Деятельность государства по обеспечению экономического равновесия

Для достижения социально-экономического равновесия, стабильности в обществе государство применяет ряд методов. Среди них можно выделить три основных. Суть первого метода - государственное регулирование через налогообложения, вторая - регулирование экономического и социального развития общества в процессе осуществления расходной политики. Третий метод заключается в разработке государством «правил игры», законодательства по разным вопросам. Это правовое регулирование экономических и социальных процессов.

Первый метод государственного регулирования экономики - это сложная система взаимоотношений между государством и обществом, и для ее характеристики следует определить по крайней мере следующие вопросы: Какие цели налогообложения? Кто должен платить налоги? На каких основаниях, в каких размерах и каким инстанциям платятся налоги? Какие санкции за неуплату налогов?

Обычно ответы на эти вопросы, общей для всех стран, быть не может. В каждой создается собственная система налогообложения, которая отражает специфические социально-экономические условия. В связи с этим лишь перечень вопросов дает возможность представить, которое сложная задача поставлена перед украинскими законодателями, которые начали разработку налоговой системы нового государства. Однако, прежде чем рассмотреть результаты их работы, ознакомимся с некоторыми ответами на перечисленные вопросы, которые уже даны в экономически развитых странах.

Начнем с вопроса о целях налогообложения. Конечной его целью является формирование доходов государственного бюджета для осуществления в дальнейшем государственных расходов. Тем временем в США, например, существуют три вида бюджетов, и уже это обусловливает дифференциацию целей налогообложения. За счет федерального бюджета осуществляются расходы, которые затрагивают интересы нации в целом: на оборону, космос, иностранные дела и т.д. Средства бюджета штата расходуются на реализацию программ по поддержанию уровня жизни, на строительство скоростных дорог и т.п. Из местного бюджета осуществляется финансирование обучения детей, охраны общественного порядка. Это является ответом на вопрос, кому американец платит налоги. В США являются федеральные налоги, налоги штата и местные.

Государственное регулирование начинается уже в процессе взимания налогов. Они используются как важный инструмент воздействия государства на экономическую деятельность. Так, различаются налоги, которые поощряют некоторые виды экономической деятельности, ограничивают другие и запрещающие третьим. Кроме того, оптимальный по размерам подоходний налог, ограничивая частное потребление и инвестиции, стимулирует повышение эффективности производства. Какие принципы налогообложения, т.е. какой объект налогообложения? Начнем с подоходного налога. Как показывает практика, им облагаются прибыль предприятий или организаций, а также доходы граждан. Объектом налогообложения может быть имущество, с которого начисляется налог (например, недвижимое имущество). Все они относятся к прямых налогов.

Второй вид налогов оплачивается населением пропорционально благ, которые оно получает от деятельности государства, т.е. здесь применяется подход к налогообложению с позиций выгоды граждан. Например, в хорошем состоянии местных дорог заинтересованы прежде всего владельцы автомобилей. Они и платят налог, который идет на расходы по эксплуатации дорог местного значения при покупке бензина, в цену которого включен этот налог. Есть также виды налогов, которые платят покупатели определенных товаров и услуг. Это так называемые акцизы, или акцизные сборы, которые взимаются при продаже сигарет, спиртных напитков и т.д.

В отличие от налогов на доход или имущество, которые являются прямыми, налоги пропорционально благ покупателей и акцизные сборы представляют собой налоги на продажу и является косвенным. Исходя из целей налогообложения и принципов их взимания определяются субъекты, обязанные платить налоги. Это предприятия, работники, покупатели.

При решении вопроса «сколько платить?» Обычно получаются из способности платить, - налоги зависят от размера дохода. При этом используют два принципы: налог на доходы может быть прогрессивным или регрессивные. В случае применения первого богатые слои населения, платя налоги, тратят большую часть дохода, чем неимущие, а вторые - наоборот.

В США минимум годового дохода семьи, не облагается налогом, составляет 8750 долл. Если годовой доход превышает эту сумму, налог быстро растет по прогрессивной системе. Однако максимум налога ограничен и составляет 50 процентов от суммы дохода. Типичной ставкой налогов в фонд социального обеспечения для получения пособий по старости есть 14,1 процента от зарплаты, если зарплата меньше чем 40 тыс. долл. за год, а если больше - ставка растет.

Через систему налогообложения государство в определенной степени регулирует производственную деятельность, размеры чистого дохода производителей, а также собственные доходы на различных уровнях государственной структуры управления. Украина только вступает опыта экономического и социального регулирования. Система налогообложения находится в состоянии становления. В качестве примера можно привести проблему налогообложения прибыли предприятий. С января 1995 г. Правительство Украины и Верховная Рада Украины обращались к этой проблеме неоднократно. Так, в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», принятого 18 ноября 1997 p.. уже 16 декабря 1997 г. были внесены изменения, касающиеся плательщиков налога, объекта налогообложения, порядка начисления и уплаты налога. Такая же ситуация сложилась и с налогом на добавленную стоимость, акцизный сбор и т.д.

