Капитал как материальная основа предпринимательской деятельности

Конечной целью и побудительным мотивом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Механизм его образования достаточно сложен. Большинство экономистов связывают процесс формирования прибыли с капиталом.

Элементы учения о капитал встречаются в трудах греческого мыслителя Аристотеля. Он вводит понятие «хремастика», которое происходит от гр. слова «хрема» - «имущество», «владение». Поскольку в античном мире важную роль сыграл торговый и денежный капитал, то, по Аристотелю, «хремастика» означает накопление богатства в денежной форме. В дальнейшем это понятие было предметом исследования меркантилистов, физиократов, классиков. Однако первое системное исследование капитала и дополнительной стоимости осуществил К. Маркс.

Как отмечал К. Маркс, движение капитала всегда начинается с денег. Однако последние сами по себе не является капиталом, а становятся им только в том случае, когда используются с целью получения прибыли. Иначе говоря, деньги должны самозростанни, т.е. приносить дополнительную стоимость. Источник добавленной стоимости К. Маркс усматривал в уникальном товаре, который находит на рынке собственник средств производства. Им является рабочая сила, споживна стоимость которой способна создавать стоимость большую, чем ее собственная.

В ХХ ст. понятие «капитал» трактувалося по-разному. Да. английский экономист Дж. Хикс определял капитал как совокупность товаров производственного назначения. По сути, он продолжил традиции, начатые К. Марксу, Е. Бэм-Баверком и А. Маршаллом.

Американские ученые И. Фишер и Ф. Найт - представители неоклассическом направления - рассматривали капитал как благо, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Такой же точки зрения придерживается и автор одного из популярных учебников по экономике П. Хейне. Новым в его определении понятия капитала является то, что до оборудования, сооружений, земли он добавляет «человеческий капитал» - знания, умения людей, которых они приобрели в процессе обучения, профессиональной подготовки и практического опыта и благодаря которым их носители предоставляют производственные или другие услуги .

Такой подход к определению капитала является шагом вперед в экономической науке, особенно в условиях информационной эры, когда появились и растут опережающими темпами фирмы, которые производят информацию и знания. В условиях научно-технической революции знания становятся новым важным ресурсом и источником богатства.

Информация и знания, в отличие от денежных, естественных, технических и трудовых ресурсов, не отчуждаются. Владелец дома или сапог, продав их, не может больше ими распоряжаться или их потреблять. Знания, воплощенные в лицензии, ноу-хау и реализованы, не отчуждаются от того, кто их создал. Так же информацию и знания их владелец не может вернуть себе.

От традиционных ресурсов знания и информация отличаются за ценообразованием. Цены на первые растут в зависимости от их ридкости, на втором - наоборот, от их избытка. В условиях НТР действует закон - чем больше знаний, тем больше в них потребность. Вот почему объемы знаний, информации возрастают. Доказательством этого является все возрастающее потребление в мире патентов, лицензий и т.п.

Специфика и возрастающая роль информации как производственного ресурса обусловливают рост долгосрочных инвестиций в научные исследования, опытно-конструкторские разработки и подготовку кадров. По мнению американского экономиста и публициста Т. Стюарта, 1991 г. стал первым годом информационной эры. Именно в тот год в США расходы на приобретение промышленного оборудования (107 млрд. долл.) и информационной техники (112 млрд. долл.) почти совпали. С тех пор компании тратят больше денег на оборудование, требуемое для сбора, обработки, анализа и распространения информации, чем на машины, предназначенные для штамповка, резка, погрузка и т.д.

Компании, которые производят информацию и знания, имеют качественные отличия от традиционных с точки зрения организации, формы капитала и собственности. Они заменили основные фонды знаниями, а товарно-материальные запасы - информацией. Кому они принадлежат, кто отвечает за содержание знаний (основных фондов), нелегко определить, если рассматривать эти вопросы с традиционного взгляда.

В связи с этим приведем характерный пример, сравнивая между собой компании Microsoft и IBM. По их капиталами стоят различные активы. Так, в 1996 г. на каждые 100 долл., вложенных в IBM, основные фонды составили 23 долл., а на 100 долл., инвестированных в Microsoft, - чуть больше чем доллар.

Характерной чертой интеллектуальных компаний является освобождение их балансов от основных фондов. С этой целью они размещают штаб-квартиры в арендных помещениях банки треть своих доходов получают от беспроцентных операций, таких как обработка данных, продажа ценных бумаг, предоставление других услуг. Страховые компании, которые традиционно владели недвижимостью, облигациями, акциями и использовали доход от них для выплат держателям полисов, все больше занимаются нетрадиционными операциями. Ныне их активами становятся фонды, принадлежащие разным владельцам полисов, за управление которыми они получают комиссионные, т.е. премиальный доход.

Информационная емкость интеллектуальных компаний в противовес фондоемности делает информацию, знания важнейшим капиталом в современном производстве. Во-первых, это способствует росту численности людей, которые занимаются умственной работой, сокращению видов занятий, которые легко автоматизировать (операторов телефонных станций, кассиров банков, секретарей заменили банкоматы, электронная почта, автоответчики), интеллектуализации содержания труда (в отличие от физически развитого человека или фермера современный работник осуществляет операции с помощью компьютера, наблюдая за процессом на экране и т.д.). Во-вторых, образование, знание, информация влияют на создание стоимости и материальных ценностей.

Американский экономист Дж. Дело доказал, что производительность труда городской рабочей силы растет на 2,8% пропорционально каждого года дополнительного обучения. Как видим, капитал нельзя рассматривать как нечто постоянное. Он постоянно находится в движении, изменяется. Вопрос об источнике его самозростання пор не решен экономической наукой. Однако известны условия, при которых капитал становится материальной основой