Государство и рыночные цены.

Современная рыночная экономика является гибкой системой приспособления производства к потребителю, системой государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Государственное регулирование проявляется в различных формах. На микроуровне - это антитрестивське законодательство (в том числе и в ценообразовании, которое является основой рыночной экономики). Несмотря на действие рыночных законов, государство регулирует цены на отдельные группы товаров (сельхозпродукцию, продтовары, некоторые виды сырья и материалов), почтово-телеграфные и коммунальные тарифы и т.д.

В регулировании рыночного механизма используют определенные косвенные методы: «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установления «рекомендованных цен», проведение закупок в буферные запасы во время спада цен, распродажа товаров из запасов в период роста цен.

К методам прямого регулирования цен принадлежат административно-юридические методы. В некоторых странах на ценообразование заметно влияет налоговое законодательство. Правительство контролирует и регулирует цены на товары и услуги, которые имеют особо важное значение для поддержания жизненного уровня населения или являются результатом деятельности монополизированных производств.

Например, в Австралии, где отсутствует система государственного регулирования цен, в некоторых штатах действует контроль за ценами на некоторые продовольственные товары - хлеб, яйца, молоко. Штаты страны регулируют максимальный уровень цен на эти товары, хотя ограничение распространяется только на оптовые цены. Относительно других массовых сильгосптоварив и некоторых видов сырья действующее законодательство устанавливает минимальные закупочные цены.

В Греции государственное регулирование в области ценообразования осуществляется с помощью механизма определения цен и контроля за их соблюдением и политики цен и доходов на конкретных этапах развития страны. Цена примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируется государственными органами. Контроль за соблюдением цен осуществляет специальная служба - рыночная полиция.

В Дании система ценообразования формируется под воздействием свободной конкуренции. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых (регулируемых) цен в общей структуре цен производителей, а также оптовой и розничной торговли составляет примерно 6%. В Испании государство осуществляет регулирование и контроль цен на товары первой необходимости, а также товары и услуги, производство которых монополизировано. Удельный вес регулируемых и установленных государством цен - 10%.

В Италии государство в периоды галопирующей инфляции прибегает к прямому контролю над ценами. В * корзину »контролируемых по ценам товаров отобрано 33 видах продовольственных товаров и 3 вида товаров домашнего обихода, которые являются основной частью потребления средней итальянской семьи. Для правительства Италии политика прямого контроля за ценами является актуальной в связи с непрерывной инфляцией. В Канаде отсутствует единая система регулирования цен. На большинство товаров и услуг их устанавливают, ориентируясь на спрос и предложение. По мнению канадских специалистов, существующая система регулирования цен далека от совершенства и охватывает только около 10% товаров и услуг.

В Норвегии цены и торговая конкуренция регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции от 1953 г. В стране запрещены индивидуальные и коллективные соглашения между производителями и продавцами об установлении повышенных цен на товары. Запрещено также любые соглашения об установлении несправедливых (повышенных) цен.

В США большинство цен формируется на основе саморегуляции. Государственные цены сохраняются в отраслях с искусственной монополией. Государством регулируется 5-10% цен, контроль цен и анализ их динамики в Министерстве сельского хозяйства США происходит ежемесячно. Ежегодным является контроль и учет цен на продукцию фермеров и цен на средства производства для сельского хозяйства.

Во Франции действует принцип свободного установления цен. Однако государство может регулировать цены на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспорт. До 20% цен регулируются.

В Швейцарии законодательно фиксируются цены почти на 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. Особое внимание государство уделяет ценообразованию в областях, которые она финансирует.

Ценообразование в Японии является той сферой экономики, где прямое вмешательство государства минимальна. Административно регулируемые до 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясо, молоко, продукты из них, воду, электроэнергию, газ, железнодорожный транспорт, образование и медицинское обслуживание.

Система государственного регулирования цен в развитых рыночных странах в последнее время претерпела значительные изменения. В начале 70-х годов XX ст. резкое увеличение мировых цен на сырье и волна «галопирующей» инфляции заставили правительства многих капиталистических стран ввести прямое и жесткое регулирование внутренних цен (своеобразное смыкания двух систем регулирования). В середине 70-х годов темпы инфляции существенно замедлились. Системы прямого регулирования цен отжили свое и постепенно отходят в прошлое. Европа начала переходить к американской модели косвенного регулирования цен. Особенно резким этот переход был во Франции.

Теперь правительства многих развитых капиталистических стран предпочитают неоклассическая модели по сравнению с неокейнсианською, что означает минимальное вмешательство государства в экономику, в частности ценообразование и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для полного и свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый «консервативный переворот» в государственно -монополистического регулировании экономики). Ценообразование в Украине в современных условиях имеет определенные особенности, обусловленные переходом к рыночной экономике.

Формирование рыночных отношений не должно начинаться с радикальной реформы цен. Для этого в экономике и в обществе должны быть созданы заранее необходимые стабилизационные и переходные условия - экономические, социальные, правовые, политические. Важно на этом этапе применить весь арсенал средств финансового оздоровления экономики, создать условия для конкуренции, социальные гарантии, ввести систему антиинфляционных мероприятий и мер по защите доходов населения.

Переход к рынку требует научного, расчетливый анализа влияния цен на рыночные отношения, предполагает предварительное моделирование важнейших экономических процессов. Четкая теоретическая концепция цены и механизма ценообразования на основе мировой экономической науки и практики, а также национальных особенностей позволяет избежать многих проблем. Основой такой концепции должно быть осознание того, что цена - это воплощенный в денежной форме сложный механизм взаимодействия ценовых и неценовых факторов, основой которого является балансировка полезности и затрат.

Ядром рынке есть свободные, функционирующие на основе саморегуляции рыночные цены, однако внедрение их должно быть постепенным, регулируемым и контролируемым государством. Реформа цен не может пидминюватися простым повышением цен (прежде всего на товары первой жизненной необходимости. Очевидно, начальный этап перехода к рынку требует соблюдения фиксированных цен на определенные виды производственных ресурсов (прежде всего сырьевых.

За перехода от командно-административной к рыночной системе важно учитывать экономическую природу цен. Цены должны выполнять свои естественные функции, прежде всего - регулятора экономики и носителя обратных связей. Потребностям экономики Украины в значительной степени соответствует концепции ценообразования по принципу цены воспроизведения, то есть соотношение чистого дохода в цене товара с производственными фондами, зарплатой и природными ресурсами.