Предпочтения домохозяйства

По имеющегося бюджетного ограничения домохозяйство осуществлять свой выбор из множества финансово возможных потребительских наборов. Правомерное вопрос, чем оно при этом руководствуется. Очевидно, своими представлениями о том, какие из доступных потребительских наборов лучше удовлетворяют его потребности, или, как говорят экономисты, «приносит наибольшую полезность».

Проанализируем потребительский выбор при определенной экстремальной ситуации. Представим, что потребитель А, посещая театральное представление, в антракта зашел в буфет, чтобы немного утолить голод. Однако, к сожалению, он пришел слишком поздно, и в буфете остался ограниченный выбор едой: два бутерброда, один из которых с сыром, другой с колбасой. Будем считать, что бутерброд с сыром есть благо Яг, а бутерброд с колбасой - благо ху Итак, при подобной ситуации возможности выбора потребителя ограничены такими потребительскими наборами: А (1,0) - один бутерброд с сыром и больше ничего; В (0, I) - один бутерброд с колбасой и больше ничего; С (И, И) - один бутерброд с сыром и один с колбасой; наконец, D (0,0) - потребитель отказывается от потребления вообще. Выбор потребителя будет определяться прежде всего его желаниями, то есть различной степенью желательности отдельных наборов, или полезности. Полезность с субъективное ощущение удовлетворения от потребления благ. Каким же набором из имеющихся индивид предпочтет? Разместив потребительские наборы в порядке желательности, мы можем охарактеризовать предпочтения потребителя. Присвоит каждому набору ранг согласно степени его желательности. Так, если самым есть третий набор С (I, 1), то он получит ранг 1. Если следующий степень желательности имеют первый и второй наборы, они оцениваются индивидом одинаково и имеют ранг 2. Наименее желательным оказывается четвертый набор. Это означает, что он имеет ранг 3.

Итак, мы описали порядок предпочтений потребителя, когда ранжувалы его потребительские наборы так: С> А ~ В> D,где знак> - показывает, что один из потребительских наборов является более желательным, чем другой (например, С является бажанишим за А), знак ~ показывает, что потребитель оценивает одинаково два потребительских наборы, или, как говорят, «есть равнодушным между ними» .

Какая из имеющихся альтернатив будет реализована, т.е. какую из трех альтернатив потребления будет выбран, зависит от имеющихся средств у потребителя. Если их достаточно, чтобы реализовать любую альтернативу, то, бесспорно, он выберет набор С, поскольку он имеет самый высокий ранг, и является лучшим из всех. Возможна ситуация, когда имеющихся средств будет недостаточно для реализации наилучшего плана потребления С, тогда потребитель ограничится теми планами, которые являются лучшими из финансово возможных. Этот условный пример показывает, что при анализе поведения потребителя порядок предпочтений домохозяйства должен иметь определенные характеристики, которые в целом описывают его рациональное поведение.

Во-первых, потребитель выбирает одну из имеющихся альтернатив, определив, что она является наилучшей. Это означает, что потребитель масс уметь правильно оценить наборы благ с точки зрения их соответствия его произволу. Это свойство предпочтений называют полнотой. Иначе говоря, потребитель должен быть способен сопоставить все имеющиеся планы потребления. Во-вторых, потребителю не нужно сопоставлять все возможные потребительские наборы друг с другом. Ему достаточно знать, какой из них является лучшим по сравнению с другими. Он наверняка знает, что съесть один любой бутерброд - это лучше, чем ничего не есть, но еще лучше - съесть оба. С этим наилучшим вариантом не стоит сравнивать наихудший - остаться голодным. Такое свойство предпочтений потребителя называют транзитивнистю.

В-третьих, сознавая свои предпочтения, потребитель реализует тот финансово возможный набор благ, который имеет для него самый высокий рейтинг с точки зрения удовлетворения его потребностей. Это свойство предпочтений называют рациональным выбором. Эти три свойства предпочтений являются важнейшими. Однако они не исчерпывают всего перечня таких свойств. Другие свойства дают возможность анализировать поведение потребителя с помощью аппарата кривых безразличия.

Кривой безразличия (иногда ее называют кривой индиферентности) называют графическое изображение точек совокупности потребительских наборов, которые оцениваются потребителем одинаково, т.е. имеют для него одинаковую полезность. Одну кривую безразличия, отвечающий определенным произволу потребителя, приведены на рис. 10.

