Характер переходной экономики

Одной из главных черт переходной экономики являются отмирание старой, командной системы и создании элементов новой рыночной системы. Для этого процесса характерна поступноть, невозможность быстрой смены существующих форм новыми, а тем более неприемлемость такого подхода, по которому сначала нужно все старое разрушить, а затем создать новое. Иначе говоря, в условиях переходного периода довольно длительное время сохраняются старые формы и одновременно происходит становление новых форм и отношений. Это означает, что поступовисть изменений в экономике реализует преемственность и преемственность в общественно-экономическом развитии.

Одним из главных средств социально-экономических преобразований переходного периода является приватизация. ее ход характеризует замену элементов старого новыми формами собственности.

С 1992 p., когда фактически были созданы основы законодательной базы приватизации, она прошла два этапа. Первый - 1992-1994 PP. - Это начальный этап, когда создавались органы приватизации и испытывались формы и методы ее осуществления. 1995-1997 PP. - Это годы фактически массовой приватизации, ускорения ее темпов. Лишь в 1995 г. в процесс приватизации было включено в 1,4 раза больше объектов, чем за 1992-1994 PP.

Особенности приватизации в Украине. Приватизация - это сложный процесс, на который влияют и конкретно исторические условия, и субъективные и объективные факторы. Если взять, например, приватизацию в Великобритании, которую проводило правительство М. Тэтчер, то она проводилась при господства рыночных условий и частной собственности на средства производства. Именно поэтому приватизация осуществлялась через продажу государственных предприятий в частную собственность. Другое дело - бывшие социалистические страны, в том числе Украина, Россия и другие, где существовала общенародного собственность. Здесь прежде всего надо было обеспечить каждому гражданину его долю в этой собственности. Во многих переходных экономиках приватизация с самого начала осуществлялась посредством приватизационных сертификатов, или, как еще их называют, ваучеров. В Украине с 1992 по 1994 г. программа приватизации осуществлялась путем открытия приватизационных счетов в Сберегательном банке. Решительные меры по ускорению реформирования экономики обусловили переход, начиная с 1995 p., на приватизационные имущественные (ПМС) и компенсационные сертификаты (КС), введенные с февраля 1996 p., которые должны компенсировать потери населения в Сберегательном банке от большой инфляции, но используются в процессе приватизации.

Получая ПИС и КС, граждане обменивают их на акции тех или иных предприятий. По состоянию на середину 1997 г. около 44 млы украинских граждан получили приватизационные имущественные сертификаты, что составляет 85 процентов от общей численности населения. Срок действия ПМС неоднократно подовжувався, поскольку государство заботится о том, чтобы все граждане использовали свое право в процессе приватизации. Кроме того, в апреле 1997 г. было выдано компенсационных сертификатов на сумму 514 млн. грн, что также активно повлияло на ход приватизации.

Определенного развития приобрели сертификатов аукционы. Основное различие между рынком ПИС и КС заключается в том, что на аукционах ПМС устанавливается минимальная цена. В отличие от этого на аукционах КС цена позволяет достичь равновесия между спросом и предложением на рынке. Высокие минимальные цены на аукционах ПМС стали одной из причин того, что приватизационная программа не имела успеха. По некоторым подсчетам, более 1 / 3 предприятий, предлагаемых на аукционах ПМС, не имела спроса. Отличием ПМС является то, что они не продаются и не передаются другим лицам и поэтому не является товаром. Хотя, к сожалению, существует неофициальный рынок ПМС.

Некоторые группы владельцев ПИС и КС получили льготные условия. В них входят преимущественно рабочие и руководство предприятий. Такая ситуация особенно характерна для агропромышленного комплекса. Льготы заключаются в продаже акций со скидкой и выделении пакета акций для руководства предприятия (до 5 процентов), который предоставлялся бесплатно или со скидками.

Организация приватизации и классификация его объектов. Приватизация требует создания специальной организационной структуры. Это прежде Фонд государственного имущества Украины (ФГИ), который имеет региональные (областные) и местные отделения. В соответствии с Законом Украины «О Фонде государственного имущества» он находится под юрисдикцией Верховной Рады Украины.

