Организационно-правовые формы предпринимательства

Предпринимательская деятельность существует в конкретных организационно-правовых формах. На выбор форм организации предпринимательской деятельности влияют много факторов: сферы деятельности, финансовые возможности, преимущества или недостатки организационной формы. Важное значение также имеет анализ действующего законодательства. Предпринимательством могут заниматься отдельные граждане, коллектив людей (предприятие), а также государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное предпринимательство. Как заметил П. Самуельсон, чтобы стать единоличным собственником, ни у кого не надо просить разрешения. Индивидуальный предприниматель работает от собственного имени и на свое усмотрение с целью получения личной прибыли или дохода. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом - в критических ситуациях оно может быть конфискованное.

Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственной программы; приобретать имущество, приобретать имущественных прав, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности , оставшийся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.

Следовательно, индивидуальный предприниматель единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).

Коллективное предпринимательство. Осуществляется коллективным субъектом, для чего образуется предприятие (общество).

Товарищества могут выступать юридическими и неюридичнимы лицами. Основными признаками, делающими предприятие юридическим лицом (фирмой), являются: основания и регистрация согласно закону; наличие организационного единства; владение необходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность; участие от собственного имени в хозяйственном обороте; собственный расчетный счет в банке. Следовательно, как юридическое лицо предприятие является носителем присущих только ему имущественных прав и обязанностей, выступает от собственного имени и существует независимо от лиц, принадлежащих к его составу. Анализ правовых форм предприятий дает возможность выделить их основные виды: единоличное владение; партнерство (общество); акционерное общество (корпорация). Единоличное владение - предприятие, владельцем которого является одно лицо или семья, которая самостоятельно ведет дело с учетом своих интересов, получая весь доход и рискуя своим имуществом и деньгами.

Единоличным владением считают: индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде; семейное предприятие, основанное на собственности и труда граждан-членов одной семьи; частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы.

Такая форма организации бизнеса имеет важные преимущества перед другими. Каждый владелец: владеет всем прибылью предприятия; пользуется полной свободой деятельности; платит относительно небольшие налоги. Но она имеет серьезные недостатки: полная имущественная ответственность, которая несет владелец (как правило); недостаток капитала; трудности менеджмента и т.д.

Партнерство (общество) - предприятие, организация или учреждение, основанное на принципах соглашения двух или более лиц (в том числе юридических) путем объединения финансовых ресурсов и предпринимательской деятельности, с целью получения и распределения доходов, а также распределения риска и убытков.

Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров (пайщиков), участие в общих расходах, распределении прибыли, разделение имущества. Количество участников партнерства обычно ограничено несколькими десятками. Для партнеров предусмотрены проще, чем для компаний, правила создания, роспуска, отчетности. Преимущества этой формы: привлечение дополнительных финансовых источников: каждый партнер вносит свежие идеи, свой талант; простота организации: не подлежит специальному налогообложению.

Но и она имеет определенные недостатки: ограниченность капитала ресурсами партнеров (эти партнерства не могут осуществлять пополнение своего капитала за счет эмиссии ценных бумаг); за расхождения во взглядах на управление и другие аспекты деятельности фирма может прекратить свое существование и т.д.

Распространение, в частности в Германии, получили коммандитные общества, которые возникают при согласии двух и более лиц. Одна из них (полный компаньон) является единоличным управляющим делами общества, несет неограниченную личную ответственность за дела общества всем своим имуществом, что приближает эту форму к частному бизнесу. Другие члены общества (командисты) не имеют права вмешиваться в управление фирмой, а лишь могут контролировать деятельность общества, знакомясь с деловой документацией, бухгалтерскими книгами, отчетами. Ответственность за дела фирмы они несут только собственными средствами. При этом доходы и убытки коммандитного товарищества распределяются согласно взносов компаньонов. Акционерное общество (корпорация) (лат. corporatio - объединение) - правовая форма предпринимательской деятельности, отделенная от конкретных лиц, которые владеют корпорацией, при которой функции собственности и контроля разделены между акционерами.

