Социально-экономическая конструкция А. Смита / 1823-1890 гг /

Социально-экономическая конструкция А. Смита / 1823-1890 гг /

Вся социально-экономическая конструкция / система / Смита теоретически и методологически построена на идее о "естественный порядок". Он основал категории, которые впоследствии стали основой всей науки "социальной экономики". Поэтому А. Смита по праву можно считать научным предтечей этой науки. Система Смита базируется на концепции "экономического либерализма", в основе которой находится идея "естественного порядка". Под таким он понимал "экономику свободного предпринимательства", которая основывается на принципах "естественной свободы" - свободной игры рыночных сил и конкуренции. В "любом цивилизованном обществе", доказывает Смит, действуют всесильна и неотвратимо объективные природные законы. Непременным условием их действия является "свободная конкуренция". В этом методологическая суть всей системы Смита.

Для обоснования своей "системы" он вводит понятие "невидимой руки" и "человека экономического", что и принесло автору "Богатства наций" всемирную славу, но в определенной степени затмили и упростило действительное величие этого непревзойденного произведения. Ведь в большинстве публикаций трактовка т. зв. "невидимой руки" и ее соотношение с "видимой рукой" (то есть ролью государства в обществе) полностью искаженное еще большего упрощения претерпела "человек экономический", к которой якобы сведены все экономическое учение А. Смита. Но это совершенно не соответствует действительности. энциклопедическая образованность Смита дала ему возможность подойти к тогдашнего общества с разных сторон, а собственно Человека он рассматривает с трех точек зрения - с моральной, общественной / социальной / и с чисто экономической. Причем "человек экономический" (Homo economicus) рассматривается Смитом именно в такой последовательности. Ведь Смита довольно часто именовали  моральным, политическим и социальным философом.

Чисто экономическое учение А. Смита будет совершенно непонятным, если не принять во внимание его общефилософских взглядов.

Большую роль в формировании мировоззрения Смита сыграло его общение с выдающимися философами тех времен, в частности Юмом / с которым его связывала многолетняя дружба / и Гельвецием. Оба названные философы, пытались освободить этику от церковно-феодальных оков ", объявили эгоизм" естественным свойством человека и фактором человеческого прогресса. Новая, по сути буржуазная, этика строилась на "чистолюбивом  интересе", на природном стремлени и каждого к собственной выгоды, которая ограничивается лишь таким же стремлениям других людей. Гельвеций сравнивал роль "корыстолюбия" в обществе с ролью "всемирного тяготения" в природе: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено право искать свою выгоду, от чего в конце концов, выигрывает все общество.

Моральный и социальный философ Смит рассматривает Человеке с трех сторон. Человек, прежде всего, есть (должна быть!) Существом морально-этической, духовной, т.е. выполнять пожизненные "естественные", Божьи правила поведения. Человек является существом социальным, то есть живет в социуме, взаимодействует с ним, должно подчиняться определенным нормам и правилам поведения в гражданском обществе. Человек выполняет и подчиняется юридическим законам и гражданским институтам, которые приняты в данной стране, традициям и привычкам, произведенным всем предшествующим развитием. Последняя, по перечню, характеристика человека как существа "чисто экономической. Созданная Смитом представление о природе человека и его взаимоотношения с обществом легли в основу всей "классической системы".

Логика Смита такова: главный мотив деятельности человека как существа "экономической" - корыстный интерес. Получить выгоду из собственного интереса "человек экономический" может, только оказывая услуги другим людям, предлагая предметы или услуги своего труда. Так развивается общественное разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них "эгоист" и заботится лишь о собственных интересах. "Природный" стремления  людей - улучшать свое материальное положение. Это настолько мощный стимул к деятельности, что, если этому не мешать, то он сам собой приведет к улучшению благосостояния каждого и всех вместе. Более того, как говорят "гони природу в дверь - она войдет в окно": этот стимул преодолевает сотни и тысячи препятствий, которые затрудняет любую деятельность. Здесь Смит резко выступил против "меркантилистов", которые ограничивали "естественную свободу" человека - свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься, производить и потреблять.

Суть "человека экономического" изложена Смитом в разделе II книги I "Богатства наций". Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью НЕ обмениваются, Смит прибегает к образному объяснение, которое стало "эталонным" в экономической литературе .

Не совсем четким, на наш взгляд, приведенный в большинстве публикаций комментарий относительно соотношения т. зв. "невидимой" и "видимо руки". Под "невидимой рукой" Смит понимает действия объективных, экономических законов, которые независимо от воли и желаний "людей экономических" направляют их в нужное русло. Это общественные условия и правила экономического поведения на основе "свободной конкуренции", позволяющие целесообразнее решать все личные и общественные проблемы.

Положение о "невидимую руку" Смит излагает мимоходом. Без особых комментариев, Смит обращает внимание читателя на то, что "каждый отдельный человек ... заботится о свою собственную выгоду, а вовсе не о выгодах общества ... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляются к цели, которая совсем не входила в его намерения ... " и преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это ".

Вся "система естественного порядка" А. Смита базируется на тесном взаимодействии "невидимой и видимой руки", то есть государственного управления. "Видимая рука", не противодейственные  объективным законам экономического развития, не должна ограничивать экспорт и импорт, выступать искусственной преградой "естественному" рыночному механизму. Вместе с тем Смит считает целесообразным закрепить за государством "три весьма важные обязанности": Во-первых, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения ", обеспечивая вознаграждение чиновникам, преподавателям, судьям, священникам и всем тем, кто служит интересам" государя и государства ", но не создает благ собственным трудом; Во-вторых, "государство должно обеспечивать внешнюю безопасность страны"; В-третьих, "государство должно обеспечивать и выполнять в экономике роль ночного сторожа", который охраняет частную собственность (т.е. на государство он возлагает задачу правовой защиты граждан, включая охрану прав собственности).

Продлим логику "естественного порядка" гражданского общества в понимании А. Смита. Что нужно для нормального функционирования "естественной рыночной системы"? Во-первых, твердые гарантии неприкосновенности собственности граждан. Нельзя посягать на чужую собственность, ее можно купить за деньги, но нельзя отобрать или украсть. Поскольку собственность - основа стабильности общества, на страже собственности граждан и их объединений должен стоять государство. Во-вторых, надо честно выполнять взятые на себя обязательства, придерживаться соглашений, контрактов - (норма якобы этическая, но эта норма - основа всех социально-экономических отношений), - взаимного доверия участников соглашений (соблюдение этих принципов тоже обеспечивает государство. В-третьих, человек свободна в принципе, что означает невозможность принуждения в ее хозяйственных или иных действиях. Но в ее свободе есть мощное ограничение - свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе других, государство обязано ограничить эту свободу.

Довольно интересной является приоритетность законов, как их понимал А. Смит: "святыня законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и жесточайшей наказания - суть законы, охраняющие жизнь и личность человека; за ними следуют законы, которые охраняют собственность и имущество; в конце концов , последнее место занимают законы, которые имеют своим предметом охрану личных прав, обязанностей и соглашений, которые заключены между гражданами ".