Сущность предпринимательства и условия его существования

Определяющим условием перехода к рынку является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство с неотъемлемой признаком рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей - нет рынка, и наоборот. Понятие «предпринимательство» очень емкое. Это обусловлено тем, что оно отражает совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Представления о нем формировалось в течение длительного исторического периода, менялось под влиянием базисных и надстроительных  институтов, психологии людей.

В научный оборот понятие «предприниматель» в начале XVIII в. ввел английский банкир-экономист Кантильйон. Под ним он понимал людей с нефиксированных доходами (ремесленников, крестьян и др.), т.е. тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредсказуемости цен. Главной чертой предпринимателя Р. Кантильйон считал готовность к риску. Весомый вклад в исследование предпринимательства в XVIII-XIX вв. сделали Ф. Кене, А. Тюрго, А.

Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт и И. Шумпетер. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, под этим углом зрения он рассматривал его действия в экономической жизни, мотивацию, поведение, психологию. Ученый отмечал, что предприниматель руководствуется только собственным интересом, преследуя собственную выгоду. Однако не только интересы и выгода предопределяют деятельность предпринимателя. Ведь в условиях рыночной среды существует много субъектов предпринимательской деятельности, между которыми идет конкурентная борьба за главный приз - прибыль. Получить его можно только при условии применения эффективного варианта использования ресурсов, экономического риска, новаторских идей. Это побуждает предпринимателя использовать лучшие качества сотрудников: творчество, добросовестный труд, организаторские способности. Попытки проявить себя как личность в определенной сфере деятельности, реализовать свои идеи и результаты работы, сделать их достоянием общества - это также цель предпринимателя, которая играет значительную роль в жизни общества, является его движущей силой. Все это делает предпринимательство локомотивом экономического, социального и культурного развития человеческого общества.

Свою деятельность предприниматель (особенно высококвалифицированный) направляет на изготовления не товаров-аналогов, а изделий, имеющих качественно новые, отличительные черты. Понятно, что производство не может принести предпринимателю мгновенную отдачу (прибыль), результат будет получен через определенное время после того, как произойдут изменения в производстве, его структуре, а следовательно, и в потребностях общества. Причем прибыль, которую получит предприниматель, в условиях, сложившихся в результате указанных изменений, превысит все затраты. Поэтому большую часть полученной прибыли он направляет на развитие хозяйственной деятельности, а не на личные нужды.

Понятие «предприниматель» часто используют как синоним таких понятий, как «хозяин», «бизнесмен», то есть в значении «человек, которая организовала свое дело и развивает ее». Но как тогда можно классифицировать лицо, которое имеет свою ферму или мастерскую, где производит определенную продукцию, реализация которой дает ей возможность лишь существовать? И крупный владелец, богатство которого растет высокими темпами, и мелкий товаропроизводитель, который получает мизерный доход от своей деятельности, как и все другие, кто на свой страх и риск занимаются определенной делом, получая от нее доход, являются хозяйствующими субъектами. Это понятие шире, чем понятие «предприниматель».

Наиболее типичные черты предпринимателя, которые выделяют его из числа других хозяйствующих субъектов, схарактеризував австрийский экономист Й. Шумпетер.

Реальное предпринимательство не совместимы ни со спекуляцией, ни с так называемым бумажным предпринимательством, которое сводится к концентрации производства и капитала в результате приобретения, слияния и поглощения (эти явления наблюдаются и в Украине в условиях переходной экономики). На это указывал и выдающийся английский экономист Дж. Кейнс. По его мнению, спекулянты не наносят вреда, если они остаются «пузырями на поверхности чистого потока предпринимательства». Однако когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности казино, не стоит надеяться на хорошие результаты.

Формирование высокой, экономически эффективной и социально ответственной предпринимательской культуры является одной из основных задач, стоящих перед Украиной, определяющим условием перехода ее к инновационной модели развития.

Подлинное предпринимательство возможно только при условии экономической свободы человека, существование права выбора деятельности для как можно более полной реализации его способностей, а также персональной экономической ответственности за результаты работы. Предприниматель - это лицо, которое сочетает в себе новаторские, коммерческие и | организаторские способности и применяет их для поиска и развития новых видов и методов производства, новых сфер использования капитала, получение новых благ и их новых качеств.

Предпринимательство - это тип хозяйственной поведения предпринимателей относительно | организации, разработки, производства и реализации благ для получения прибыли и социального эффекта

Сущность предпринимательства проявляется в инициативной, новаторский, самостоятельной деятельности. Его целью, с одной стороны, является получение прибыли или личного дохода в результате предвидения, точного расчета, а с другой - наиболее эффективно использование факторов производства, стремление реализовать творческие потенции человека. Функции и условия существования предпринимательства

Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции - инновационную, ресурсную, организационную, мотивационную.

Предпринимательство как явление хозяйственной жизни всегда развивается в конкретном социально-экономическом и историческом среде. Именно поэтому для его непрерывного воспроизведения необходимы определенные предпосылки.

Экономические предпосылки предпринимательства заключаются в создании в обществе условий для функционирования багатосубьектних (частных, коллективных, государственных) владельцев. Это будет способствовать свободе предпринимательской деятельности, возможности на свой страх и риск принимать решения об использовании имущества, продукции, доходов, выбора хозяйственных контрагентов. В нашей стране экономическими предпосылками являются разгосударствление и приватизация собственности, демонополизация хозяйств.

Политические предпосылки предполагают создание в стране благоприятного политического климата для предпринимательства, в частности гарантирования всем хозяйствующим субъектам сохранение их собственности, невозможности национализации, экспроприации. властные структуры должны создать условия для развития всех форм собственности, прежде всего интеллектуальной (изобретения, новаторство, новые методы организации), через соответствующую налоговую, кредитную, таможенную и другую политику.

Правовые предпосылки предпринимательства основываются на действующем законодательстве, нормативных актах, разработанных в стране. Нормативные акты должны создать для всех участников рыночных отношений одинаковые правила игры, т.е. предоставить одинаковые права и полную свободу деятельности, не допускать вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность любого субъекта, за исключением законодательно оговоренных случаев. Речь идет о том, что предприниматели могут действовать самостоятельно, свободно, в пределах закона. С изменением условий экономической, социальной жизни меняются законы (правила игры), а следовательно, понятие «самостоятельно» и «свободно» приобретают новое содержание.

В сфере бизнеса кроме строго формализованных отношений, основанных на законодательных актах, между хозяйственными субъектами складываются неформальные, которые основываются на доверии, честности, порядочности, соблюдении слова сохранении коммерческой тайны и т.д.

Указанные предпосылки не могут существовать без достаточно важной составляющей - психологической, сущность которой состоит в формировании позитивного общественного мнения относительно предпринимательства. Без этого развитие предпринимательства стримуватиметься. Именно с реализацией этой предпосылки связано много проблем, поскольку у нескольких поколений населения Украины было сформировано негативное отношение к предпринимательству и враз изменить его не удастся.

В нашей стране был принят ряд нормативных актов, которые заложили основу для формирования предпринимательства. Главное место среди них занимал Закон Украины «О предпринимательстве».