Социально-экономическая мысль средних веков

а) Общая характеристика "средневековых взглядов" Социально-экономическая мысль Средневековья представляла собой отражение общего характера эпохи.

С социально-экономической точки зрения, период "средневековья" - это период феодализма. Некоторые исследователи считают от падения под натиском варваров рабовладельческого  Рима (476 г. н. Есть) - до буржуазных революций XVI - XVII вв. Названный период иногда делятся еще на три: "раннее" Средневековья (т.н. "темные века"), "зрелое и позднее Средневековье.

В истории человечества "Средневековье" характеризуют как эпоху упадка культуры, науки, общей образованности населения (даже по сравнению с предыдущими веками Античности. Ожесточенные и разрушительные войны, усиленные эпидемиями, болезнями, ухудшением климата приводят к упадку хозяйственных систем. Резко ухудшается питание населения, сокращается общая продолжительность жизни (30-35 лет), снижается доля т. зв. "летних" (лица старше 50 лет), приходят в упадок города и села, наука и культура. Тьма невежества изменяет прежний культурный и научный расцвет.

Средневековое хозяйствования носит ярко выраженный натуральный характер. Товарно-денежные отношения - эпизодические, и ограничиваются стремлением "феодальной верхушки" приобрести предметы роскоши или ценную оружие (Европа ведет "чахлу" торговлю с арабским миром.

Эпоха Средневековья характеризуется и примитивной социально-экономической структурой. Она является строго иерархической: на вершине феодальной "пирамиды" король (или царь), а далее, по принципу вассальной зависимости, - остальное - князья, бароны, Герцоги, герои, религиозная верхушка (епископы, аббат. Доля "господствующих слоев" не превышает 1,5% населения. Основа их могущества - владение землей. Политическая власть находится в руках земельных собственников (светских и церковных феодалов. Остальное население находится в разных формах зависимости от господствующей верхушки.

Эпоху Средневековья отличает строго регламентирован характер организации любой сферы человеческой деятельности. Разного рода ремесла подчинены строгим "цеховым уставам" (технология, инструмент, время начала и окончания работ, количество учеников в мастера и подмастерьем, качество сырья и готовой продукции, квалификация ремесленников, уровень цен и т.д.) Однако городские ремесленники не находятся в личной зависимости от феодалов, уровень их жизни существенно выше сельского.

Так же строго регламентирована деятельность торгово-купеческого люда. Доля "торговцев" постепенно растет и достигает в некоторых странах 4-6%. Характеризуя эпоху Средневековья в целом, следует отметить ее отличительные черты – Установленость , кастовость, корпоративизм, господство традиций и воссоздания существующих уклад.

Такая система ведения хозяйства получила название "традиционного способа производства". В сочетании с элементами командно-иерархической системы (система "власть - собственность") и незначительными примесями рыночных отношений можно характеризовать как "систему феодализма.

Феодальная система, которая предполагала личную зависимость крестьян от землевладельцев, ее кастовость и корпоративность находят четкое обоснование в социально-экономических взглядах тех времен - законность феодального владения землей, вечность деления на "благородных" и "низких", подчиненность устоявшимся церковным канонам и догмат веры. В течение долгих веков (эпоха "раннего и зрелого" феодализма) социально-экономическая мысль развивается медленно, вяло, носит примитивный характер. И лишь во времена "позднего" феодализма (XV - XVII вв.) Вместе с определенным социально-экономическим прогрессом, подъемом культуры, науки и образования, начинает прогрессировать и социально-экономическая мысль.

Социально-экономическую мысль Средневековья можно, с определенной долей условности, разделить на "светский" и "духовный" направления. К первому, т. наз. "светского направления" следует отнести Кодексы, Правды, Наставления и Приказы, которые формировали правящие круги. их главным назначением было предоставить повседневной хозяйственной практике стали правовые нормы, защитить собственность, упорядочить распределительные отношения.

