Основные факторы, влияющие на спрос домохозяйства

Поведение домохозяйства как потребителя находится под влиянием многих факторов, в частности предпочтения, размер получаемого дохода, уровень цен на потребительские блага, объем имущества. Совокупность их определяет индивидуальный спрос отдельного хозяйства, который является компонентом рыночного спроса.

Изменение дохода ведет к увеличению финансовых возможностей домохозяйства, поскольку бюджетная линия змищуватиметься (параллельно) наверх в случае, если доход возрастает, и вниз, если он уменьшается. Согласно предположение рациональной поведения оно должно искать новый оптимальный набор, который соответствует новым финансовым возможностям. При исследовании влияния изменения дохода на спрос на отдельное благо различают три основных типа реакции потребителя.

Во-первых, возможно изменение спроса в том же направлении, что и изменение дохода. Вероятно предположить, что при увеличении дохода у подавляющего большинства домохозяйств будет расти спрос на некоторые блага, например на одежду, а при уменьшении - наоборот. Блага, которые проявляют такую реакцию потребителя, называют благами высокого потребительского качества. Во-вторых, спрос на отдельное благо изменяться в противоположном направлении относительно изменения дохода. Иначе говоря, при росте дохода спрос на некоторые блага, например хлеб, уменьшаться (это и понятно, поскольку потребители переключают свой потребительский спрос на блага, шо лучше удовлетворяют их потребности, а при уменьшении - наоборот, возрастать. Блага, которые проявляют такую реакцию потребителя, называют благами низкого потребительского качества.

В-третьих, спрос на некоторые блага может характеризоваться отсутствием реакции спроса на изменение дохода (в определенных пределах). Примером таких благ могут быть транспортные услуги, если при росте дохода потребители продолжают пользоваться теми же видами городского транспорта, что и раньше, а не ездят, скажем, на такси.

Если использовать показатель эластичности спроса по доходу, который показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода на 1 процент, то для благ низкого потребительского качества он будет отрицательным, для благ высокого потребительского качества положительным, а для последнего случая равняться нулеви.

Другим важным фактором индивидуального спроса является изменение цен. При этом следует различать влияние на спрос на отдельное благо как его «собственной» цены (прежде это имеют в виду, когда речь идет о реакции спроса домохозяйства на изменение цены), так и цен других благ, входящих в потребительскую корзину.

Реакция спроса на изменение цены оказывается, как уже отмечалось, в повороте бюджетной линии, соответственно. Потребитель, который действует рационально, выбирать при этом новый оптимальный потребительский набор. Рассмотрим ситуацию, когда растет «своя» цена блага .

Благо Гиффена - это такое благо, которое принадлежит к благам первой жизненной необходимости; именно поэтому домохозяйство при росте цен на все блага переключают свой спрос на найнагальниши блага (например, хлеб), сокращая спрос на все остальные. Эффект Гиффена характерен для наименее состоятельных домохозяйств. В противовес этому благо Веблена характеризует другие причинной связи: состоятельные домохозяйства покупать блага, которые дорожают, скажем, потому, что они престижные и является признаком принадлежности к определенной социальной прослойки. Кроме того, эффект увеличения объема спроса за повышение цены может возникать вследствие того, что потребители оценивают блага не по их споживною качеством (часто для этого нет достаточных данных, поскольку эти качества проявляются только во время потребления), а по цене, считая, что высокая цена гарантирует высокое качество товара. Аналогичную реакцию могут вызвать высокие инфляционные ожидания населения, которое покупает товары заранее, поскольку через некоторое время они будут стоить гораздо дороже. Степень реакции спроса домохозяйства на смену «собственной» цены блага оценивают с помощью показателя ценовой эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится объем спроса, если цена блага возрастет на 1 процент.

Спрос домохозяйства на определенное благо реагирует на изменения цен других благ.

Если с изменением цены определенного блага в том же направлении меняется объем индивидуального спроса на другое благо, это благо является заменителем Перт. Так, если растет цена на кофе, можно ожидать роста спроса потребителей на такой ее заменитель, как чай. При снижении цены на кофе можно ожидать сокращение спроса на чай. Если с изменением цены определенного блага объем индивидуального спроса на другое благо меняется в противоположном направлении, оно с доповнювачем первого.

Так, с ростом цены на автомобили, вероятно, будет сокращаться спрос на бензин. Проанализированы характеристики домохозяйства касаются только его функции как потребителя. Что же касается его функции как поставщика ресурсов (прежде всего услуг фактора «труд»), то ее анализ позволяет выяснить предложение домохозяйства. Основными факторами поведения домохозяйства как поставщика являются цены услуг факторов производства (например, для фактора «труд» это ставка заработной платы) и предпочтения.