Антимонопольный комитет Украины (АМК) тоже занимается проблемами приватизации и также масс региональные отделения. Его задача заключается в подготовке антимонопольного законодательства, защите прав потребителей и общем содействии развитию честной конкуренции. За объектами приватизации различают «большую» и «малую» приватизацию. Объекты приватизации распределяются на шесть групп. В первую группу входят малые предприятия, стоимость которых меньше чем 1 млн. грн. Компании второй и третьей групп оцениваются на сумму от 1 до 170 млн. грн. Это объекты среднего размера.

Четвертая группа включает крупные предприятия. Цена их превышает 1 70 млн. грн. К этой группе относятся предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия, предназначенные для иностранного инвестирования.

Пятую группу составляют объекты незавершенного строительства и обанкротившиеся предприятия. Шестая группа включает акционерные компании, в которых с доли (паи, акции), принадлежащие государству.

Важным элементом приватизационного процесса является определение цены объекта приватизации. Оценка активов на основе балансовой стоимости часто приводит к завышенной цены имущества предприятия в сравнении с его действительной рыночной стоимости. На определение цены влияют крупные капиталовложения, которые не обеспечили эффективной деятельности предприятий. Это также усложняет определение реальной рыночной цены предприятия. Кроме того, резкое падение производства, не проведение капитального и текущего ремонта причиной снижения цены. Оценка предприятий осложняется также слишком медленным внедрением международных стандартов бухгалтерского учета.

Процедура приватизации. После одобрения решения о приватизации объекта создается комиссия по приватизации в составе представителей ФГИ, местных советов, финансовых органов, руководства предприятия и Антимонопольного комитета (если предприятие является монополистом. После этого составляют план размещения акций (приватизации), в нем определяют сроки и способы приватизации, начальную цену объекта приватизации, квоты обязательного применения приватизационных бумаг, размеры пакетов акций по направлениям их реализации, порядок использования имущества, не подлежащего приватизации Для приватизации малых объектов структура плана приватизации была достаточно детально определена и его сдачи в среднем длилось 1-3 мес. В отличие от малой приватизация средних и крупных предприятий требует поэтапного рассмотрения плана приватизации предприятия. Это неизбежно приводит к замедлению его осуществления Программа приватизации нацелена на широкое и справедливое передачи государственных активов в частную собственность.

Пути и методы приватизации. Наиболее высокими темпами осуществлялась «малая» приватизация. Начиная с сентября 1995 p., она осуществлялась путем продажи на аукционах. Доля этого способа приватизации возросла в несколько раз, что превысило долю применение такого способа, как аренда с выкупом.

Основным же способом приватизации малых предприятий является выкуп государственного имущества обществом покупателей. Этим способом приватизировано почти 50 процентов всех объектов малой приватизации. Есть основания считать, что малую приватизацию в Украине почти завершен. Однако следует иметь в виду, что изменение количества приватизированных предприятий все же не отражает рост частного сектора в полной мере, поскольку учитывает только передача собственности от государства к частному сектору. При этом не учитывается возникновение новых предприятий, что приводит к определенному искажение данных о деятельности частного сектора. И все же несмотря на некоторые хибы официальной статистике, дела с малой приватизацией в Украине складываются удачно.

Более сложной является ситуация с приватизацией крупных и средних предприятий. По данным Фонда государственного имущества Украины, на 15 марта 1997 г. 9649 средних и крупных предприятий находились в стадии корпоратизации. Из них 6321 перевели более чем 70 процентов акций в частный сектор. С 1 января 1995 p., то есть с начала реализации нынешней программы, которая предусматривала полную приватизацию 8000 предприятий до конца 1997 p., 5087 предприятий перевели более 70 процентов своих акций в частный сектор и еще 3828 предприятий вступили в стадию корпоратизации или разместили меньше 70 процентов своих акций в частном секторе.