"Духовный направление" отражал в политической и социально-экономической мысли господствующие церковную идеологию, религиозно-этические нормы, софистические размышления. В основе этих взглядов лежат труда "отцов" церкви, Коран, Библия, "христианские ценности". В центре внимания представителей этого направления этические проблемы, но главная из них - как привести хозяйственную практику в соответствие с "Божьим замыслы". Теологический характер социально-экономической мысли Средневековья сказалась и на особенностях этой мысли в странах средневекового Востока и Запада.

б) Социально-экономическая мысль средневекового Востока Страны Востока в средние века традиционно считали системе "государственного феодализма". Такими же были социально-экономические взгляды Востока. Основа хозяйственного уклада сельская община, но сохраняется государственная собственность на землю (при отсутствии личной принадлежности, панщину и крепостного права). Поэтому главными политическими и социально-экономическими проблемами были вопросы государственного управления, налогообложения, развитие производств, прежде всего сельского хозяйства.

Огромное влияние на развитие социально-экономической мысли Востока произвел ислам - религия арабов, покорив в VII - IX вв. огромные территории Азии, Северной Африки, Испанию, распространили ее на новые владения. Арабские ученые во многом выступили преемниками идей античных мыслителей и, в определенной степени, опережали косну и догматические социально-экономическую мысль Европы того времени.

Экономические взгляды арабов времен создания первого общеобразовательная арабского государства наиболее полно были отражены в Коране (священная книга мусульман, что буквально означает "чтение"). В основу Корана были возложены проповеди и высказывания пророка Мухаммеда течение 610-632 PP. В Коране санкционируется  "божественное происхождение" имущественного и социального неравенства, превосходства одних людей над другими - богатых над бедными, мужчин над женщинами. Коран требовал от правоверных повиновения существующей власти и обязывал каждого верующего тратить часть своих состояний на милостыню, а также налоги для государственной казны. Одновременно Коран призывал к обдуманости  в потреблении, скромности и достоинства, осуждал скупость, трата, роскоши, накопления денежного богатства. Ислам защищает также частную собственность и строго наказывает посягательство на нее. Мухаммед поучал , что Аллах с уважением относится к торговле, торговый прибыль считает нормальным явлением, но резко отрицательно осуждает лихаческие  проценты (порождение Сатаны ") в торговых отношениях Коран требовал от правоверных строго придерживаться мер и веса, не обижай, не считаться, не делать людям убытки.

Выдающимися представителями средневекового Востока вообще, социально-экономической мысли в частности, были Шн. Сина (Авиценна) (980-1037) и Абу зайди Абдар-Рахман Ибн Мухаммед Аль-Хадрами Ибн Халдун (1332 - 1406).

Авиценна - гениальный ученый, энциклопедист, гуманист, врач, - оставил потомкам чрезвычайно оригинальные социально-экономические размышления. Основой существования общества он считал "ремесла", которые разделял на несколько видов: "умные" (куда относится политика, экономика и управление), ремесла "высокого искусства" (литература, астрономия, медицина и т.п.), и "художественные ремесла" (изобразительное, музыка, танцы и тому подобное). Ибн СИНУ можно считать одним из первых "социальных экономистов", поскольку он сконструировал модель "идеального государства", т.е. социально-экономического строя, где все работают и получают равные блага. В его обществе нема социально-экономических и политических споров, отсутствуют войны и вражда между людьми, жители ведут здоровый образ жизни, они счастливы и прочные. Ибн Халдун - выдающийся арабский ученый - жил и работал в Северной Африке, был известным государственным деятелем тех времен. Прославил свое имя "теорией социального прогресса" (т.н. "социальной физики"), которая на века опередила европейскую социально-экономическую мысль. Ибн Халдун утверждал, что объединение людей в общество и появление государства - объективные процессы, обусловленные производственными потребностями - необходимостью совместного выдалбливания  жизненных благ. Кооперированная производственная деятельность людей сопровождается ростом производительности труда и производства, что воплощается в росте массы средств существования.

