Центральный элемент координации экономики

Ценовой механизм - использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов. Его эффективность зависит от количества участников рыночной системы и уровня их свободы в принятии решений. Главная проблема общественного хозяйства - «что, сколько, как и для кого производить» - в рыночной системе решается с помощью ценовых сигналов. Ресурсы направляются в те отрасли, продукция которых за определенного уровня цен пользуется большим спросом и дает прибыль производителям. Достаточный уровень цен является выгодной предпосылкой эффективного использования ресурсов и определяет технологию производства, стимулирует ее совершенствование, уменьшения затрат труда на производство товаров. Итак, цены регулируют и определенным образом распределяют поступления продукции на рынок и общественного труда в определенные отрасли, сферы общественного производства.

Цены является критерием потребительского выбора; цены на факторы производства влияют на размеры доходов и прибылей, определяют покупательную способность разных слоев населения. Поскольку ценовой механизм является координатором рыночной экономики, то цены связаны с конъюнктурой, которая отражает условия рынка, продолжительность спроса, что дает возможность предпринимателям и владельцам производственных ресурсов ориентироваться на рынке. Ценовая система ориентирования на рынке производителей, потребителей эффективно работает только в условиях свободной конкуренции. Именно тогда цены максимально отражающих общественную стоимость товара, существующий рыночный спрос.

Свободная конкурентная цена сближает частные и общественные интересы. Поэтому государство, управляя рыночным механизмом, смягчающие его негативные влияния, не должна подрывать основу рыночного хозяйствования - рыночное ценообразование и свободную конкуренцию, оставляя за собой только такие функции, как обеспечение законодательной базы, внедрение защиты конкуренции и одновременно антимонопольной политики, производства общественных товаров (дороги, маяки, плотины и т.д.), перераспределение доходов с помощью налогов, а также содействия инновациям и внедрению макроэкономических рычагов контроля.

Рыночная система является сложным феноменом, особенности реализации и взаимодействия составляющих которого зависят от многих внутренних и внешних факторов. Основными элементами рыночной системы являются законы рынка, хозяйственные формы и субъекты рыночных отношений. Законы рынка. Законам рынка есть устойчивые причинно-следственные связи отношений сферы обращения товаров, взаимодействие которых образует механизм функционирования рыночного хозяйства. Законами рынка являются: закон конкуренции, закон стоимости, закон ридкисности, закон нисходящей отдачи ресурсов, закон раскрывающемся предельного продукта, закон спроса, закон предложения, законы денежного обращения, закон предпринимательского дохода и т.п.

Рыночные хозяйственные формы. Ими считают внутреннюю организацию отношений сферы обращения товаров. Основными рыночными формами являются: деньги, издержки обращения, цена, прибыль, процент, дивиденд, рента, маржа и т.д. Рыночные формы опосередковують куплю-продажу товаров и выступают в виде определенных доходов. Существуют также рыночные инструменты и рыночные регуляторы. Рыночные инструменты - это приемы, которые применяются субъектами рыночных отношений с целью реализации собственных интересов. К ним относятся хозяйственный договор, трудовой контракт и т.д. Рыночные регуляторы - это экономические рычаги, которые действуют опосредованно, через влияние на интересы участников экономических процессов. Они применяются тогда, когда помимо двух сторон есть еще и третья - государство и закон (налоги, сфера налогообложения, льготы и т.д.).

Рыночные инструменты не требуют специального государственного аппарата управления; их должно быть значительно больше, чем регуляторов. Рыночные средства регулирования всегда базируются на информации о конъюнктуре, банковские проценты и т.д.

Субъекты рыночных отношений. Субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица. их совокупность сводится к товаропроизводителей и товароспоживачив. Главное для товароспоживача - свобода выбора, ему принадлежит контроль над производителем. Конкуренция возникает и между товароспоживачамы, и между товаропроизводителями. Универсальным регулятором в условиях рынка является цена, т.е. готовность конкурирующих агентов заплатить большую цену за ресурс, за товар. Отношения между потребителем и производителем опосередковуються развитой инфраструктурой торговых посредников, фирм, центров, бирж (товарной, фондовой, валютной), коммерческих банков, аукционов (товарных и валютных). Рыночная инфраструктура, давая объективную информацию, снижает уровень риска для предпринимателя и потребителя. В условиях рынка обеспечиваются автономность действий участников рынка (решения принимаются независимо, а также их равноправие (юридические лица равноправные). Агентами инфраструктуры рынка являются посредники, брокеры, которые оперируют на фондовой бирже и осуществляют деловые соглашения от имени другого лица, но без права подписывать контракт. К отраслей инфраструктуры относятся также транспорт и связь.

