Сущность издержек производства и их виды

Сущность издержек производства. Для того чтобы производить товары и предоставлять услуги, используют различные ресурсы, или факторы производства. Это - сырье, топливо и энергия, машины и механизмы, различные типы работы любой квалификации. Для получения готового продукта факторы производства должны быть определенным образом соединены между собой. Способов такого сочетания очень много даже для одного производителя. Скажем, можно использовать-больше живого труда, тогда меньше понадобится машин и механизмов. И наоборот, увеличение количества и качества технических средств приведет к уменьшению используемой живого труда. Поскольку каждый производитель стремится быть эффективным производителем, то из многих альтернативных способов сочетания факторов производства они должны выбрать тот, который был бы эффективным как с технологической, так и с экономической точки зрения.

Технологически эффективный способ производства будет тогда, когда с четко определенного объема ресурсов получен максимально возможный объем продукции. Это означает, что не существует никакого другого способа сочетание определенных факторов производства, при котором было бы произведено больший объем продукции. Технологически эффективный способ производства будет и тогда, когда для изготовления заданного объема продукции затрачивается наименьшее количество хотя бы одного фактора производства при условии, что каждого другого вида ресурса затрачивается не больше, чем при альтернативных способах производства.

Технологически эффективных способов производства при изготовлении определенного объема продукции может быть несколько. Производитель должен выбрать среди таких способов производства тот, при котором суммарная Стоимостная оценка факторов производства будет наименьшим, т.е. способ, который минимизирует альтернативную стоимость использованных в процессе производства ресурсов. Такой способ производства и экономически эффективен. Его определение связано с производственной функцией, которая показывает максимально возможный выпуск продукции, которая может быть при заданном объеме факторов производства. Следовательно, она показывает результаты альтернативных технологически эффективных способов производства. Использование производственной функции связано с издержками производства. Рассмотрим их.

Чтобы осуществлять любую предпринимательскую деятельность, следует сделать определенные затраты. Любой предприниматель - фирма, хозяйственное общество, физическое лицо - должен осуществлять расходы в виде определенных ресурсов - трудовых, природных, информационных. Каждый вид ресурсов имеет стоимостную оценку. Выраженные в денежной форме затраты ресурсов на осуществление предпринимательской деятельности называют издержками производства. Проблема издержек производства была объектом экономической теории различных течений экономической мысли. В бывшем СССР господствовала марксистская теория издержек производства. Она основывалась на теории трудовой стоимости, согласно которой розризнялися общественные расходы и расходы отдельного товаропроизводителя. Первые измерялись затратами живого и уречевленои труда и составляли стоимость товара. В условиях экономической обособленности, когда каждый производитель изготовляет товар самостоятельно, его расходы определяются не всеми затратами живого и уречевленои труда, а лишь теми, которые он оплачивает. Это издержки использованных для изготовления товара средств производства и расходы на оплату труда работников, занятых его изготовлением. От общественных затрат (стоимости) они отличаются на величину дополнительного продукта, который является материальным фундаментом дохода, получаемого производителем.

Помимо расходов, связанных с изготовлением товара, являются затраты, необходимые для его реализации. Они получили название издержки обращения. Различают два их вида: дополнительные и чистые. К дополнительным относятся расходы на сортировку, упаковку, хранение и транспортировку товаров. Они замещаются после продажи товара. По своей природе эти расходы не отличаются от издержек производства и, входя в стоимость товара, увеличивают ее. Другая природа чистых издержек обращения. Это затраты на превращение товарной формы стоимости на денежную, т.е. расходы, связанные с торговлей, рекламой, маркетингом и т.д. Они не увеличивают стоимость товара, замещаются после реализации продукта с полученного дохода, созданного в процессе производства товара.

В практике хозяйствования в бывшем СССР и в странах СНГ в период перехода к рыночной экономике издержки производства предприятий, выраженные в стоимостном форме называются себестоимости продукции. Она складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Все затраты, составляющие себестоимость продукции, определяются в денежной форме.

При всем разнообразии расходов их можно сгруппировать по определенным признакам. Так, исходя из экономического содержания, эти расходы можно сгруппировать по следующим элементами: 1) материальные (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, электроэнергия); 2) расходы на оплату труда; 3) отчисления на социальные мероприятия; 4) амортизация основных фондов 5) прочие расходы (платежи за обязательное страхование имущества предприятий, уплаты процентов за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, платежи за выбросы и сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и т.д.). Соотношение перечисленных элементов представляет структуру себестоимости. Она характеризует общее экономическое положение предприятия, выявляет источники перерасхода или экономии, общие потребности предприятия в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для дальнейшего сбалансирования их со всеми разделами производственной программы. В зависимости от структуры себестоимости различают материало-, Труд-или фондомистки производства. Структуру себестоимости определяют и по другому признаку, а именно по статьям калькуляции. Это связано с необходимостью определения издержек на единицу продукции, что называется калькуляцией. По статьям калькуляции в структуре себестоимости выделяют сырье и материалы, топливо и электроэнергию на производственные нужды, заработную плату основных и вспомогательных работников, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, расходы на управление цехом (другими подразделениями) и предприятием, потери от брака и другие расходы. Определение структуры себестоимости по статьям калькуляции дает возможность раскрыть влияние на себестоимость таких факторов, как изменение объемов производства, потери от простоев, брака, рекламаций и т.д. В связи с этим в структуре себестоимости затраты групують в зависимости от их назначения и осуществления. > Виды издержек производства. В странах с развитой рыночной экономикой проблема издержек производства решается с других позиций. Центральное место в ней занимает выяснения взаимосвязи издержек производства и объемов производства и цен на определенный вид продукции с точки зрения отдельного производителя (фирмы). Основой теории издержек производства, которое сейчас царит в странах рыночной экономики, является феномен ридкости, т.е. ограниченности всех видов ресурсов и возможности альтернативного использования их. Последнее означает, что выбор ресурсов для производства определенного товара свидетельствует о невозможности производства альтернативного товара.