Общество, по мнению Ибн Халдуна, проходит в своем развитии несколько стадий: стадия дикарством "(люди находятся в стадии" первоначального стада ")," сельская стадия (этап, когда люди жили в деревнях и занимались только земледелием и скотоводством), " городская стадия "(цивилизованный этап, когда люди образуют города, занимаются ремеслами, торговлей, науками и искусствами.

Переход от "сельского" примитивного этапа до "городского" цивилизованного Халдун объяснял появлением дополнительного продукта, присвоение которого породило имущественную неравенство, деление людей на имущественные группы, отношения господства и подчинения. Следствием этого становится "иерархическая система" вертикального подчинения во главе с правителем, который единолично присваивает и распределяет дополнительный продукт. Анализируя "социальный прогресс", Ибн Халдун выразил мысль о существовании "естественных" законов социально-экономического развития, которые лежат в основе этого прогресса и управляют хозяйственной деятельностью людей.

Исключительное значение имеет толкование Халдуном двойственной природы товара - "потребительской стоимости (полезности) и стоимости (ценности). Но "потребительскую стоимость", по его мнению, имеют только "предметы потребления", т.е. те, которые используются человеком для удовлетворения своих запросов и потребностей.

"Цену" товара Халдун рассматривал как денежное выражение его стоимости. Колебания товарных цен на рынке объяснял влиянием рыночного спроса и предложения. "Гришем" считал золото и серебро, которые выполняют функции "меры стоимости, средства обращения" товаров и "средства накопления. Богатство рассматривал как совокупность жизненных благ, созданных трудом. Чрезвычайно интересным в контексте нашего рассмотрения является понятие "мульк", что означает "власть-собственность". "Мульк" принадлежит тому, кому удается покорить зависимых. Ибн Халдун намного опередил европейских авторов в понимании многочисленных социально-экономических процессов. Т. н. "азиатский способ производства" с его неразрывным связью "власти-собственности" в Европе начнут анализировать лишь в XVIII веке.

Общество, по Халдуном, делится на "классы" или "слои" исключительно по имущественному признаку, а не за "благородство крови. За несколько веков до европейцев Халдун обратил внимание, что уровень цен в основном определяется демографическими и социальными сдвигами в обществе. Устойчивое экономическое Благосостояние этот "социальный экономист" связывал с умеренным уменьшением налогов, пошлин и поборов. Характеризуя социально-экономическую и политическую мысль средневекового Востока, нельзя обойти средневековый Китай с такими именами как Ли Гоу (1009 - 1059) и ВАН АНЬШИ (1021 - 1086). Будучи государственными чиновниками, они строили свои концепции на основе "конфуцианского метода" и концентрировали внимание, прежде всего, на средствах государственного управления экономикой и обогащения казны.

В трактате Ли Гоу под названием "План обогащения государства, усиления армии, успокоения народа" самым средством роста богатства в государстве объявляются финансы, которые формируются через налоги, а материальным источником богатства считается земледелие. Сельское хозяйство Ли Гоу считает "стволом" социально-экономического устройства, а торговлю и ремесла - ее "ветвями". Для стабилизации сельского хозяйства, по мнению Гоу, надо запретить захват земель феодалами и переход крестьян в ремесленничество. Земледельческих сферу занятий советовал увеличивать за счет "бродячего люда.

Материальные блага в государстве должны распределяться среди людей по их социальному состоянию - по рангу. Как государственный чиновник, Ли Гоу выступал за государственное регулирование экономики и, прежде всего, путем государственного контроля над рынком и ценами. Ван АНЬШИ - также развивал идеи государственного регулирования. В его проекте под названием "Новый закон" сформулированы некоторые основополагающие идеи. Он предлагал стимулировать труд крестьян путем замены натурального налога денежным, советовал защищать крестьян от гнета ростовщиков путем предоставления им государственного кредита под небольшой (20% годовых) процент под залог имущества. Такая же норма касается мелких торговцев, чтобы они могли выдержать конкуренцию с крупными.

