Теоретические взгляды античных авторов

Теоретически наибольший вклад в развитие социально-экономической мысли человечества сделали античные авторы - древние греки и римляне. Высказывания античных авторов по ряду социально-экономических проблем хотя и не представляют собой целостной системы взглядов, однако содержат гениальные догадки, в которых теоретически осознанно тогдашние социально-экономические процессы и явления.

В основе их социально-экономического мировоззрения лежали взгляды, связанные с частным хозяйства, что предполагало как собственную работу, так и наемный и рабский. Греки, в отличие от римлян, больше внимания уделяли вопросам "хозяйственной этики" (в современном понимании - это уже проблема "социальной экономики").

Можно утверждать, что мнения и выводы древних мыслителей стали исходными пунктами современной социально-экономической науки. На это обращал внимание К. Маркс, отметив, что "в истории науки" древнегреческие "мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их мировоззрение создает теоретические исходные пункты современной науки". Среди десятков славных имен Древней Греции мы выделяем тех выдающихся мыслителей, чьи произведения более всего сказывались на дальнейшем развитии социально-экономической науки - Ксенофонт, Платона, Аристотеля.

Основные социально-экономические труда Ксенофонт (430 -354 г. г. до н. Есть) - "Домострой", "Экономикс" и "О земледелии" - представляют собой настоящую энциклопедию социально-экономического устройства Древней Греции. Определяя предмет "домоводства и экономикосу" как первый социально-экономических понятий, он характеризует ее как науку о "ведение хозяйства" и "обогащения хозяина. Ксенофонт можно считать одним из первых "социальных экономистов", который изучал проблемы общественного разделения труда. Последняя является важным условием увеличения производства "потребительских  ценностей", следовательно производительности труда вообще.

Ксенофонт - сторонник, прежде всего, натурального хозяйства. Вместе с тем, он признает необходимость и полезность денег, денежного обращения и торговли. Будучи родом из Афин, он не мог не признавать за торговлей основу социально-экономического процветания. Достаточно противоречивыми были его социально-экономические взгляды на капитал: негативно относясь к левого  и спекулятивного торгового капитала (социальный подход), признавал за деньгами функции средства обращения и накопления, рекомендовал использовать их как "сокровище", как страховой фонд на случай войны, а также на нужды расширения производства (чисто экономический подход).

Выдающийся древнегреческий философ Платон (428 - 347 гг до н является.) Прославил свое имя философскими и социально-экономическими трудами. Главные из них - "Государство" и "Законы". Социально-экономические взгляды Платона получили концентрированное выражение в модели идеального государства (труд "Государство"). Под ней он понимал сообщество людей, в которой вполне "естественно" существует разделение на богатых и бедных, а также на "свободных и рабов. "Свободными" могут быть только греки. Высшие состояния, прежде аристократия и военные, должны быть лишены хозяйственных забот. Интересно, что им не нужна, по его мнению, частная собственность, семья и любые частные интересы. Но содержать их имеют "свободные" граждане (простой люд и рабы). Последние могут иметь дом и земельный участок, полученную от государства на условиях владения и пользования. При этом на государство возлагается задача строго присматривать за имущественной равенством и предотвращать значительному обогащению одного гражданина перед другим (не более чем в четыре раза). Такой социально-экономический строй, по мнению Платона – справедливый .

Главная отрасль экономики - земледелие, а дополнительная - ремесленничество. Экономическая основа государства - натуральное хозяйство, но разделение труда обусловливает также мелкую торговлю. В целом в торговле, особенно крупной, относился нехорошо. Для аристократов и философов, а также "стражей" (военных) занятия торговлей недопустимо и даже позорное. В идеальной государстве Платона есть три "социальные состояния": философы, которые управляют государством; воины, которые ее защищают; землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Элита общества - философы и воины. Для них общего  потребления, что и дало повод последующим исследователям толковать его социально-экономическую концепцию как пример "аристократического коммунизма".

Среди величайших мыслителей Древней Греции возвышается фигура Аристотеля (384 - 322 PP до н. Есть). Будучи энциклопедическую образованным человеком (он занимался философией, психологией, этикой, политикой, логикой, физикой и т.п.) Аристотель наибольшее внимание уделил социальным проблемам. В его многочисленных работах (28 книг) очень много внимания уделено экономическим проблемам вообще и социально-экономическому устройству тогдашнего общества в частности. Среди этих работ надо сперва назвать "Политике", которая целиком посвящена проблемам социально-экономического строя государства, и "Никомахову этику" (работа адресована сыну философа и содержит глубокие размышления философа о морали, этике и экономике тогдашнего общества). Вообще эта "триединство" со времен Аристотеля стала традиционной, и сугубо экономические проблемы Аристотель никогда не отличал  от морально-этических, социальных, политических, религиозных, психологических проблем.

