Регулирующая деятельность государства в социальной сфере

Если антимонопольное регулирование встречает жесткое сопротивление лишь со стороны крупного капитала, то социальное регулирование затрагивает экономические интересы всех предпринимателей. Долгое время это обстоятельство значительно осложняло деятельность по регулированию социальной сферы, что особенно ярко видно на примере становления системы социальной защиты населения.

Первым в истории регулирования на государственном уровне не только экономического, но и социального развития был «новый курс» Ф. Рузвельта. С целью выхода из «великой депрессии» конгресс США принял в июне 1933 г. подготовлен Ф. Рузвельта закон о восстановлении (восстановление) национальной промышленности. Этот закон устанавливал минимальную заработную плату и максимальную рабочую неделю, провозглашал право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов. Произвол предпринимателей в вопросах организации и оплаты труда постепенно менялась системой устойчивых условий воспроизводства рабочей силы. Она предусматривала правовое регулирование оплаты труда, его условий, а также создание профсоюзных организаций для выражения интересов наемных работников и их защиты. Это означало правовое и организационное становление наряду с экономической сферой отношений новой, социальной сферы.

Социальные отношения предусматривают правовое обеспечение и реальное удовлетворения других важных потребностей нормального воспроизводства рабочей силы, таких как помощь безработным, социальное обеспечение нетрудоспособных. На основе программы «нового курса» американская держава начала заниматься социальной защитой населения. Так, с 1933 по 1938 г. на денежную помощь безработным, организацию общественных работ, создание новых рабочих мест было выделено 25 млрд. долл. федеральных, штатных и муниципальных средств. Для сравнения отметим, что за то же время военные расходы составили 11 млрд. долл., из которых 5 млрд. было потрачено на выплаты ветеранам, которые также могут быть отнесены к социальным расходам.

В августе 1935 г. начал действовать закон о социальном обеспечении, который предусматривал систему пенсий и денежной помощи для нетрудоспособных. Тогда же были законодательно снижены ставки налогов на небольшие доходы и увеличены ставки на большие доходы. Ф. Рузвельт подписал также закон, который подтвердил права рабочих на создание профсоюзов. Предпринимателям запрещалось отказываться от заключения коллективных договоров, препятствовать возникновению рабочих профсоюзов.

Курс Ф. Рузвельта на создание системы социального обеспечения населения встретил сопротивление крупного капитала в разных формах, в том числе идеологической. Однако прогрессивные тенденции прокладывали себе дорогу, и это адекватно отражала общественное мнение, о чем свидетельствует избрание Ф. Рузвельта президентом США четыре раза подряд. После второй мировой войны система государственного социального регулирования получила распространение в странах Западной Европы. Сегодня в своей практике социального регулирования государство в развитых странах использует те же методы, что и для обеспечения экономического равновесия.

Прежде всего социальное регулирование осуществляется в процессе налогообложения. Благодаря установке довольно высокого уровня необлагаемого минимума годового дохода обеспечиваются нормальные условия для воспроизводства рабочей силы и удовлетворение других потребностей членов семьи, поддержка мелких производителей. Таким образом, снимается социальное напряжение, которое могло бы исходить от численной низкооплачиваемая части общества. Использование прогрессивной системы налогообложения ослабляет негативный общественный резонанс от неравенства в отношениях собственности на богатство, которое распределяется в обществе значительно неривномирнише, чем доходы (так, 1 процента населения США относятся 19 процентов всего богатства страны).

Несколько большее значение в социальном регулировании расходования бюджетных средств имеет государственное регулирование социальных факторов общественного развития - социального, обеспечения, образования, медицинского обслуживания, жилищной сферы и т.п. Система социального обеспечения является важным источником доходов населения, который формируется на позаринковий основе. Эта система включает прежде государственное пенсионное обеспечение.

Закон Украины «О пенсионном обеспечении» введен в действие с апреля 1992 г. Он гарантирует всем нетрудоспособным право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров благодаря установлению пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также благодаря регулярному пересмотра их размеров в связи с увеличением уровня минимального потребительского бюджета.