В конце концов АНЬШИ предлагал создать государственный аппарат управления торговлей, на которую возлаживалась задача обеспечить "рыночную равновесие в обществе. Как видим, в Средневековом  Китае преобладал "государственнических" подход к хозяйственных процессов. Таким он остался и до наших дней.

в) Социально-экономическая сознание феодальной Европы. Фома Аквинский (1225 - 1274) Экономическую мысль средневековой Европы следует анализировать с точки зрения зарождения (становления, развития и упадка "феодальной системы, что и отмечено в истории как" раннее средневековье (V - XI век), развито, или "классическое" (XII - XV ст.) и позднее средневековье (XVI - XVII века). На каждом из этих этапов социально-экономическая мысль имела свои особенности. Общая характеристика этого мнения была представлена выше. Но самое лучшее представление о тогдашнюю мнению дают некоторые социально-экономические достопримечательности и, прежде всего, Франкськои государства - крупнейшего королевства, который образовался на севере Европы в V веке. Источником изучения социально-экономической мысли периода распада сельской общины и зарождения феодальных отношений были тогдашние государственные документы.

Самым древним из них считается сборник законов "саличних" (северных) франков - "Салична правда". В этой сборке (V - VI века) определяется равное право всех общинников на землю сельской общины, равенство всех свободных франков "перед законом, объявлено неприкосновенность общинного имущества. Одновременно "Салична правда" содержит уже статьи, защищающие индивидуальную частную собственность.

Важным источником раннефеодальной социально-экономической мысли был "Капитулярий о виллы" ( "Закон о имения"), который издал король франков Карл Великий (IX век). Значение этого исторического памятника заключается в том, что она дает представление о экономическую и социальную политику феодальной государства. Названный закон уже практически не содержит статей об общинных землевладения. Зато он проникнуты духом монопольной феодальной собственности Сеньор на землю и имущество, обязывает населения Франкской государства нести различные повинности, платить обработки владельцу земли. Натуральная форма хозяйствования определяется идеальной и предлагает создавать в феодальных имениях все необходимое, чтобы не зависеть от рынка.

Социально-экономическая мысль "развитого феодализма" находилась под влиянием католической церкви, и, прежде всего, "канонической доктрины". Авторы церковных догм и законов (канонов) категорийный осуждали торговый прибыль и лехаческий  процент, считали их следствием "несправедливого обмена" и присвоение чужого труда. Большая торговля и ссудные операции вообще запрещались, как грешные явления. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным лишь при условии установления "справедливых цен".

Однако со временем, в период "позднего феодализма, когда рядом с натуральным ведением хозяйства приобретали силы ремесла, торговля, промыслы, ростовщичество, т.е. развивались товарно-денежные отношения, социально-экономическая мысль" поздних канонистов "(в отличие от" ранних " ) начала по-иному трактовать социальные и экономические проблемы и процессы, в частности причины социального неравенства. Методология "ранних канонистов" базировалась на авторитарности доказательств, то есть ссылками на тексты священного писания и труда церковных теоретиков. В основе понятий лежала морально-этическая характеристика, в частности положения о "справедливую цену". "Поздние канонисты" добавили к этой аргументации т. зв. "принцип двойных оценок", что позволяло путем комментариев и уточнений подавать конкретное хозяйственное или социальное явление в другом, иногда противоположном смысле.

Сказанное может быть лучше проиллюстрирована взглядами самого выдающегося представителя "канонической доктрины" - доминиканского монаха и богослова Фомы Аквинского (Тома Ак-винат, 1225 - 1274 PP). Свои взгляды Ф. Аквинский изложил в трактате "Сумма теологии", который считают энциклопедией Като-лицизму. Уже после смерти Тома был канонизирован (1323 г.) как святой, а в 1379 г. специальной энциклики Льва ХНИ его учение было официально признано "единственно верной философией католицизма".