Как и его предшественники - Ксенофонт и Платон - Аристотель выдвигает проект "государства". Едва ли не самой важной идеей, которая впоследствии войдет в сокровищницу социально-экономической мысли, была идея о создании "гражданского общества", о "гражданстве" вообще. В "идеальной государстве" социальная основа государства - граждане. Подавляющее их большинство составляют граждане, которые владеют собственностью средней, но достаточной ". Этот "средний достаток из всех благ " (с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что Аристотель основал теорию "средних классов"). Именно эти граждане и составляют социально-экономическую и политическую основу устойчивости и мощности государства.

Одновременно Аристотель был человеком своей эпохи, а его взгляды отражали тогдашнее реальную жизнь. Рабство для него было явлением "вполне естественным" (правда для варваров, а не для греков), а "господства и подчинения" - это "универсальный закон природы". Основа экономики в государстве - натуральное хозяйство и рабского труда. Идеал "хозяйствования" для Аристотеля - небольшое земледельческих хозяйство, где рядом с хозяином работают рабы и своим трудом создают все необходимое для жизни. То нечисленное, что не производится в хозяйстве, можно получить путем "справедливого обмена" (здесь уже прослеживается идея "справедливой цены"). Чисто экономические проблемы, неразрывно связанные у Аристотеля с моралью и социальной справедливостью, как он ее понимал.

Считая натуральное хозяйство основой экономики, Аристотель немало внимания уделяет и профессиональному разделения труда (земледельцы, ремесленники, скотоводы, торговцы, воины) и разделения труда на умственную и физическую "(наиболее привилегированный и почитаемый вид занятий в политических деятелей и философов. Одни люди (Элина) от природы являются "свободными", другим (варвары) судилась судьба рабов. Одни будто предназначены для подчиненности, другие - к властвования. "Свободные" потому и являются свободными, что они не забиты физическим трудом, а рабы "от природы" не могут выполнять другой работы, кроме физического. Следовательно, существование рабства является социально-экономической необходимостью. Такой видел Аристотель модель идеального социально-экономического уклада. Со времен Аристотеля "экономику" считали наукой о богатстве и способах его получения. С именем Аристотеля некоторые исследователи связывают даже самый термин "ойкономия" (от греческих слов - "ойкос" - хозяйство и "Номос" - закон). Для него "экономика" - это наука о законах ведения хозяйства. Однако Аристотель четко выделяет два вида богатства и соответственно два способа обогащения.

Под собственно "экономикой" Аристотель понимал "естественный" способ получения богатства, т.е. направленный на производство, приумножение и получения всех необходимых для жизни благ. Это естественное, истинное богатство. Другой способ хозяйствования, направлен, прежде всего на получение и приумножения денежного богатства он называл "хрематистикою". Сюда относится прежде ростовщичество, разного рода спекуляции. Такие виды деятельности он осуждал, считая "искусство делать деньги" аморальным, потому что оно порождает в людях прожорливость, жажда получить деньги любой ценой и становится конечной целью их жизни. По логике Аристотеля, обмен и мелкая торговля - явления "естественные" и включаются им до "экономики", а деятельность исключительно в сфере обращения, прежде большая торговля и ростовщичество, является занятием "неестественным" и называется "хрематистикою". Осуждая последнюю, он одновременно понимает, что в повседневной практике "экономика" неизбежно сочетается с "хрематистикою".

Двойным в логике Аристотеля есть и использования денег как средства обмена и денег как капитала. Так прямой товарообмена и товарообмена через деньги, он относит к сфере "экономики", а движение торгового капитала, т.е. торговые операции с целью прирощения первичного авансирования  денег для их увеличения - к сфере "хрематистики".

Разграничения различных видов богатства и способов обогащения, противопоставление "природного сношенными" привели Аристотеля и взглядов на двойное использование товара (блага). Так, по его мнению, каждое благо может быть использовано по прямому назначению (естественно), либо по косвенным (неестественно). "Естественная стоимость" сандалий у Аристотеля в том, чтобы их обувать , носить, но сандалии могут быть обменян на другую вещь или благо, а это является "неестественным" их использованием. В то же время он понимал, что такой способ использования для его владельца - способность обмениваться на другое благо, - представляет собой его "миновую стоимость". Итак, Аристотель уже видел две стороны блага (товара).

Взгляды Аристотеля на "естественные" явления и процессы (натуральное хозяйство и хозяйствования) - и "неестественные" (развитие товарно-денежных отношений) - совсем не мешало этому изданном мыслителю понять неотвратимость последних. Аристотель пытался понять природу сомерности  благ, которые обмениваются. Деньги он трактовал как "вещь вполне условную", хотя видел в них форму стоимости и денежное выражение цены товара. Гений Аристотеля в том, что через стоимостные отношения он выявляет отношения равенства обмениваемых благ. Как здесь не вспомнить слова Маркса о гениальности и оригинальности древнегреческих мыслителей.