АПК: функции и структура

Агропромышленные связи на уровне производственных предприятий и фирм в своем развитии опираются на более значительный экономический интеграционный процесс - формирование структурного новообразования в экономике в целом, которое получило название аграрно-промышленного комплекса (далее - АПК).

Аграрно-промышленный комплекс - это вертикально интегрированная и скоординированная совокупность отраслей и предприятий, занятых производством продовольствия, продуктов из сельскохозяйственного сырья, их хранением, переработкой и доведением до потребителя.

АПК - это не только совокупность отраслей и отдельных предприятий общего организационно-технологической цепочки, связанных между собой модифицированными экономическими отношениями. Его формирования является общенациональной, а во многих случаях и международной координацией производства и реализации большой группы потребительских товаров, прежде всего продовольствия и товаров, которые прямо связаны с сельским хозяйством.

В состав АПК входят четыре сферы (блоки). Первая охватывает машиностроения (тракторного и сельскохозяйственное, для легкой и пищевой промышленности), химическая промышленность (производство минеральных удобрений, средств защиты растений), микробиологическую и комбикормовый отрасли и т.д. Ко второй сферы входит собственное сельское хозяйство. Третья сфера включает отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация продукции). К четвертой сферы относятся отрасли производственной и социальной инфраструктуры (пути сообщения, связь, материально-техническое снабжение, складское и тарнетосподарство та сфера, которая обеспечивает общие условия жизнедеятельности людей - культурно-бытовое обслуживание населения) и т.п. Есть и другие подходы к определению сущности АПК и его сфер (блоков).

Функциональный смысл АПК можно определить в процессе анализа социально-экономических межотраслевых связей на уровне макроэкономики и предприятий. Иначе говоря, все разнообразие межотраслевых связей, которые характеризуют развитие АПК, следует рассматривать в двух аспектах: организационно-технологическом и социально-экономическом. В первом случае анализируют конкретный характер и организационно-производственные особенности этого типа хозяйственных связей, во втором - социальную природу этих отношений и определяют их последствия.

Однако нужно учитывать и то, что межотраслевые связи активно влияют на технико-экономическое положение в одних отраслях АПК за счет воздействия на них других сфер. Это влияние осуществляется путем как прямого технологической цепочки, так и косвенных и обратных связей.

Одной из важных признаков взаимодействия отдельных отраслей АПК и сфер в целом является экономическая и социальная реорганизация аграрной сферы экономики, в которой самое активное участие принимают государство, промышленные и торговые фирмы, фермеры и т.д. Сам процесс экономического взаимодействия отраслей в рамках АПК в развитых странах характеризуется как переход от независимого стихийного развития отдельных отраслей, подотрасли, производств и предприятий в систему постепенной координации их деятельности.

Главной экономической функцией АПК с удовлетворения потребностей потребителей и снижение затрат на производство и переработку продукции, а также улучшения социальных условий работающих. Эта цель достигается через разрешение противоречий и устранения негативных последствий. Это и социальная дифференциация, и банкротство фермеров, особенно мелких, и потеря ими экономической и производственной самостоятельности, и свертывание производства определенной продукции в некоторых районах и даже странах, и обострение проблем реализации продукции и занятости и т.д.

 

Вместе с тем нельзя не видеть, что развитие АПК способствует повышению производительности труда, техническом нивелировании сельского хозяйства и промышленности, повышению самообеспеченности страны собственными продуктами питания, облегчению и экономии труда домохозяек в процессе приготовления пищи, повышению квалификации рабочей силы, уменьшению аграрного перенаселения и упорядочение социальной миграции и т.д.

В большинстве стран с переходным типом экономики происходит становление агропромышленного комплекса, где обеспечено лишь организационно-юридическое, а не экономическое объединение звеньев АПК. Его цель заключается в обеспечении реальной экономической единства, особенно между сельским хозяйством и взаимосвязанными с ним отраслями промышленности и инфраструктуры, поскольку несогласованность в их развитии и нарушение эквивалентности в обмене между ними пока не позволяют достичь ощутимых экономических и социальных результатов.

В Украине развитии интеграционных процессов тормозится несбалансированном и нерациональным развитием отдельных отраслей и сфер, которые входят в состав АПК. Незбигання интересов промышленных министерств и ведомств с интересами сельских тружеников обусловил резкое повышение цен на промышленную продукцию, продукцию строительного комплекса, дисбаланс между планами производства и материально-технического обеспечения и т.д. Все это ослабило интеграционные процессы, а в отдельных случаях привело даже к дезинтеграции.

Развитие и укрепление интеграционных связей возможны на путях перехода к рыночным отношениям, функционирование различных форм и типов хозяйств, дальнейшего совершенствования экономического механизма взаимодействия смежных отраслей.