Большие сдвиги произошли в приватизации квартир. В первом квартале 1997 г. было приватизировано 3 млн. квартир. Это более чем втрое по сравнению с 1992 г. Количество фермерских хозяйств составляло 35 427, т.е. в 2,5 раза больше, чем в 1992 г. Однако следует отметить, что в последнее время количественный рост и фермерских хозяйств, и приватизированных квартир уповильнилося. И все же реализация программы приватизации вызывает беспокойство. Оказывается, что количество предприятий, которые ежемесячно выставляются на аукционы, есть более чем вдвое меньшим, чем это предусмотрено программой приватизации. Иногда планы приватизации предприятий предусматривают увеличение доли пакетов акций, которые будут продаваться неконкурентен способами или утримуватимуться под контролем правительства. Вполне понятно, что это создает условия для злоупотреблений. Но еще более опасно то, что многие предприятия приватизированы формально, ведь ничего не изменилось в их хозяйственной деятельности, не производится реструктуризация, а управление ими остается неэффективным. Особенно много таких среди предприятий, которые были приватизированы руководством и трудовыми коллективами путем аренды с выкупом. Не лучше дела и на предприятиях, где государство оставило себе значительную долю собственности в процессе приватизации. Причина этого заключается в том, что трудовой коллектив при распределении прибыли отдает предпочтение, как правило, увеличению фондов потребления, что ведет к уменьшению накоплений, а следовательно, не обеспечивает обновление основных фондов, научно-технического совершенствования производства. Одновременно на тех приватизированных предприятиях, где контрольные пакеты акций сконцентрированы у небольшой группы-человек, т.е. где есть эффективный собственник, предпочтение отдается накоплению капитала, расширению и совершенствованию производства, что обеспечивает повышение его эффективности. Поэтому на современном этапе приватизации основное внимание сосредотачивается на формировании настоящего владельца, а следовательно, и усилении инвестиционной деятельности. Это означает, что с окончанием ваучерной (сертификационной) приватизации наступает этап, когда продажи-крупных и контрольных пакетов акций будет осуществляться под инвестиционные обязательства, т.е. залучатиметься такой владелец, который вложит реальный капитал в реконструкцию предприятий.

Приватизация, что сопровождается передачей предприятий в частную или корпоративную собственность, не просто уменьшает государственный сектор, что, как правило, неэффективен, но и начало формирования и структуры предприятия, и его экономического поведения, которая все больше должна определяться не административным влиянием, а условиями рынка . Компании гибко приспосабливаются к рынку, постепенно преодолевают пассивность в своем поведении, перестраивают свою структуру, создают благоприятный инвестиционный климат, добиваются повышения эффективности своего функционирования. Однако, к сожалению, этот процесс идет медленно. В деятельности огромного количества предприятий произошли лишь незначительные изменения. Они продолжают производить ту же продукцию, хотя и в значительно меньших объемах. Ресурсы используются неэффективно. Сохранение устаревшей структуры предприятий обусловливает большие затраты и потери, низкий уровень использования труда работников, земли и капитала. Приватизация - это не конечная цель, это - средство улучшения управления предприятиями, прежде всего благодаря усилению роли новых владельцев предприятий, ускорения их приспособления к условиям рынка, гибкости и оперативности поведения предприятий, все глубже сочетание интересов новых собственников предприятий и их руководства для достижения долгосрочной доходности, эффективности.

Потребность в ускорении темпов приватизации, в быстром и эффективном переходе государственной собственности в частный сектор чрезвычайно велика. Ведь от этого зависит создание рыночной системы, замена ею административной системы, экономический рост. Для обеспечения быстрой и эффективной приватизации следует более широко использовать конкурентные методы приватизации и обеспечивать полную гласность относительно результатов приватизации; сокращение срока составления планов размещения акций, установление четких правил проведения реструктуризации; ограничения контроля государства в экономике; создание государственных холдинговых компаний, которые будут удерживать значительную долю собственности приватизированных предприятий.

Поступовисть социально-экономических преобразований означает, что наряду с новыми формами довольно длительное время сохраняются старые формы (социально-экономическая структура экономики - формы собственности, организационно-экономическая структура - формы организации производства). Особенно долго существует производственно-технологическая структура экономики. Искусство руководства заключается в том, чтобы учесть сосуществование элементов двух систем, использовать все возможности государственных предприятий и всячески способствовать росту негосударственного сектора экономики. Преобладающим рост новых форм и отношений составляет механизм перехода к новой системе. Поэтому наряду с негосударственным сектором уже на первых этапах переходного периода возникают рыночные институты - коммерческие банки, товарные и фондовые биржи и т.д.

Одновременно постепенно изменяется содержание старых отношений и форм. Они наполняются новым рыночным содержанием. Это касается денег, финансов, кредита, налогов, бюджета и т.д. Так, в условиях административно-командной экономики государство сосредоточивает в бюджете все возможные доходы и распределяет их под народнохозяйственный план, определяющий хозяйственные и финансовые приоритеты, а также на социально-культурные потребности общества. Ведущим является распределение материальных ресурсов в натурально-вещевой форме через различные фонды, лимиты, наряды и т.д. Денежно-финансовые потоки следуют за движением материального продукта.