Объектная структура рынка. Это отношения купли-продажи (обращения) определенного товара. Объектная структура рынка формирует виды рынков, которые имеют определенные особенности. Этими особыми за организацией видами рынков являются: рынок потребительских товаров, рынок сырьевых ресурсов, рынок услуг, рынок рабочей силы, рынок капиталов или свободных денежных средств, рынок ценных бумаг, рынок жилья, рынок софтвера (научно-технической информации), валютный рынок. Взаимосвязана единство этих рынков создает комплексный рынок. Главным условием существования комплексного рынка является мобильность всех видов ресурсов.

Рыночная психология, рыночное мышление субъектов рынка - это личное восприятие субъектами рынка его реалий (цен, доходов и т.д.) и их сопоставление с интересами и ожиданиями. Рыночная психология и рыночное мышление предполагает овладение человеком системой категорий рыночной экономики, правилами, традициями рыночной поведения, а также способность к овладению материальной базой - экономическими ресурсами (деньгами, идеями, способностью к труду), которыми обеспечиваются устойчивость перед рыночной энтропией (изменениями, поворотами) , рыночной неопределенностью, предпринимательским риском и т.д.

Основой рыночной системы является рыночная равновесие - сбалансированность между спросом и предложением, сбалансированность денежной и товарной масс и т.д.

Будучи особо сложный и многогранный феноменом, относительно главных сущностных черт которого до сих пор не утихают научные и политические дискуссии, рынок в процессе своего функционирования и развития проявил свои определяющих преимущества и недостатки. Важным преимуществом является отсутствие дефицита товаров и услуг - их производство и предложение ориентированы на платежеспособные потребности, то есть спрос, и вривноважування осуществляются посредством денежной цены.

Рыночные механизмы обеспечивают наибольшую экономическую эффективность, так как самостоятельный участник рынка выбирает выгодное поле деятельности. Действие рыночных сил (закон спроса и предложения, закона стоимости и т.д.) дает в целом лучший результат, чем регламентованисть, директивнисть.

Рыночной организации экономики присуща высшая производительность благодаря бережному ресурсовикористанню, уменьшению удельных затрат, рациональной организации и управлению, а также определенном синергизма (усилению действия фактора благодаря взаимодействию с другим) между хозяином и работником, который, являясь акционером, участвует в распределении прибыли акционерного предприятия.

Рыночной экономике в целом не свойственны длительные рискованные проекты. Но, как правило, они обязательно дают отдачу после внедрения.

Рыночная система не требует большого государственного аппарата управления, поскольку управленческий аппарат с чисто экономическими функциями сконцентрирован на фирмах, т.е. рыночные механизмы упрощают и удешевляют выполнения государственных функций. Рыночная экономика не дает возможности работать впивсилы, каждый зарабатывает столько, сколько хочет и может, а государство гарантирует лишь социально установленный минимум ставок заработной платы, пенсий за возрастом, инвалидностью, выплат безработным и т.п.

Но рыночная организация экономики имеет и определенные недостатки. Рыночный механизм не ориентирован на производство так называемых «некоммерческих благ» и общественных товаров, которые не дают прибыли. Он не удовлетворяет многих потребностей и тормозит развитие здравоохранения, образования, культуры, неприбыльных добывающих отраслей материального производства. Недостатком рыночной организации является и значительная дифференциация доходов, которая порождает потенциальную и реальную напряженность в обществе. Например, расхождение в дифференциации доходов граждан США - 15:1, у Швеции - 4:1, в Германии - 6:1. В целом в Европе этот показатель ниже, чем в США, поскольку здесь традиционно преобладают системы социально ориентированного рыночного хозяйства.

Механизм рыночного хозяйствования вызывает нестабильность в сфере мелкого предпринимательства, особенно зависит от изменений в рыночной среде. Так, по данным 1998 г., в Германии насчитывалось до 3 млн. мелких предпринимателей, а ежегодно банкрутувало и закривалося почти 226 тыс. фирм.

Рыночный механизм не способствует финансированию фундаментальных научных исследований, так как они не дают быстрой прибыли. Крупные корпорации финансируют только те исследования (как правило, профильные, узко специализированные, прикладные), которые позволяют быстро получить прибыль от внедрения. Например, открытия Майклом Фарадеем электричества нашло практическое воплощение лишь через 50 лет. За научно-технического прогресса, современных технологий фундаментальные исследования преодолевают путь к практическому применению значительно быстрее. Однако государству приходится финансировать фундаментальные исследования, поскольку частный бизнес от этого отказывается, требуя быстрой отдачи, окупаемости и прибыльности. Исключением являются некоторые японские фирмы, которые, заботясь о перспективе, финансируют важные научные исследования, прибыль от которых можно получить только через 8-10 лет, но эти фирмы рассчитывают занять исключительное положение на рынке новых товаров и технологий.

Модели формирования рыночных систем

Развитие рыночных систем подчиняется определенным закономерностям, которые определяют их наиболее типичные черты. Существует три основных варианта (модели) формирования рыночных систем.