Коренное обновление производительных сил под воздействием НТР и становление современного агропромышленного производства должно осуществляться через международное сотрудничество, предоставление действующим помощи Украине по внедрению современных технологий, форм и методов хозяйствования, организации производства, создание предприятий переработки и хранения выращенного урожая.

Государственное регулирование агропромышленного производства. Обострение противоречий в сфере агропромышленного производства предопределяет необходимость активизации государства в отношении его регулирования с тем, чтобы обеспечить, с одной стороны, уровень цен, доходов и объемов производства для производителей, а с другой - охрану и правильное использование земель и водных ресурсов, а также научное обеспечения развития АПК. Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена также тем, что аграрному сектору присуща отсталость социально-экономической структуры, а следовательно, особая острота социальных конфликтов и их затяжной характер, связанный в развитых странах с перепроизводством, а в других - с острым дефицитом продовольствия. Кроме того, есть и другие причины, обусловливающие необходимость такого регулирования.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется практически во всех странах. Однако его цель, методы осуществления, а также механизм регулирования определяются конкретными особенностями положения в АПК или отрасли, возможностями правительства и т.д.

Так, закон 1933 г. о регулировании сельского хозяйства США основывался на концепции паритета. Она предусматривает, что соотношение между ценами на продукцию фермеров и ценами на товары и услуги, которые потребляют фермеры, должны оставаться неизменными. Для этого государство вводит цены поддержки, или минимальные цены. Введение таких цен в США и других странах привело к таким последствиям: поскольку цена поддержки выше цены равновесия, то следствием является образование излишков продукции, которую должен закупить правительство; достигается «эффект особых интересов» за счет общества; потребители сельскохозяйственной продукции вынуждены платить более высокую цену, а следовательно, общий уровень их потребления уменьшается; общество теряет в целом, поскольку за его счет поддерживается неэффективное производство, увеличиваются затраты на хранение и реализацию продукции и компенсации; проведение такой политики негативно влияет и на производство аналогичной продукции в других странах-экспортерах.

Учитывая последствия проведения политики паритета, правительства в разных странах начали разработку и внедрение различных программ, направленных на ограничение предложения и увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию. Если ограничение предложения связан с разработкой программ ограничения посевных площадей, то поддержка спроса - с созданием условий, обеспечивающих более высокий спрос. Например, программа «Продовольственные талоны» обеспечивает устойчивый спрос на продукты питания семей с низким уровнем дохода, а программа «Продовольствие во имя мира» увеличила экспортные возможности США.

В странах бывшего советского блока агропромышленное производство регулировалось с помощью прямых и косвенных регуляторов. До прямых экономических регуляторов можно отнести: централизованное утверждение объемов и целевом распределении инвестиций между отраслями АПК; обязательность выполнения планов поставки продукции; финансирования отраслей из государственного бюджета; соблюдения установленных правил хозяйственной деятельности; соблюдение правил строительства и эксплуатации производственных объектов; регламентирован характер подготовки и использования кадров. К косвенных экономических регуляторов относятся: установление уровня цен и их соотношение: система государственных дотаций к ценам; регулировка уровня доходов предприятия; регулирование уровня заработной платы и индивидуальных доходов; регулирования внешнеторговых связей и т.п.

В большинстве развитых стран с рыночным типом экономики государство, как правило, не имеет собственных производственных сельскохозяйственных предприятий. Она представлена преимущественно учреждениями и организациями инфраструктуры, которые осуществляют в основном научно-исследовательскую и учебную деятельность, агропропаганду, анализ рыночных связей между сферами АПК, изучают конъюнктуру рынка. При этом государственные учреждения и организации работают в теснейшим контакте с университетами и центрами науки, метеорологической службой, агрокосмичнимы заведениями и т.д. их данные для прогнозирования урожайности, определение перспектив агропромышленной интеграции, спроса и предложения на определенную продукцию, тенденций развития мировой продовольственной проблемы, разработки и внедрения мероприятий по охране окружающей среды, регулирование трудовых отношений широко используются в практике.

Результатом государственного регулирования в агропромышленном производстве являются дальнейшее совершенствование кооперации, которая получила для своего развития дополнительный импульс. Теперь ни один фермер (товарная ферма) не работает самостоятельно - он просто не способен на это вследствие существующих условий, широкого развития специализации и интеграции производства. Так, в Швеции все фермеры объединены в соответствующие кооперативы, причем каждый из них принимает активное участие в двух и более кооперативах. В Дании, Норвегии, Финляндии более 70 процентов сбыта сельскохозяйственной продукции и 50-60 процентов поставок фермерам средств производства принадлежат кооперативам.

