Методы познания экономики

Методы познания экономики

Методы, методология науки (от гр. Melhodos - путь познания, теория, учения и Logos - слово, учение) - это средства, приемы, инструменты познания,

С одной стороны, методы - это результат познания, обобщения открытых законов, а с другой - средство дальнейшего познания, основанный на уже существующих понятиях и законах. Экономическая теория широко использует методы других наук, а также разрабатывает свои специфические методы исследования. Обычно выделяют три группы методов:> "формальной логики (от пат. Forma - внешний вид);  диалектического логики (от гр. Dialektike - искусство вести беседу, полемику); математической логики.

Важно выбрать и использовать именно тот метод, который бы дал возможность наиболее эффективно (от лат. Effeclus - исполнение, действие) исследовать определенное явление. Специфика (от лат. Specificus - особый) экономических исследований заключается в том, что в экономике невозможен лабораторный эксперимент. Любую экономическую идею можно проверить только на реальном производстве или людях, а нередко - и на всем обществе (например, одномоментного либерализация цен в Украине в начале 90-х годов XX века). Под методом познания обычно понимают способ достижения цели. Он является рабочим инструментом, средством познания предмета, который изучается. Основные методы познания экономической теории приведена на рис. 6.

Научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественно и выделения в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические законы. Метод системного анализа, или системный подход. Рыночная экономика - это некая целостность, в которой реализуется взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и связями между ними. Системный подход в экономической теории означает комплексное изучение внутренних структурно-функциональных, причинно-следственных, иерархических, прямых и обратных связей. Познание этих связей позволяет выявить сложные процессы развития производственных отношений, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Метод анализа и синтеза. Анализ - это процесс умственного или фактического разложения целого на составные части, а синтез - это объединение различных элементов, сторон предметов в единое целое синтеза помогает глубже познать сущность целого. Таким образом, системный подход невозможен без органического единства анализа и синтеза. Сочетание количественного и качественного анализа дает теоретическую основу для создания нового подхода к темпов и пропорций развития хозяйства, постановки конкретных практических задач развития экономики, предусматривает выявление качественной характеристики процесса и выделение тех его сторон, элементов, которые могут быть измеренных количественно, изучение динамики процесса, выявление факторов, которые выливают на связки элементов в этой системе. Математические и статистические методы обеспечивают сочетание количественного и качественного анализа.

Развитие экономической теории связан с восхождением от абстрактного к конкретному. Этот процесс является движением от простых форм существования системы к ее сущности, генетическим процессом формирования экономической системы.

Метод логического и исторического подхода. Логический метод тесно связан с историческим, поскольку освобождает оценку исторического развития от случайностей, несвойственных этому процессу. Как правило, логический метод исследования применяют для рассмотрения более зрелых экономических отношений. При этом логический анализ не ограничивается сугубо абстрактным изложением. Полученные выводы сопоставляют с фактами, конкретной экономической действительностью.

Метод сравнений используют для определения сходства и различий между хозяйственными явлениями. Необходимость сравнения как общенаучных метода обусловливается тем, что в экономической жизни любое явление познается в сравнении. Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, необходим критерий, которым, как правило, есть уже известно, ранее познан. Можно сравнивать признаки, свойства, статистические величины, экономические категории, действие экономических законов в разных условиях и т.п.

Индукция и дедукция. Индукция - это движение мысли от единичного до всеобщего, от знания низшего степени общности к знанию высшего ее степени. Дедукция, наоборот, движение мысли от всеобщего к единичного. Теоретическим основанием для возникновения и существования индукции и дедукции является диалектический связь единичного, особенного и всеобщего. Метод аналогии означает перенос свойства (совокупности свойств), присущей одному явлению, на другое явление. Для этого определяют сходство по некоторым признакам и качествам между различными объектами, устанавливают связи и различия между признаками явлений, которые существуют в реальной действительности. В определенном смысле аналогия является разновидностью сравнения, поскольку она направлена на изучение сходства и различия между явлениями.

Во многих случаях выводы, сделанные на основании аналогии, не могут быть доказательством, однако на их основе можно выдвигать гипотезы.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о возможных связи, отношения, причины явлений. Экономические исследования, как правило, осуществляются целенаправленно, исходя преимущественно из потребностей практики. Если сущность явления, которое изучается, неизвестна, но фактов для выяснения нет или недостаточно, исследователь вынужден ограничиться предположениями. Однако это не научная гипотеза, а всего лишь первая ступень на пути к ней. Для выдвижения гипотезы нужны достоверные факты. Однако этого не достаточно, чтобы превратить теоретическое предположение в полноценную теорию. Поэтому вывод о возможных связи, причины еще не является полностью достоверным. Для этого нужно иметь достаточные доказательства. Важность гипотезы заключается в том, что она является средством разрешения противоречий между новыми фактами и теоретическими взглядами, которые уже устарели. Гипотеза имеет особое значение для развития экономической теории. Она осуществляет постановку проблем, которые способствуют более эффективному ведению научных поисков, позволяет проверить все возможные пути исследования и выбрать наиболее правильные и научно обоснованные.

Важную роль играет также эксперимент. Он требует тщательной подготовки, расчета, обоснование. Экономические реформы, осуществляемые на переходных этапах экономического развития, в период кризисов и стабилизации экономики, можно рассматривать как своеобразный эксперимент.

Экономическая теория может осуществлять анализ на двух уровнях: макро и микроэкономическом. На макроэкономическом уровне анализируются преимущественно показатели экономики страны в целом, а также агрегированных показателях, в частности сектора: правительственный, частный или домохозяйственный. Во время микроэкономического анализа рассматриваются конкретные показатели отдельных предприятий.