1. При род но-историческая модель формирования рыночных отношений. Она воплощена в рыночных моделях таких стран, как Голландия, Англия, США и т.д. Процесс формирования рыночных систем продолжался в этих странах более 200-400 лет. Центром такой модели был предприниматель, а государство выполняла функцию «ночного сторожа». Естественной модели свойственно постепенное формирование и шлифовка всех элементов рыночной системы. Следовательно, все элементы рыночной системы формировались и видшлифовувалися течение длительного времени и доказали свое право на существование. Положительное значение имели «естественный отбор» предпринимателей в конкурентной среде, утверждение и развитие рыночных «правил игры», становление предпринимательской этики.

Элементы рыночной системы формировались постепенно, со стихийной рациональность, достигая общей сбалансированности и стабильности. Формировался разделение государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную. Недостатком естественно-исторической модели рыночных отношений является продолжительность ее становления. Это могут позволить себе не все страны, а только экономически развитые и обеспеченные резервами - колониями или свободными территориями. Следовательно, эта модель обеспечивает экстенсивное развитие и формирование предпосылок для перехода к интенсивным методам.

2. Государственная модель. При такой модели государство берет на себя инициативу по формированию рынка, выступает совокупным потребителем, способствует созданию системы предпринимательства, поддерживает предпринимателей, размещая заказы на конкурентной основе. Эта модель характерна для таких стран, как Италия, Германия, Япония и Россия, она обусловлена низкой конкурентоспособностью отечественного производства. Такой путь формирования рынка значительно быстрее и длится 10-15 лет. В процессе его становления можно активно задействовать национальную идею как фактор, обусловит согласие народа с определенными, иногда весьма значительными социальными проблемами и затратами, будет способствовать консолидации различных социальных слоев общества. Однако государственной модели присущи свои недостатки. Прежде всего они заключаются в том, что патронажных условия замедляют процесс формирования конкурентоспособного предпринимателя. Субъекты рынка существенно зависящие от субъективных факторов, резко возрастает роль государственной администрации и чиновников. Модель таит в себе определенную опасность для демократических институтов, поскольку грозит потенциальным милитаризм. Иногда недооценивается значение производства и реализации товаров потребления, что может вызвать структурные изменения в экономике и привести к отраслевых диспропорций, инфляционных процессов.

3. Внешнеэкономическая модель формирования рынка. Суть этой модели заключается в том, что государство помогает развиваться лишь предприятиям, ориентированным на экспорт, а на вырученные валюту покупает товары потребления, патенты, лицензии, технологии, стимулируя развитие других секторов экономики. Постепенно формируется самостоятельный комплексный рынок. По такой модели функционируют рыночные системы стран Ближнего Востока, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура.

Южная Корея, например, сосредоточившись на судостроении, использовала в этой сфере конкурентное преимущество - низкие расходы на заработную плату в общих издержках производства. Эту предпочтение она сумела обернуть в свою пользу. Так, если общая доля зарплаты в удельных расходах США составляет 60%, то в Южной Корее - только 4%. После мощного импульса от развития судостроения в стране начали развиваться металлургия, электроника и т.д. Сейчас Южная Корея имеет собственный развитый рынок. Одним из преимуществ этой модели является то, что экономика сразу привязывается к мирового рынка, его конъюнктуры, цен, к требованиям качества и стандартов. Недостатком ее является значительная зависимость от международного положения и конъюнктуры. Кроме того, важно найти свое место в мировой специализации, чтобы не быть вытеснить мощными конкурентами. В политике такая модель заставляет присоединиться к политическому курсу одной из крупных стран. Существует мнение, что этот путь трудно пройти без определенной политической диктатуры, которая будет регулировать выход на внешний рынок. В целом рыночная экономика - сложная, определенным образом упорядоченное среду, а не хаотичный набор структур, противостояние цены и денег. Она не может возникнуть одномоментно результате волевых решений. На ее особенности влияют общие институты рынка, важнейшими из которых являются частная собственность, свобода предпринимательства, конкуренция, свободное ценообразование, всестороннее использование денег и производных инструментов обращения, ценных бумаг и т.д.

В рыночной экономике четко прослеживаются общие закономерности и национальные особенности, которые привносят в процесс перехода к рынку отдельные страны. Рыночное хозяйства обеспечивает высокую технологическую базу в стране, экономическое развитие, отсутствие дефицита, динамичность развития и роста благосостояния граждан. В этих условиях правят принципы свободы деятельности, верховенства потребителя, свободного ценообразования, открытости рынка и договорных отношений.

Рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, информационную и контролирующую функции, чем подчеркивается его функциональное значение для общества, поскольку рыночная экономика дает оптимальный вариант ответа на вопрос: что, сколько, как и для кого производить? Механизм развития рынка подчинен реализации главного стимула деятельности, каким является частный интерес: предприниматели стремятся максимизировать доходы; потребители - оптимизировать полезность и собственную выгоду; владельцы факторов - высокий доход. Подчеркивая позитивное значение рыночных принципов и стимулов, отметим, что рыночная система имеет определенные недостатки, что обусловливает необходимость активного государственного вмешательства в экономику с учетом особенностей каждой конкретной страны.