Акционерная корпорация - юридическое лицо, ее владельцы - держатели акций. Она имеет преимущества перед обществом: ограниченная собственность; простота осуществления операций; В некоторых случаях налоговые преимущества. Но эта форма не лишена недостатков: организовать корпорацию очень сложно и дорого; корпорации открытого типа отказываются от своих прав на коммерческую тайну; специальное налогообложение.

Существуют и специальные формы организации бизнеса: S-корпорации (США) - корпорации для малого бизнеса. В отличие от обычной корпорации, доходы которой облагаются корпоративным и индивидуальным приходными налогам, S-корпорация платит налог как единоличное владение. Для получения статуса S-корпорации фирма должна иметь не более 35 акционеров и не может владеть более чем 80% акций другой корпорации; безприбуткови корпорации действуют не ради прибыли, их цели - образовательные, благотворительные, социальные, религиозные; государственные корпорации - создаются для предоставления услуг, которые частный бизнес не может и не хочет предоставлять (почтовая служба, федеральная страховая сберегательная корпорация); кооперативы - объединения, созданные для выполнения конкретных функций (жилищные, потребительские, производственные); франчайзи - лицензии, дающие право частной компании функционировать как звене большого торгового цепи. По этой схеме на Западе организовано много мотелей, магазинов, контор по продаже недвижимости. Выгода здесь обоюдная. Продавец франчайза - крупное предприятие - добивается расширения своего дела за незначительного вложения капитала, может с минимальным риском испытать, как реализуется партия новых товаров и т.п.

Покупатель франчайза, который вложил в дело свои средства, является скорее владельцем предприятия, чем наемным работником, и испытывает значительную финансовую поддержку, помощь в обучении, организации и управлении бизнесом, может расширить свой оборот за счет использования репутации материнского предприятия, его торговой марки. По сравнению с единоличным владельцем самостоятельность управления фирмой здесь несколько ниже, но налоговые преимущества перекрывают этот недостаток. Такие формы организации бизнеса все больше распространяются. Но, хотя количество единоличных владений втрое превышает количество фирм других типов, однако на корпорации в структуре бизнеса приходится почти 90% от общего оборота. В последнее время в экономической теории и практике вошел в употребление новый термин, характеризующий особое явление, - «малые предприятия (фирмы)». Они организованы в форме единоличного владения или партнерства (товарищества), а не корпорации. В каждой стране есть свои критерии классификации предприятий (фирм) как малых. В Украине в законе «О предприятии» указывается, что такими критериями являются: объем хозяйственного оборота и численность. На практике численность работающих в малом предприятии зависит от отрасли: промышленность и строительство - до 200 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50, в науке и научном обслуживании - до 100, в непроизводственной сфере - до 25, в розничной торговле - до 15 лиц.

Малые предприятия создают дополнительные рабочие места, обеспечивают быструю окупаемость затрат, оперативно реагируют на изменения спроса потребителей. Эта форма бизнеса дает возможность предпринимателям быстро реализовать свои Идеи, адаптироваться к местному рынку, гибко и оперативно реагировать на изменения рыночных условий, снижать накладные расходы по сравнению с крупными фирмами, существенно укрепить экономическую, финансовую базу местных органов власти, положительно влиять на развитие небольших поселений ( сел, городков), возрождать художественные, народные промыслы и т.д.

В то же время малый бизнес не лишен существенных недостатков: нестабильность доходов, риск потери собственного капитала и имущества, ненормированный рабочий день предпринимателя, значительно большее влияние спадов и депрессий в экономике (чем на средний и большой бизнес), инфляция, недостаточная поддержка государства.

Поддержка малого бизнеса - одно из основных направлений экономической политики правительств развитых стран мира, поскольку малый бизнес является не только важным фактором экономического развития, но и способствует социально-экономической стабилизации общества.