Конечно, таких кривых может быть множество, в своей совокупности они образуют так называемую «карту безразличия». Анализ потребительского поведения домохозяйства показал, что некоторые потребительские наборы потребитель оценивает одинаково. Это означает, что они должны лежать на одной кривой безразличия . Поскольку на более высоких кривых безразличия должны размещаться потребительские наборы, которые характеризуются большей полезностью, цель потребителя, который действует рационально, заключается в реализации плана потребления, что лежит на самой высокой достижимы кривой безразличия, т.е. щонайповнише удовлетворить свои потребности.

Наличие совокупности планов потребления, в отношении которых потребитель равнодушен, означает, что он может варьировать свой потребительский набор, замещающих потребления одного блага другим, не ухудшая при этом своего положения. Как видно из рис. 10, при переходе от набора А (содержит одну единицу блага х, и 2 единицы блага хл до В (содержит соответственно две единицы блага х, и одну единицу блага ХД, потребление блага. Г, замещается на потребление блага X, поэтому при дальнейшем уменьшении потребления блага х, домохозяйство все меньше будет склонен к этому, поскольку для того, чтобы остаться на восходящей кривой безразличия (на том же уровне полезности), оно должно требовать все больше единиц блага х, в обмен на сокращение потребления блага х. Иначе говоря, его склонность к замещения блага х2 на д:, уменьшается. Показатель, характеризующий склонность потребителя замещать потребления одного блага дополнительной единицей другого блага за определенного уровня полезности, называется предельной склонностью к замещения (ГСЗ). Количественно он является соотношение изменения в потреблении блага х до изменения в потреблении блага X,, где знак «минус» показывает, что эти числа изменяются в противоположных направлениях.

Обоснование раскрывающемся характера ГСЗ предусматривает анализ основных факторов, которые предопределяют ценность единиц блага для потребителя, которая зависит от его относительной ридкисности. Так, при переходе от плана потребления А к В число блага XV которая есть у потребителя, сократится. Итак, оно становится более редким, тогда как для блага X, все наоборот. Поэтому потребитель и соглашается на сокращение количества блага. Х, только в обмен на всевозрастающей количество блага х. В основе этого явления лежит уменьшение соотношения ридкисностей этих благ. Определенную роль играет и степень нагальности потребления блага. Вспомним известный шекспировских изречение: «Конь, лошадь, Полцарства за коня!» Итак, чем нагальнишою есть потребность и чем ридкиснишим есть при этих условиях определенное благо, тем больше ценить его потребитель, тем меньше он будет склонен замещать его на другое в процессе потребления.

Выяснение свойств предпочтений потребителя позволяет лучше понять различия, которые существуют в экономической теории относительно того, как измерять полезность определенного набора благ, который выбирает индивид. Существуют две основные концепции полезности: ординальна (порядковый), которая лежит в основе современной теории потребительского спроса, и кардинальное (количественная).

Сущность кардинальной концепции полезности, теоретические основы которой заложены представителями австрийской школы экономической мысли (К. Мегер, Ф. Визер, Е. Бьом-Баверк и др.) заключается в том, что потребитель якобы способный измерить количество полезности, которую он получает от потребления каждого блага. Отсюда, поведение потребителя сводится к выбору такого потребительского набора, который характеризуется наибольшей полезностью. Однако при этом остается невыясненным один важный вопрос: как измерить величину полезности, которая «идет» к потребителю. Предложенный в XIX ст. «Ютиль» был попыткой найти такую единицу, и к этому времени он используется для иллюстрации проблемы полезности и потребительского выбора в некоторых учебниках.

Сущность ординальнои (или порядковую) концепции полезности, родоначальниками которого считают итальянского экономиста и социолога П. Парето и англичанина Ф. Еджворта, заключается в том, что набор, который выбрал потребитель за определенных ограничений, и является наилучшим для него, т.е. означает для него наивысшую полезность. Поскольку наборы с высшим полезностью имеют для него соответственно высший ранг, то есть порядок, они розмишуються на высших кривых безразличия, чем те наборы, которыми он пренебрег. Именно порядок предпочтений дает возможность выяснить степень желательности набора благ, а потому нет нужды прибегать к поиску каких единиц измерения полезности. Ординальна концепция полезности является теоретической основы современных теорий потребительского спроса.