Модели рыночной экономики

В развитых странах сложилось несколько моделей рыночного хозяйства: свободный, социально ориентированный и государственно-управляемый рынок (рис. 31).

Указанные модели рыночной экономики имеют общие и специфические черты. В общих черт относятся: наличие различных форм собственности - частной, коллективной, государственной; конкуренция и содействие ее воспроизведению со стороны государства. Специфические черты обусловленные историческими, культурными, религиозными, политическими особенностями определенной страны. Правительство играет различную роль в экономике, организации финансовых рынков и решении социальных проблем.

В США, например, в экономической жизни общества правительству отведено ограниченную роль. Это обусловлено историческими факторами, разнообразием культурных, религиозных и других традиций народов, которые заселяли. Первыми европейскими поселенцами были люди, которые пытались скрыться от закона, религиозных преследований и утвердить себя как личность. На этом идеологическом Грунь и формировались рыночные принципы в США.

Становление рынка в большинстве западноевропейских стран происходило в условиях феодальной системы, по законам, которые основаны на принципах монархизма, что и определило роль государства в экономической и социальной жизни общества. Специфика японской модели экономики обусловлена изолированность страны от внешнего мира (1603-1854), особенностями феодальной системы и вековыми традициями конфуцианства. Эти и другие исторические, природно-климатические, культурные факторы способствовали тому, что Япония является менее индивидуализированы обществом, чем другие развитые страны.

Специфика исторических традиций и политической философии США, европейских государств и Японии отражается и в организации экономической жизни этих стран. Одно из главных отличий заключается в размерах расходов центрального правительства. Так, за 2000 г. они составляли: во Франции - 51,2% ВВП; в Италии-46, 7; в Германии - 43,0, в Великобритании - 38,4; в Японии - 38,2; в Села -- 29,3% ВВП.

В странах Европейского союза доля правительственных расходов намного превышает этот показатель в США и Японии. Это отражает особое отношение европейских стран в систему государственного социального обеспечения как способа ограничения неравенства доходов и поддержания социальной стабильности. В Японии объем государственных ассигнований является намного ниже, большую часть социальных потребностей удовлетворяет семья. В Соединенных Штатах Америки государство также не предоставляет социальной защиты, но и семья не спешит брать на себя эту ответственность.

Одним из последствий различий в подходах к социальной политики является дифференциация в доходах населения. Процент людей, живущих за чертой бедности, в США выше, чем в Европе и Японии, несмотря на то, что Америка является наиболее страной мира. Для большинства стран, переходящих от индустриального к постиндустриальному обществу, критерием эффективности модели рыночной экономики является степень реализации потенций личности, обеспечения самых благоприятных экономических, социальных, экологических и психологических условий для существования человека.

Организация Объединенных Наций оценивает уровень развития стран по специальному показателю, который учитывает уровень дохода населения, медицинского обеспечения и образования.