Конкуренция

Конкуренция, как и предпринимательство, является важным и необходимым атрибутом рынка. Без нее не может быть развитого рынка, как без рынка не бывает экономической конкуренции. Побудительные причиной конкуренции выступает комплекс обязательных условий свободного развития рынка:

а) основные параметры состояния рынка;

б) полная хозяйственная обособленность каждого собственника определенного вида товаров;

в) зависимость продавцов и покупателей от рыночной цены, которая сформировалась в результате взаимодействия спроса и предложения.

Следствием этого является опора на собственные силы и рыночная борьба за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание, то есть конкуренция является важным экономическим законом рынке.

Главнейшими направлениями действия закона конкуренции являются:

а) установление равновесной цены;

б) поддержание общественно нормальных условий производства и реализации продукции;

в) стимулирования НТП и повышения эффективности производства;

г) усиление социально-экономической диференцийованости;

д) продвижение рыночного хозяйства к монополии как следствие объективной логики развития свободного рынка.

Конкуренция - антагонистична форма экономического соревнования, соперничества, борьбы между отдельными производителями за свои интересы и рынки сбыта с целью получения высших доходов.

Внешне конкуренция является хаотичной борьбой всех против всех. На самом деле конкуренции определяют определенные закономерности. Основой ее является издержки производства. Ни один товаропроизводитель не сможет развивать свое производство, если будет продавать товары по цене ниже издержек производства.

Важнейшим средством конкуренции являются низкие цены на товары. Подоходный продажа товаров по низким ценам основан на разнице между их стоимостью и индивидуальными издержками производства. Конкуренция является внешней силой, которая побуждает товаропроизводителей повышать производительность труда, увеличивать накопления, расширять производство, что в результате усиливает монополистические процессы в экономике.

Выделяют два вида конкурентной борьбы: внутригалузеву и межотраслевую. Внутригалузева конкуренция - соперничество между производителями одной отрасли, которые производят однородную продукцию, за самый выгодный сбыт и получения высокого дохода. Она является исходной, первичной в общем механизме рыночной конкуренции. Конкуренция между товарами на рынке уравновешивает индивидуальные расходы, вызванные различиями по технической и технологической оснащенности, до уровня общественной или рыночной стоимости. Вследствие этого одни производители разоряются, другие получают дополнительную прибыль. Внутригалузева конкуренция является побудительные силой осуществления одной из функций закона стоимости, а именно: стимулирование научно-технического прогресса и развития производительных сил. Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями различных отраслей за самые использования капитала.

При такой конкуренции действует закон: равновеликих капитал должен получать равновеликих прибыль, независимо от того, в какой отрасли он используется. Механизм действия этого закона заключается в переливании капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Движение капитала продолжается до тех пор, пока норма прибыли во всех отрасли не выровняется в среднем для всей экономики. Массовое переливание капитала обусловливает изменение соотношения между спросом и предложением товаров и отклонение цен от стоимости, а это приводит к тому, что товары на рынке продаются не по стоимости, а по ценам производства.

Каждая фирма заинтересована в сохранении и расширении рынка сбыта, поэтому постоянно ведет конкурентную борьбу за потребителя. Существуют два метода этой борьбы: ценовая и неценовой конкуренции. Главным средством ценовой конкуренции является снижение цен на товары с целью охвата большинства покупателей, даже за счет временной потери части прибыли. Для этого используются такие формы конкуренции: снижение прейскуранта цен (теневые цены); сезонная распродажа товаров; демпингом цены; увеличение срока кредита и т.д.

Главным фактором неценовой конкуренции является повышение качества товара, сервисного обслуживания потребителя. Ведущая роль при этом отводится повышению надежности и долговечности товаров, их соответствия мировым технико-экономическим дизайнерским требованиям.

Чаще всего используют такие формы конкуренции, как фирменное обслуживание, умела реклама, разносторонность и гибкость ассортимента, гарантии своевременных поставок, упаковка товара, культура обслуживания и т.д. Использование конкретных методов конкурентной борьбы зависит от условий, при которых происходит конкуренция, то есть от определенных параметров (показателей) состояния рынка, основными из которых являются: количество продавцов определенного товара; свобода выхода товаровласникив на рынок; независимость (зависимость) субъектов рынка друг от друга; возможность (невозможность) установление рыночной цены отдельными товаропроизводителями. Соотношение указанных параметров предопределяет различные формы взаимодействия участников рыночных отношений.