В Японии эти показатели еще выше. И хотя сельскохозяйственная кооперация не гарантирует фермеров от банкротств, одновременно она отвечает интересам фермерства, создает достаточно эффективный хозяйственный механизм по налаживанию межотраслевых связей в рамках АПК. Значительные трудности в обеспечении населения продуктами питания испытывают страны со слаборазвитых экономикой. Наиболее напряженное положение сохраняется в Африке, где темпы роста населения опережают темпы производства сельскохозяйственной продукции. С середины 70-х лет валовое производство зерна в этом регионе выросло на 25 процентов, а валовой сбор на душу населения уменьшился на 10 процентов. Как предполагают экономисты и демографы, нерегульованисть демографических процессов, неэффективная государственная политика по стимулированию развития национального сельского хозяйства могут привести к чрезвычайной продовольственной кризиса.

Угрожающее состояние с развитием АПК создался и в Украине. Для ликвидации кризисных явлений в агропромышленном производстве предусмотрено провести коренной перелом командной системы, стереотипов хозяйствования, структурно перестроить аграрно-промышленный комплекс, перейти к реальному плюрализма форм собственности и хозяйствования, что и предусматривается принятым Верховной Радой Украины законодательными актами и указами Президента Украины.

Структурная перестройка в АПК. Серия технических переворотов и появление новых технологий вызвали коренные изменения в развитии агропромышленного производства, поставили перед странами задачу дальнейшего изменения в формах реализации имеющихся факторов производства, необходимость приспособить к производительных сил, которые быстро меняются, свои хозяйственные механизмы за счет проведения структурной перестройки в АПК. Эти процессы ускорились благодаря технодргичний революции, которая обусловила коренной переворот в технологическом способе производства на основе массового внедрения в АПК ЭВМ и безлюдных технологий. Как следствие, массовое высвобождение работников из сферы производства, которая порождает острые социальные проблемы, с одной стороны, а с другой - диктует необходимость структурных изменений между сферами и непосредственно в сферах и отраслях АПК. В последнее время на эти процессы существенно влияет экологическая обстановка в мире в целом, не говоря уже про отдельные страны и регионы.

Так, еще в конце 70-х годов главным направлением в сельскохозяйственном машиностроении считалось увеличения мощности и количества механизмов, прежде всего энергонасыщенных тракторов, комбайнов, автомобилей, эффективное использование которых потребовало значительных размеров обрабатываемых площадей или объемов продукции. Это привело в США до розорювання так называемых маргинальных земель, т.е. пастбищ и лугов, к эрозии пахотных земель (около 40 процентов). Такое же положение и в других странах. Выход был найден в широком внедрении новых технологий возделывания земли и использование «малой» техники. В связи с тем, что в ближайшее время видроблять свой ресурс машины производства 90-х годов, парк машин будет пополняться в основном за счет техники нового поколения, условия работы на которых более комфортные и сохраняют здоровье человека. Несмотря на высокие цены из-за насыщения машин и механизмов специальной аппаратурой (компьютеры, кондиционеры и т.д.), спрос на них будет устойчивым, а с появлением новых рынков сбыта даже возрастать. В этом же направлении будет развиваться и сельскохозяйственное машиностроение.

Особое значение приобретает качество продуктов питания. На сегодня все хотят знать, чем они питаются, сколько в том или ином продукте калорий, солей, сахара, жиров и других веществ, как они влияют на общее состояние здоровья человека.

Особое беспокойство вызывают химические элементы, содержащиеся в удобрениях, пестициды, инсектициды и других препаратах, которые внедряются после их применения в продуктах питания. В связи с этим значительная часть населения не удовлетворена состоянием окружающей среды и нарушением правил применения минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур как причинами, которые приводят к различным заболеваниям. Это обусловило переориентацию фермера на запросы потребителя с тем, чтобы обеспечить его экологически чистой продукцией, хотя такая продукция реализуется по повышенным ценам. В структуре АП К возникла сравнительно новая отрасль - природоохранное хозяйство. Она создается буквально на наших глазах: сосредоточена на государственных предприятиях, в национальных парках, заказники, водоохранных сооружениях, зонах отдыха и т.п. Наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия, специализирующихся на выполнении работ, связанных с природоохранными мерами.

Значительно возросла и сфера обслуживания. В сельской местности появились современныепредприятия сферы услуг: магазины и торговые центры, центры автосервиса, бытового обслуживания, средств связи. Рост сферы обслуживания обусловлено распространением практики массового отдыха городских жителей в сельской местности, вне курортными центрами - на ферме, в лесу, у реки и т.д.

Однако главная роль в структурные сдвиги аграрной экономики принадлежит промышленности, которая концентрируется, как правило, в небольших городках, лежащих в центре сельского района. Благодаря хорошо развитой транспортной инфраструктуре эти точки сосредоточения промышленности аккумулируют свободную рабочую силу, образуя так называемые полюса развития. В таких местечках приобретают распространение небольшие и средние по размерам предприятия, которые используют фондозберигаючу (ресурсосберегающую) форму НТП, остаются финансово здоровыми (устойчивыми) предприятиями.