Все бюджетные расходы можно поделить на три группы. Первая связана с расходами на оборону и иностранные дела, вторая - с регулированием экономики, третья - с социальным регулированием. Расходы на оборону и иностранные дела традиционные для государства. Она проводила их задолго до того, как стала экономическим субъектом, поэтому эту группу расходов мы рассматривать не будем.

Вторая группа расходов обслуживает регулирования экономики. Государство как экономический субъект разрабатывает свою экономическую политику, которая включает ряд направлений со своими задачами и механизмом их решения. Рассмотрим составные части экономической политики государства.

Сущность финансовой политики заключается в бесплатному выделении бюджетных средств на цели, определенные государством. К ним относят прежде всего цели, имеющие общеэкономических, общенациональный характер. Это может быть создание и развитие новой современной отрасли материального производства, развитие сферы услуг, хозяйственное освоение определенных регионов страны и т.д. Реализация таких задач недоступна не только отдельным крупным корпорациям страны с достаточно диверсифицированным производством. Нередко их решение не под силу и консорциумом - соглашениям крупных фирм для совместного осуществления определенных проектов на стыке различных отраслей.

Цели, которые финансируются государством, имеют, как правило, комплексный характер и требуют решения совокупности экономических и социальных проблем. Для этого обычно принимаются государственные программы, рассчитанные на несколько лет.

В механизме финансирования важное место занимает такая форма бесплатного выделения средств, как субсидии. Это помощь, преимущественно в денежной форме, которую государство предоставляет за счет бюджетных средств местным органам власти, частным, а отчасти и государственным предприятиям. Это, например, субсидии, которые государство предоставляет для стабилизации цен производителям сельскохозяйственной продукции, чтобы компенсировать потери их прибыли в связи с ограничением производства за задачами государства. Субсидии предоставляются для поддержки частных производителей также в других отраслях.

Кредитная политика имеет своей целью регулирование кредита и денежного обращения. Эта задача обычно решается через центральный банк. Иллюстрацией осуществления кредитной политики может быть центральный банк США - Федеральная резервная система (ФРС). Главная функция ФРС - контроль за банковскими резервами, т.е. за той частью депозитов, которую банки оставляют для текущего обслуживания клиентов. Благодаря этому координируется предложение денег и кредита. ФРС состоит из 12 региональных банков и центральных координационных органов в Вашингтоне. В Раде ФРС - президенты 12 региональных банков. Совет заседает каждый месяц и определяет макроэкономическую политику.

Главные инструменты механизма осуществления кредитной политики ФРС такие: 1) операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных облигаций. Например, Комитет по операциям на открытом рынке решил уменьшить резервы банков. Для того чтобы «выкачать» деньги из банков, им продаются государственные облигации. Последствия такого шага представлены на рис. 8.

Если Комитет считает необходимым увеличить резервы банков, то правительство покупает на рынке государственные облигации, векселя и другие ценные бумаги. Деньги поступают к банкам и пополняют резервы, что имеет соответствующие последствия; 2) регулирование процентной ставки. Федеральные резервные банки предоставляют займы обычным банкам и получают процент, который называют учетной ставкой. Если она растет, то соответственно уменьшаются резервы банков, и далее по схеме. Инвестиционная политика государства тесно переплетается с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как было показано ранее, через ее механизмы. Однако инвестиционная политика имеет и собственный механизм, связанный с амортизацией.

В отличие от других издержек производства - материальных и заработной платы, которые регулируются рынком, затраты средств труда регулируются, как правило, государством. Следовательно, государство влияет на темпы научно-технического прогресса. Кроме того, она препятствует сокрытии части доходов от налогообложения отнесением их к амортизационных отчислений. Для того чтобы ускорить развитие науки и техники, технически обновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений и этим ускоряет возврат стоимости основного капитала как источника модернизации производства. О значении этого средства развития производства свидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним из главных мероприятий «рейганомикы». В тот период сроки амортизации промышленных машин и оборудования сократились с 12,7 до 5, производственных зданий - с 37 до 15 лет. А в целом сроки амортизации ускорились на 40 процентов.