Взгляды и суждения святого тома имеют двойную и компромиссную позицию: социально-экономические явления он считал сочетанием противоречий. Так, все жизненные блага он объявлял созданными Богом, а потому общими для всех людей. Но "естественной" считал также частную собственность, которая необходима и "каждый должен защищать свое". Другое его тезис провозглашала всех людей равными перед Богом, но одновременно "естественным" следует считать разделение общества на богатых и бедных. Такое деление он объяснял естественными различиями людей и Божьим провидение, а потому стремление подняться над своим социальным положением считал рода нарушениям "Божьего порядка.

Хозяйственным идеалом Аквинат считал натуральное хозяйство, но одновременно предполагал возможность товарного обмена по "справедливым ценам". Чрезвычайно интересной является его трактовка "справедливой цены". Это такая цена, которая обеспечивает продавцу уровень жизни, соответствующий его социальному положению, т.е. уровень "справедливой цены" может колебаться в зависимости от социального статуса человека в феодального обществе.

Противоречиво Фома подходил и к оценке торговли и ростовщичества. Он допускал необходимость торговли как формы обмена товарами, но осуждал ее как средство наживы. "Ростовщичество" вообще считал смертным грехом, а процент под займы - продажей того, чего в действительности не существует, поэтому "противоестественным" и "богопротивним". В конце концов, Тома Аквинат доказывал справедливость присвоение феодалами земельной ренты как части продукта, созданного природой на их землях, и в качестве платы землевладельцу за управление имением.

г) Социально-экономические взгляды средневековой Украины История социально-экономической мысли Украины феодальных времен связана с эпохой Киевской Руси - первым государственным образованием на украинской этнической территории. Главные литературные источники той эпохи - летописи, кодексы и записи нормам светского и церковного права, соглашения и грамоты князей и т.д.

Социально-экономическая мысль в Украине эпохи Киевской Руси наиболее полно отражена в достопримечательности тех времен Русской правде "(уместно вспомнить" Саличну правду "первой Франкськои государства) Эта выдающаяся достопримечательность социально-экономической и политической литературы средних веков (XI -- ХНИ ст.) содержала более 100 списков "Русской правды", которые отражали тогдашние законы права, нормы социальных и экономических отношений, социальную структуру древнерусского общества. В этом возведении законов содержится богатый материал, который отражает специфику тогдашних феодальных отношений в Украине. Социально-экономические и правовые отношения тех времен регулювалися законам о частной собственности, прежде всего права собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных, права взимания налогов и получения рентных доходов для верхушки общества (князь, феодальная знать, церковная иерархия), регулирование имущественных и личных прав слоев феодальной зависимого населения.

"Русская правда" довольно точно отражала товарно-денежные отношения тогдашнего общества, содержала данные о денежной системе Киевской Руси. В отличие от средневековых западноевропейских государств, где ростовщичество считалось греховного, в Киевской Руси оно законодательно регулировалось. Законы утверждали порядок обеспечения имущественных интересов кредитора. За попытки должника убежать от своего кредитора тот мог превратить должника своего пожизненного раба. Долговой  процент в Киевской Руси был очень высоким. Важным источником социально-экономических взглядов средневековой Украины было летописные сведения "Повесть временных лет", которое принадлежало монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (конец XI - начало XII века). Оставляя в стороне вопрос политической истории Киевской Руси, следует отметить широкий круг социально-экономических процессов, которое освещено в этом выдающемуся литературном произведении. "Повесть временных лет" рассматривала источника доходов в Киевской государству дань и сборы с населения, торговое пошлина и военную добычу, поступления в казну в виде штрафов и судебного пошлины. В летописи говорится о активные внешнеэкономические связи Киевской Руси с другими государствами. Нестор много внимания уделил обществе разделения труда, подчеркивая, что для развития государства нужны все виды труда как умственного, так и физической, как земледельческих занятия, так и ремесленные.

Общественная жизнь средневековых времен Киевской Руси хорошо отражено в выдающемуся произведении князя Владимира Мономаха "поучение детям" (начало XII века). Это произведение, проникнуты общим духом и целью укрепления государства, содержит немало важных социально-экономических наблюдений, отражает отношения между землевладельцам и крестьянами, дает советы по преодолению социально-экономических противоречий.