысль, что через сферу распределения можно реформировать капитализм и, тем самым, положить начало "реформистские направление» в политической экономии.

Важным вкладом в методологию исследований следует считать подход к социально-экономических процессов с точки зрения "статики" и "динамики". Запозичившы саму идею у французского философа О. Конт, Милло сумел приспособить ее к анализу социально-экономических явлений и процессов, указав, что отныне задачей науки является познание законов не только как "общества стационарного и неизменного", но и "динамического".

Проблема роли государства. Книга 5-я "Основ" Милле называется "О влиянии правительства", а простой перечень названий разделов ( "Об общих функции правительства", "Общие принципы налогообложения", "О прямые налоги", "О налогах на товары", "Сравнение прямых налогов с косвенным "," государственный долг "," Что касается экономических последствий выполнения правительством своих обычных функций "," О государственном влияние, которое базируется на ложных теориях "и" Основы и пределы системы "или" принципы невмешательства) сразу демонстрирует вклад ученого в эту проблему.

Основным экономическим рычагом влияния государства на социально-экономические процессы Милло считает налоги. Используя его, государство должно проводить политику, которая бы не делала вреда предпринимательству, способствовало бы прогрессу новых отраслей, обеспечивала конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках. Но Милло решительно отрицает необходимость любого государственного вмешательства, если это не доказано в каждом отдельном случае. Более того! Базируясь на провозглашении "системы" действие законов, он ставит закон личного интереса выше всего. Все рациональное через столкновение индивидуальных интересов Тору себе путь. Различие интересов и есть свобода, которая становится гарантом других свобод-конкуренции, свободного труда, получение прибыли и т.п.

Будучи убежденным сторонником невмешательства государства в экономические процессы (принцип "Laisser Fair"), Милло хорошо понимал, что существуют сферы деятельности, где рыночный механизм "бессилен" (в Милло выражение - "рыночное бессилия", позже в экономической литературе "рыночный провал") . Государство нужна для того, чтобы без разрушения системы частной собственности "обеспечить ее улучшение и предоставить" полное право каждому члену общества пользоваться ее выгодами.

"Социальные реформы", которым Милло уделил столько внимания в своих произведениях, должны проводиться при активном участии государства. Вместе с тем он пишет о нежелательности больших государственных расходов, выступает против накопления государственного долга, аргументирует, в чем причина неэффективного выполнения государством присущих ей функций. Проблема социального развития. Этой проблеме посвящено много места во всех произведениях Дж. Милло, но наиболее концентрированная она изложена в книге 4-й "Основ", которая называется "Влияние общественного развития на производство и распределение" .

Проблема эта формулируется Милле как проблема более справедливого и совершенного социально-экономического уклада. Его называют одним из первых экономистов, кто открыто поставил "идею социализма" и "социалистического строя". Но при всей доброжелательности автора "Основ" угнетенных капиталом рабочих и улучшения их положения на "социалистических началах" Милло принципиально розмежовуеться с "социалистами" в вопросе о том, что "социальная несправедливость" якобы связана с частной собственностью как таковой. Задача, по его мнению, заключается лишь в устранении наиболее отрицательных черт индивидуализма и стремлении "объединить максимум индивидуальной свободы в действии с совместным владением природными богатствами земного шара и равной участием всех в продуктах труда. Он заявил, что "главной целью стремлений при нынешнем состоянии человеческого развития является не уничтожение системы частной собственности, а ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в предоставленных ею выгоды".

Милло был глубоко убежден, что система частной собственности можно существенно улучшить, "социализуючы ренту с помощью высокого земельного налога, а в промышленности можно в определенной степени" социализуваты прибыль ", предоставив работникам право участия в капитале предприятия. Идеальной Милло считает мелкую крестьянские собственность на землю, которая нейтрализует "несправедливость", порожденные ренты, оберегает мелкого производителя от разорения и перехода его в состояние наемного работника. Последний, т.е. режим наемного труда, Милло вообще считает "неестественным состоянием" - таким, что убивает интерес человека к труду. Отсюда его предложения заменить отношения наемного труда отношениями "рабочей ассоциации. Она, по его мнению, основывается на принципах "равенства партнеров", совместного владения и участием в капитале, выборности управленческого персонала.

"Неравенство в обществе может быть уменьшена благодаря прогрессивной шкале налогообложения доходов и высоким налогам на наследство, которое он вообще предлагал законодательно ограничить. Такой же у него подход к земле, которая не является результатом труда, следовательно доход из нее в виде ренты надо отдать обществу. Отсюда заимствована им у отца "концепция национализации земли".

Как видим, фигура этого выдающегося экономиста, философа, социолога и "социалиста" совсем неоднозначна. Отнесен с полным на то правом, к величайших и наиболее последовательных, ортодоксальных представителей "классической школы политической экономии", Милло начинает "разрушение" фундаментальных основ этой "школы", а в чисто социальном плане выступает пророком принципиально новых социально-экономических отношений. С позиций сегодняшнего дня, можно только удивляться той "осторожности", с которой Джон Ст. Милло относился к "ортодоксального социализма (коммунизма)", идеи которого не были подтверждены историческим опытом и практикой, и "ощущению" некоего нового социально-экономического устройства, которое выросло из недр критикованого ним капитализма и получило название "социально ориентированного, государственно регулируемого рыночного хозяйства ". Теоретические пророчества этого выдающегося ученого подтвердились практикой наших дней.