Денежная политика осуществляется прежде всего через регулирование количества бумажных денег в обращении. До второй мировой войны, когда рынок развивался стихийно путем саморегулирования, также стихийно поддерживалась количество необходимых для обращения золотых денег. Однако в послевоенный период золото исчезло из реального оборота. И на рынке стали господствовать бумажные деньги. В отличие от золотых денег, монопольное право выпуска бумажных денег принадлежит государству. Следовательно, ее функцией стал контроль соответствия количества денег реальным потребностям обращения. Однако скоро количество их превысило потребности, зумовившы процесс инфляции. Какова же объективная сила заставила государство выпускать больше денег, чем было нужно?

Государство, регулируя межотраслевые пропорции, предпочитает прогрессивный на это время отраслям, которые обеспечивают быстрое развитие всего народного хозяйства. В условиях НТР сложился новый механизм межотраслевого регулирования, позволяющего обеспечить Опережающее развитие приоритетных отраслей без возмещения для этого средств из других, второстепенных отраслей. Этого достигают, выпуская в обращение дополнительную сумму денег, которая направляется в ведущие отрасли. В результате роста цен второстепенные отрасли уже не имеют возможности даже при сохранении прошлогоднего фонда накопления обеспечить уровень реального накопления прошлого периода. Производство в этих отраслях сокращается, в приоритетных - расширяется. Этот механизм можно проиллюстрировать такой моделью (табл. 2).

В нашем примере дополнительные капитальные вложения, которые составили 30 единиц, были распределены неравномерно: 25 единиц получила ведущая отрасль - электронная и только 5 единиц - машиностроение.

Хотя в металлургии абсолютный объем капиталовложений не изменился, однако реально он уменьшился, о чем свидетельствует снижение доли этой отрасли в общих капиталовложениях с 40 до 30 процентов. Итак, инфляционный механизм дает возможность перераспределить среди отраслей и предприятий фонд накопления во время движения производства, без его остановки. Этим достигается повышение эффективности развития экономики в целом. Можно возразить, что такой механизм возможен только при условии, когда государство имеет большую экономическую силу. А таких условий в развитых странах сегодня нет. Дело в том, что мы рассмотрели объективный механизм регулирования межотраслевых пропорций, осуществление которого в современных условиях зависит не только от государства. Эти процессы будут происходить, даже если государство, которое обладает монополией на эмиссию денег, решит прекратить дополнительный выпуск в обращение денег.

Третья группа бюджетных расходов - связана с социальным регулированием - через ее исключительную важность будет рассмотрена далее отдельно. А сейчас проанализируем третий метод государственной деятельности - правовое регулирование. Сущность правового регулирования заключается в том, что государство создает правовые основы экономической деятельности, т.е. устанавливает «правила экономической игры», в которой принимают участие фирмы, потребители и само государство. Правовые основы не ограничиваются собственно экономикой. Они также определяют права и формы собственности в широком понимании, социально-экономические условия деятельности предприятий, взаимоотношения администрации с профсоюзами и т.д.

Значительное место в правовом регулировании государства занимает антимонопольное регулирование. Известно, что развитие концентрации и централизации производства имеет тенденцию к тотальной монополизации производства и рынка. От нее страдают и производители, и потребители. Монопольное положение производителя дает ему возможность ограничивать конкуренцию на рынке. Монополии, как правило, навязывают партнерам такие условия сделок, которые ставят их в неодинаковая положение. Монополии ограничивают производство для создания дефицита на рынке и установления монопольных цен. Они создают препятствия для выхода на рынок других предпринимателей. В самом монополизировано производстве начинают преобладать застойные тенденции, попытки обеспечить монопольные прибыли через завышению рыночных цен, от чего страдают покупатели.

В связи с тенденцией к монополизации производства возникает общественная потребность в экономическом регулировании деятельности монополий. «Загнуздаты» монополии и организовать такое регулирование может только государство. Средства государственного вмешательства в деятельность монополий - это уменьшение прибылей монополий за счет высоких налогов, контроль над ценами (для регулирования доходов и сдерживания инфляции "), контроль за объемами производства, типам товаров, условиями вхождения фирм в отрасль и выхода из нее. Наряду с этими экономическими формами регулирования деятельности монополий государство применяет также социальное регулирование их деятельности - экологическое, обеспечения безопасности продукции для потребителей (автомобилей, самолетов, игрушек).

Однако этих мер государственного регулирования недостаточно, и они дополняются мероприятиями по нарушителей. Для этого разрабатываются антитрестивськи законы. США, например, имеющие столетний опыт разработки и применения подобного законодательства. Здесь запрещено такие зливання фирм, которые ограничивают конкуренцию. Крупные компании обязаны заранее информировать государственные органы о слиянии с другими компаниями или о покупке их. Государственные органы изучают материалы и в результате могут запретить слияние, если создается монополия, что наносит ущерб конкуренции на местном или национальном рынке. В случаях, когда фирмы допускают незаконных действий, к ним применяются крупные штрафы.