С позиции феномена ридкости издержки производства фирмы можно классифицировать как явные, или внешние, фактические или денежные (на английском языке «explicit») и неявные, скрытые ( «implicit»). Явные издержки производства - это те, которые приобретают формы явных (денежных) платежей поставщикам факторов производства и незавершенных изделий. К ним относятся оплата сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, заработная плата, оплата транспортных услуг, амортизационные отчисления, арендная плата за недвижимость, оборудование и т.п.

Итак, явные или внешние, издержки производства - это плата за ресурсы, не принадлежащие владельцам фирмы, или те денежные расходы, которые фирма делает со «своего кармана». Спецификой этих расходов является то, что осуществляется их строгий бухгалтерский учет, их показывают на счетах и балансе фирмы.

Однако лишь этими затратами не исчерпываются затраты фирмы в процессе производства. Зачастую она использует ресурсы, принадлежащих владельцам фирмы или фирме как юридическому лицу. Они имеют стоимостную оценку, но не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому выступают как имеющие фирмой не оплачиваются. С позиций фирмы такие издержки равны денежным платежам, которые фирма могла бы получить самостоятельно, используя эти ресурсы альтернативно.

Для того чтобы раскрыть сущность этого вида издержек производства, рассмотрим такой пример. Владелец автосервисной фирмы работает сам и нанимает двух рабочих. Помещение, в котором расположена фирма, является собственностью ее хозяина. В течение месяца выручка составила 1100 грн. При этом материальные затраты (материалы, электроэнергия, запчасти) равнялись 300 грн, а заработная плата работников 400 грн. Итак, явные издержки производства составляют 300 + 400 - 700 грн. Однако только этим расходы не ограничиваются. Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимо помещение. В этом случае оно является собственностью владельца фирмы. Однако если бы его не было, то владелец фирмы должен был бы арендовать его и за это платить плату, которая составляла бы часть издержек производства. Если эта плата составляет 100 грн. в месяц, то они должны включаться в состав затрат производства как неявные расходы (кстати, владелец помещения мог бы сдать помещение, которое занимает фирма, в аренду и получить за это 100 грн).

Кроме того, владелец фирмы принимает участие в ее функционировании своей работой. А если бы он сам не работал, ему нужно было бы нанять еще одного сотрудника и выплатить ему 200 грн. Следовательно, общая сумма неявных расходов составляет 300 грн.

Из приведенного примера видно, что неявные затраты имеют скрытый характер и, как правило, не отображаются в бухгалтерской отчетности фирмы. Однако это не означает, что их не нужно учитывать в хозяйственной деятельности фирмы. Наоборот, они должны приниматься во внимание при обосновании экономических решений, которые принимаются. Особого значения приобретает учета неявных затрат при обосновании новых крупных экономических проектов, в частности строительства больших объектов. При определении издержек производства следует учесть не только расходы, связанные с самим строительством (это будут явные или фактические расходы), но и то, какое количество земель будет выведена из сельскохозяйственного оборота и какой доход можно было бы получить с этих земель, используя для интенсификации производства капиталовложения на сооружение этого объекта.

Итак, полные расходы любого вида хозяйственной деятельности (их еще называют экономическими должны содержать, помимо явных, денежных затрат, еще и неявные, или альтернативные. Такой подход дает возможность принимать найобгрунтованиший вариант решения из возможных альтернативных вариантов об использовании имеющихся ресурсов.

В предпринимательской деятельности выделяют и такой вид расходов, как неповоротни. Это осуществленные ранее затраты, которые ни при каких условиях вернуть нельзя. Например, фирма занимается перевозкой грузов. Для этого ей нужен склад. Чтобы его купить, фирма тратит 12 000 грн. Изготовление рекламной названия фирмы стоило 500 грн. Если фирма прекращает свою деятельность, то она может продать состав и вернуть потраченные на его покупку 12 000 грн. Однако затраты на рекламную вывеску фирма вернуть не сможет.

Это неповоротни расходы. Если фирма планирует расширить свою деятельность, перенеся ее в новое место, она снова масс сделать определенные затраты на покупку состава и 500 грн на изготовление рекламной вывески. Поскольку неповоротни затраты не возмещаются ни при каких обстоятельствах, то они в текущих издержках фирмы, связанных с его производственной деятельностью, не учитываются. Когда решение об осуществлении таких расходов принято, неповоротни затраты теряют для фирмы альтернативный характер, поскольку возможность использовать затраченные таким образом средства теряется. Поэтому, принимая решение о целесообразности осуществления производственной деятельности, руководство фирмы должно учитывать лишь 12 000 грн, которые фирма может выручить от продажи состава, а 500 грн, потраченных на рекламную вывеску фирмы, в процедуре выбора решения вовсе не принимаются во внимание. То обстоятельство, что неповоротни расходы фактически не связаны с текущими операциями фирмы, по существу выражается пословице «что с воза упало, то пропало».