Этапы и сроки переходного периода

Принципиальная особенность современного переходного периода в Украине заключается в том, что он разворачивается в конце XX века, когда происходят глобальные процессы перехода развитых стран к постиндустриальному обществу. Развивающиеся страны также постепенно, но неуклонно, продвигаются от традиционной экономики к современным формам рыночной экономики. К тому же эти страны имеют возможность и реализуют в своей практике хозяйствования определенные достижения развитых стран, которые свойственны постиндустриальной стадии. Странам, которые переходят от административно-командной к рыночной экономике, также необходимо поднять производство на современный уровень. Без этого не может быть и речи об обеспечении жизненного уровня народа, который отвечает современным условиям мирового развития. Это обстоятельство определяет верхние границы переходного периода.

Переход к рыночной экономике в содержании переходного периода - более долгосрочный и масштабный этап по сравнению с задачами преодоления кризисного состояния экономики Украины. Иначе говоря, ее программа преодоления кризиса связана с начальным этапом переходного периода. Именно поэтому программа перехода к рыночной экономике характеризует общее содержание процесса перехода от одной экономической системы к другой.

Дело в том, что товарно-рыночные отношения характеризуют такой этап в развитии общества, когда доминируют материально-вещественные факторы, которые обусловливают оречевлення и самих отношений. Этот этап характерен для индустриального общества. Одновременно индустриальное общество с характерными для него рыночными отношениями как царя создает условия для нового постиндустриального общества, когда доминирующая роль переходит к факторам интеллектуально-информационного порядка. На смену оречевленим отношениям людей должны прийти отношения высокоразвитых людей, которые «сбрасывают» с себя вещевое покорения.

С этой точки зрения, рынок, рыночная экономика, свойственные индустриальному обществу, является необходимым условием перехода общества в третью, постиндустриальную эпоху. Поэтому, как подчеркивают отдельные авторы, рынок является обязательным моментом, но это не самоцель переходной экономики. Иначе говоря, содержание переходной экономики не ограничивается задачами перехода от командной к рыночной экономике. Ведь мировой прогресс показывает, что уже наступает качественно новая эпоха - постиндустриального общества.

К сожалению, в общественном сознании живет мнение, что раз не социализм, то мы идем к капитализму. К тому же развитие частной собственности, усиление процессов социальной дифференциации в обществе являются сильными аргументами в пользу этого вывода. Однако уже здесь очевидная ошибка, которая заключается в отождествлении рыночных и капиталистических отношений. Как известно, рыночные отношения существовали до капитализма и вместе с тем они существовали и «дикого» капитализма XIX века, существуют и теперь в развитых странах. Именно поэтому переход к рыночным отношениям не определяет, какое общество будет построено. Альтернативный характер переходной экономики делает возможными, как уже отмечалось различные варианты ее развития. Однако этот выбор не может не учитывать реальные традиции общественного развития. А они сегодня таковы, что свидетельствуют о постепенном формировании на новой постиндустриальной основе нового «посткапиталистичного» общества.

Следовательно, переходный период предполагает три этапа своего развития. Первый, очевидно, самый короткий. связанный с выходом из кризиса, преодолением спада производства, стабилизацией экономики, обеспечением экономического роста.

Второе состояние - это осуществление процессов разгосударствления, приватизации и демонополизации экономики, то есть преобразование административно-командной экономики в рыночную, причем не только формальное завершение их, но и налаживание эффективного функционирования предприятий в руках новых хозяев. Эти процессы начались на первом этапе переходного периода и для их завершения и обеспечения эффективного хозяйствования необходимо также несколько лет. Иначе говоря, второй этап может не намного выйти за пределы первого этапа. И наконец, третий этап - это структурная перестройка экономики на основе перехода к новому технологическому способу производства. Этот этап зарождается в первом и втором этапах, а для своего осуществления потребует, очевидно, не менее двух-трех десятилетий. Ведь это чрезвычайно сложный процесс, который очень дорого стоит.

Опыт бывшей Германской Демократической Республики показывает, что ее объединение с ФРГ, огромные ежегодные капиталовложения, превышающие 100 млрд. марок в течение 5 лет, не смогли устранить их противоположность. И сегодня сохраняются существенные различия и в развитии производства, и в уровне доходов. Несравненно сложнее эти процессы в Украине. Наша страна отстает от развитых стран на целую историческую эпоху. Для того чтобы перейти к новому технологическому способу производства, надо переоснаститы на основе новой техники и технологии все народное хозяйство. Для этого нужны огромные инвестиции. Вполне понятно, что, в отличие от восточных земель Германии, мы не можем рассчитывать на те объемы, которые вложила бывшая ФРГ в ее экономику. А это означает, что и времени на осуществление этого исторического задания Украине нужно гораздо больше, чем Германии.

На каком же из определенных этапов переходного периода находится Украина? На наш взгляд, экономика Украины прошла первый этап и уже существенно продвинулась вперед в решении задач второго этапа. Так, достигнут в основном финансовой стабилизации, существенно уменьшена инфляцию. Это свидетельствует о продвижении путем реформирования бюджета разграничением полномочия и источников доходов на центральном и местном уровнях. Государственный бюджет освобождается от несвойственных ему функций. Растут объемы экспорта, оптимизируется структура внешнеэкономических связей и межгосударственных экономических отношений. Унифицированы валютный курс, развивается валютный рынок, завершается становление банковской системы.

Одновременно существенно пожвавилися процессы разгосударствления, корпоратизации, приватизации и демонополизации экономики, развивается государственный сектор экономики. Разработаны и реализуются общегосударственные и отраслевые целевые программы. Они направлены на решение важных народнохозяйственных задач. Прежде всего это - энергообеспечение, ракето-, самолет-и судостроение, производство отечественных электровозов, трамваев, троллейбусов, автобусов. Исходя из этого, можно говорить о том, что создана основу для достижения стабилизации экономическими средствами регулирования. Однако положительные тенденции не удалось закрепить и сделать необратимыми. Вот почему нужна напряженная и слаженная работа по макроэкономической стабилизации и дальнейшего реформирования экономики, ее продвижения к уровням, которые обеспечили бы рост благосостояния народа, выход на рубежи мирового прогресса.