Принципы и виды маркетинга

Особенно важным приоритетом в системе управления фирмой является ориентация на потребителя. Воплощается она через маркетинговую политику предприятия как важнейшее направление его деятельности при рыночных отношений.

Маркетинг (англ. Marketing - торговля) - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей через выяснение потребительских потребностей, разработку соответствующих товаров, установление цен, налаживание систем распределения, эффективное стимулирование спроса.

Основными видами маркетинга является американский и японский, которые, хотя и преследуют одну цель - удовлетворение потребностей покупателей, реализуются различными методами. Японский подход ориентируется на удовлетворение потребностей потребителя таким образом, каким сам производитель удовлетворил бы собственные. Американский подход сосредоточивается на стратегическом аспекте - выяснении потребностей покупателя для достижения собственных целей. Японский вариант рассматривает вкусы и потребности покупателя как врожденные черты, которые необходимо удовлетворить.

В соответствии с американским подходом покупателем манипулируют: маркетолог должен так подать информацию о товаре, чтобы убедить покупателя в необходимости его приобретения. Японский маркетинг служит потребителю через товары и сервис, его лозунг - «Пусть за себя говорят товары и услуги» в противовес американскому - «Пусть говорят продавцы». Основой стратегии производства и сбыта товаров является маркетинговая смесь, или, как утверждают американцы, четыре «77» маркетинга: продукт, продажная цена, продвижение и позиция. Важнейшими задачами маркетинговой политики фирмы является: изучение спроса и сегментация рынка; изучение психологии потребителя и влияние на нее с целью якнайвигиднише представить свой товар; выработка концепции продукта как комплекса преимуществ; определение жизненного цикла товара и т.д. Маркетологи выделяют восемь видов спроса: отрицательный, нулевой, скрытый, ниспадающем, равномерный, полный, перенасыщен и нежелательный, каждый из которых имеет свои особенности.

Сегментация рынка разделяет потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и выделяет сегмент потребителей, которые одинаково реагируют на один и тот же набор стимулов. Очень важно для производителя знать психологию потенциального потребителя. Для этого проводят анкетирование, конференции потребителей, индивидуальные беседы и т.д. Зная запросы потребителей, фирма разрабатывает концепцию товара.

Одновременно с выпуском на рынок товара необходимо определить его «жизненный цикл»: этапы сбыта, потребности потребителей, потенциал конкурентов, стратегию маркетинга. Такой интерес к жизненным циклом товара обусловлено тем, что его «жизни» стало короче, новая продукция требует растущих инвестиций. Это дает возможность маркетологом предвидеть изменения, проанализировать товарный ассортимент, достичь сбалансированности между новыми, теми, которые развиваются, и «зрелыми» товарами.