В зависимости от этого экономисты различают несколько типов структуры рынка: совершенная конкуренция; монополия; Монополистическая конкуренция; олигополия.

В сферах деятельности, где действует много мелких продавцов и покупателей идентичного товара (поэтому ни один не способен влиять на цену товара), конкуренция определяется игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами. Такие условия порождают рынок совершенной (свободной) конкуренции.

Конкуренция для производителей является стимулом к постоянному разнообразия товаров и услуг. Расширение ассортимента происходит за счет создания принципиально новых товаров и услуг и дифференциации отдельного продукта.

Производители постоянно борются за потребителя. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всесторонне изучает спрос, создает новые формы и методы реализации товара. Это увеличивает доходы фирмы и одновременно удовлетворяет желания и потребности покупателя, поэтому выигрывают и потребитель, и общество в целом. Антиподом совершенной конкуренции является монополия. На рынке монополии существует только один продавец товара, который не имеет адекватных заминювачив. В таких условиях производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, это позволяет ему установить любую цену в соответствии с кривой спроса, чтобы получить максимальную прибыль.

Особое место принадлежит феномена естественной монополии. К такой категории относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, сети связи, транспортные фирмы). Как правило, они принадлежат государству или действующих под ее контролем, их существование объясняется особым эффектом, вызванных масштабом производства, - эффектом эконом ресурсов вследствие увеличения производства. Для возможных конкурентов здесь предусмотрены искусственные барьеры в форме лицензий, авторского права, товарных знаков или патентной защиты.

Монополия в чистом виде, как и совершенная конкуренция, - явление редкое и является скорее экономической абстракции.

Монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя формируются «нецинови преимущества». Производя не одинаково, а «дифференцированную» продукцию, фирма становится своеобразным «монополистом» своей марки товара. На таком рынке продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), близостью к покупателям, интенсивностью рекламы. Фирмы вступают в своеобразное соперничество не только через цены, но и через дифференциацию продукции. Возможность производителя повышать (понижать) цену на свой товар ограничивается существованием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль, поскольку такое производство не требует больших капиталовложений.

Рынок, на котором существует несколько фирм, которые контролируют значительную долю рынка, олигополия, является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистичному рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти). Продукция может быть однородной (рынки сырья, полуфабрикатов: руды, нефти, стали) и дифференцированной (рынки потребительских товаров: автомобили). Вхождение на рынок затруднено, одной из причин этого является необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством.

Небагаточисельнисть фирм на олигополистичному рынке вынуждает их использовать не только ценовую, но и неценовой конкуренции, то есть повышать надежность и качество изделия, совершенствовать методы сбыта, условия предоставления услуг и гарантий, дифференциацию оплаты, рекламу, применять экономический шпионаж и получать техническую преимущество. Особенность олигополистичного рынке заключается в зависимости поведения каждой фирмы от поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал создают определенные проблемы мобильности на рынке, и при таких условиях наибольшую выгоду дает сговор между олигополистичнимы фирмами относительно соблюдения определенных цен с целью максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и оформленную) соглашение о распределении рынка - картельный сделку, которая, однако, не устраняет внутреннюю конкуренцию. Это вынуждает фирмы идти на тайные экономические соглашения, секретную экономическую политику относительно изменения цен и раздела сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться через особую экономическую политику олигополистичних фирм в виде жесткости цен или лидерства в ценообразовании и через особые организации типа патентных пулов или консорциумов.

Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимают антимонопольные законы (впервые в США в 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шерман против трестов), осуществляется контроль за сделками между крупными компаниями и т.д. Для развития и защиты конкуренции разработан антимонопольное законодательство и создан

Антимонопольный комитет Украины. Антимонопольное законодательство содержит нормативные акты, которые определяют организационные и правовые основы развития конкуренции, меры предупреждения, ограничения и прекращения монополистической деятельности и нечестной конкуренции.