Не наличие денежных средств, не финансовые возможности, а планово-управленческие решения определяли социально-экономическое развитие. Это лишало предприятия и людей инициативы и предприимчивости, неизбежно порождало утриманство, государственный патернализм, что отрицательно влияло на эффективность экономики.

В переходном периоде возобновляется роль товарно-денежных отношений, возрастает роль финансов, кредита, денег, возвращается им их определяющая роль в социально-экономическом развитии. Государственный бюджет постепенно освобождается от несвойственных ему функций (дотаций производителям, содержания жилищно-коммунального хозяйства и т.п.). Создается денежный, финансовый, валютный рынки. Из второстепенных орудий старой системы названные экономические категории становятся все более развитыми элементами рыночной экономики.

Постепенное видживання старого и рождение и развитие нового неизбежно делают переходную экономику сплетение элементов разнородных систем, существованием различных форм собственности и форм хозяйствования. Причем происходит постоянный процесс изменений экономических форм, права и институций собственности. Так, в процессе разгосударствления возникают новые формы собственности - акционерные, коллективные, кооперативные и т.п. Одновременно растет доля частной собственности, которая в определенной мере пронизывает другие формы собственности (покупка акций, паевания в коллективных сельскохозяйственных предприятиях и т.п.). Одновременно происходит постоянное перераспределение прав собственности и имущества. Вследствие этого господствующие формы собственности сочетают в себе черты разгосударствления собственности, что свойственно прошлом, и растущей корпоратизации собственности, характерной для современной рыночной экономики.

То же касается трудовых отношений. Они имеют весьма противоречивый характер. С одной стороны, остаются элементы отношений, свойственных административно-командной системе, пережитки внеэкономических принуждения (прописка, ведомственное или государственное жилье, слабая подвижность рабочей силы), недостаточное развитие профсоюзного движения, а с другой - формирование примитивного рынка труда, что связано с деформацией рыночных отношений (незащищенность человека, его безправнисть по отношению к работодателю, высокий уровень эксплуатации, достаточно широкое распространение отношений личной зависимости). В соответствии с этим изменяется механизм занятости. Вместо гарантированной занятости и «скрытого» безработицы появилось и распространяется открытое безработицы и «безработица на работе». Именно положение тружеников обусловливает усиление процессов их сплочения, борьбы за свои права. Работники из наемных рабочих государства, из соучастников системы «государственного патернализму» неизбежно превращаются в новую социальную силу, объединенную коллективной трудовой деятельностью, совместной борьбой за условия жизни и труда.

Одновременно с ростом безработицы формируется слой возможных, а нередко и реальных пауперив - обездоленных людей. На противоположном полюсе формируется новый социальный слой - номенклатурной-буржуазная элита. Средний класс, занимающий промежуточное место между элитой и наемными работниками, в развитых странах формируется преимущественно из лиц творческого труда, квалифицированных рабочих и инженеров, мелких собственников. К сожалению, в Украине в условиях переходной экономики люди творческого труда, квалифицированные рабочие и инженеры оказались в тяжелом положении относительно как условий труда, реализации своих возможностей, так и условий жизни. В связи с этим средний класс формируется преимущественно из лиц, обслуживающих элиту (служащие, средняя государственная и корпоративная бюрократия, работники элитных финансово-банковских и торговых организаций и т.п.).

Глубокая противоречивость и даже спотворенисть реальных производственных отношений переходного периода не обеспечивает реализацию общей закономерности социализации экономики и общества, свободного гармоничного развития личности, всемерную реализации ее творческих возможностей во имя роста богатства страны. Концентрация экономической власти в руках номенклатурной-корпоративной элиты, неспособность государства розвивани науку, образование, культуру ограничивает возможности роста людей творческого труда, высококвалифицированных рабочих и инженеров, не позволяет в полной мере реализовать свои возможности ученым, писателям, художникам - всем людям творческого труда. Еще хуже положение той части общества, с наемными работниками. Они в значительной степени отчуждены от собственности, труда и управления. их возможности для образования, культуры уменьшаются, что может негативно сказаться на развитии общества.

Все это требует усиления социальной ориентации рыночных реформ, развития массовой демократической борьбы за социально ориентированную экономику, экономику для человека. Если эти процессы будут достаточно сильными, то возможным окажется если не подчинение, то направление деятельности корпораций и государства с учетом требований демократических объединений наемных работников.