Закон различает: а) трудовые пенсии по возрасту, с инвалидностью, в случае потери кормильца, за выслугу лет; б) социальные пенсии. Право на самые распространенные пенсию - по возрасту - имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - после 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Расширенные возможности выбора варианта при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. Так, его берут (за выбором того, кто обратился за пенсией) или за 24 последних месяца работы подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности.

Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Это инвалиды, в том числе с детства, дети (в случае потери кормильца) и т.д. Предусмотрено ежегодное повышение пенсий в связи с индексацией денежных доходов населения. Пенсии не подлежат налогообложению.

Третий метод - правовое регулирование социальных вопросов. Прежде всего государство стало одним из субъектов регулирования трудовых отношений наряду с предпринимателями и профсоюзами. Объектами регулирования является величина заработной платы, продолжительность рабочего времени и отпусков, порядок увольнения с работы, мероприятия по технике безопасности. Государство устанавливает прожиточный минимум, минимальную заработную плату, минимальный размер пенсий и т.д.

Так, важным звеном государственной деятельности является регулирование правовых основ занятости населения. 1 марта 1991 г. принят Закон Украины «О занятости населения». Он определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Для реализации политики занятости населения создается государственная служба занятости, деятельность которой финансируется из Государственного фонда содействия занятости населения. Услуги этой службы предоставляются бесплатно. Для содействия занятости населения, удовлетворение потребностей граждан в труде Кабинет Министров Украины и местные Советы народных депутатов разрабатывают годовые и долгосрочные государственные и территориальные программы занятости населения.

Так, государственная программа предусматривает такие меры по содействию занятости и социальной защиты населения: создание дополнительных рабочих мест путем развития малых предприятий, семейного и индивидуального подряда, фермерских хозяйств, организации оплачиваемых общественных работ и т.д.; профессиональная подготовка и переподготовка вивильнюваних работников; организация работы по профессиональной ориентации; обеспечение занятости тех, кто нуждается в социальной защите (женщин, молодежи, инвалидов); оказание материальной помощи безработным.

По законодательству безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка (трудового дохода) по причине отсутствия работы, которая их устраивает, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к работе. Помощь по безработице выплачивают до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 мес. в течение следующих 3-х лет, причем в первый год помощь предоставляется не более 6 месяцев, второй - не более 3 мес, третий год - остаток. Максимальный размер пособия не может быть выше средней заработной платы, которая сложилась в стране. Размер пособия по безработице для граждан, ищущих работу впервые (или после длительной - более одного года - перерыва), установлен на уровне не ниже 75 процентов установленной законом минимальной заработной платы.

Деятельность государства по социальной регулирования в развитых странах встречает и теперь неоднозначную оценку. ее оппоненты отмечают такие негативные последствия увеличения налогов и перераспределения доходов: уменьшается заинтересованность предпринимателей в инвестициях, теряются стимулы к труду, растут государственные расходы на оплату труда финансовых инспекторов по налогообложению. В конечном итоге социальные программы уменьшают размер валового национального продукта.

Наиболее типичные возражения против социальной практики государства таково: чем больше социальных программ, которые усиливают равенство в обществе, тем глубже конфликт между равенством и эффективностью. При использовании прогрессивного налогообложения ослабляется заинтересованность во вложениях (инвестициях). Если доходы малообеспеченных части населения будут достаточно высокими, бедняки прихоти достаточно упорно работу.

Одновременно вложения в человека, в частности повышение уровня образования и профессионального мастерства малообеспеченных слоев населения, является резервом повышения производительности их труда в будущем. Поэтому П. Самуельсон прав, заявляя, что было бы трагической ошибкой рассматривать программы помощи бедным в качестве вычета из национальных ресурсов. В целом же аргументы, которые приводят оппоненты, заставляют признать, что деятельность государства по социальной регулирования должна иметь достаточно жесткие рамки.