Бюджетное ограничение домохозяйства

Домохозяйству как одному из субъектов экономики принадлежит чрезвычайно важная роль в системе экономических отношений.

Экономическое значение этого субъекта определяется следующими факторами: удовлетворение потребностей домохозяйств в материальных и нематериальных блага является естественной целью производства. Спрос домохозяйств - один из важнейших компонентов совокупного спроса на конечные блага; домохозяйства как владельцы факторов производства передают их деловым единицам (фирмам), которые эффективно сочетают их; часть дохода, которая не используется домохозяйства в течение текущего периода, превращается в сбережения и может при определенных обстоятельствах стать мощным источником экономического роста страны.

Можно сказать, что домохозяйство выполняет в экономике три основные функции: потребление, поставки факторов производства и сбережения. Итак, домохозяйство - это экономическая единица, которая состоит из одного или более индивидов, которые совместно ведут хозяйство и имеют общий бюджет.

Главными функциями домохозяйства является обеспечение экономики ресурсами, в том числе услугами факторов производства, использование полученных за это денег для приобретения на рынке товаров и услуг с целью потребления и осуществления сбережений для удовлетворения своих будущих потребностей. Ведущей из этих функций выступает потребления.

Для того чтобы проанализировать, как домохозяйство осуществляет эту функцию, экономическая наука прибегает к ряду абстракций, которые дают возможность изучить поведение объекта анализа в чистом виде.

1. Домохозяйство является единственным экономическим субъектом и удовлетворяет свои потребности как единое целое, т.е. не принимается во внимание его внутренняя структура, и оно отождествляется с понятием «индивид».

2. Предполагают, что домохозяйство получает доходы за счет продажи услуг факторов производства или перераспределения между членами общества, если оно не имеет в собственности факторы производства, и полностью использует для текущего потребления, не делая сбережений. Домохозяйство может потреблять, покупая на рынке, все потребительские блага, которые производятся в данный момент производственным сектором экономики (предполагается, что эти блага есть бесконечно подильнимы), при наличии полной информации об их потребительских качеств.

Не принимаются во внимание такие действия домохозяйства, которые могут повлиять на объем его текущего потребления, а именно: вложения части доходов в запасы потребительских благ, увеличение или уменьшение имущества, получение кредита на потребительские цели и т.д. При таких обстоятельствах домохозяйство ставится в условия выбора. Ему надо распределить имеющиеся доходы между различными благами, которыми удовлетворяются его потребности. Именно этот процесс прежде всего нас и интересует, то есть, как домохозяйство принимает решение относительно определенной структуры потребления, как оно ведет себя как потребитель.

При этом надо иметь в виду, что возможности выбора домохозяйства не являются неограниченными. Внешними и внутренними факторами, которые ограничивают возможности выбора, является уровень и структура производства; структура потребностей определенного домохозяйства, уровень насыщения некоторых из них (достаточно быстро насыщаются потребности в основных продуктах питания, тогда как духовные и социальные потребности практически не имеют предела насыщения); уровень доходов домохозяйства, ведь в условиях рыночной экономики большинство благ предоставляется лишь в обмен на деньги; уровень рыночных цен, на который домохозяйство не может влиять.

Совокупность наборов благ, доступных при таких ограничений домохозяйств, и является тем пространством, где оно может иметь свободу действий, осуществляя свой потребительский выбор. Иначе говоря, домохозяйство масс постоянно решать проблему, как по имеющейся структуры и уровня потребностей и доходов найти такой набор потребительских благ (иногда его называют «планом потребления», поскольку домохозяйство планирует наперед, что оно будет закупать на рынке), который бы наиболее полно соответствовал его потребностям . В общем виде любой потребительский набор можно записать как х '(л,, л "..., ХП), где х. > 0 есть количество /-го блага, которое входит в этот набор.

Уровень дохода домохозяйства и рыночных цен на определенный момент являются факторами, которые с финансовой стороны устанавливают предел удовлетворения потребностей, т.е. образуют то, что называют бюджетным ограничениям. Совокупность потребительских наборов, которые можно приобрести за имеющегося бюджетного ограничения, называют финансово возможными. Как видно из рис. 9, совокупность финансово возможных потребительских наборов ограниченная прямой, что соответствует уравнение бюджетного ограничения.

Эту прямую называют бюджетной линией. ее наклон определяется соотношением цен на блага, и. T. Потребительские наборы А и В являются финансово возможными, тогда как С - нет. Поскольку домохозяйство, по предположению, масс потратить все имеющиеся средства на потребление, оно будет выбирать только те потребительские наборы, которые лежат на бюджетной линии. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат показывают, какое количество одного блага может приобрести домохозяйство, если полностью откажется от потребления другого. На бюджетное ограничение, а следовательно, и совокупность потребительских наборов, доступных для реализации, влияют следующие факторы:

Размер дохода М, индивид может потратить на приобретение потребительских благ. Чем больший доход, тем большие возможности имеет домохозяйство для реализации своих планов потребления; изменение величины дохода выражается в параллельном сдвиге бюджетной линии. Цены благ. Рост цен снижает потребительские возможности, а снижение - увеличивает. Если растет цена, например, блага г,, то бюджетная линия будет возвращена по часовой стрелке через точку пересечения на оси 0.г2; при снижении цены в противоположном направлении.

Среди других косвенных факторов следует отметить все те, которые влияют на величину дохода или цены. Например, налогообложение дохода (подоходный налог) ведет к уменьшению дохода в распоряжении индивида; введение акцизов на товары - к повышению их цен.