Теория спроса и предложения

Реальная ценность товара, согласно этой теории, равна фактической цене, которая устанавливается на рынке соответственно спроса и предложения товаров (услуг). Спрос и предложение является реальным отражением состояния рыночной экономики, противоречия между интересами хозяйствующих субъектов - покупателей и продавцов. Способом решения этой противоречия является формирование рыночных цен, что приводит к установлению равновесия между спросом и предложением, а следовательно, воспроизведения стимулов для экономических субъектов производить и покупать товары. Это достигается за таких цен и объемов товаров, когда количество товара, который продается, полностью удовлетворяет потребность в нем. Именно в таких условиях образуется цена равновесия - такой уровень цены, при которой предложение соответствует спросу.

Экономическое положение товаропроизводителя зависит от рыночной цены его товаров. Последняя испытывает влияния двух факторов - спроса и предложения. Спрос - это платежеспособная потребность в определенном товаре. Иначе говоря, это сумма денег, которую покупатели готовы заплатить за нужное им благо, Спрос зависит от доходов покупателей, потребности в товарах (услугах) и цен на последние, т.е. он повышается в случае роста доходов, снижения цен или за одновременного действия этих факторов, и наоборот. Эта зависимость получила название закона спроса. В целом величина спроса обусловливается преимущественно цене товара: чем ниже цена на какое-то благо, тем выше спрос на него. Количественную зависимость спроса от изменения цен на товары называют эластичностью спроса. ее измеряют как отношение роста объема спроса к снижению цен (в процентах).

Предложение - это количество товаров и услуг, которые предлагаются к) продажи на рынке по определенной цене Предложение также зависит от цены: чем она выше, тем выше предложение со стороны продавца, поскольку последний заинтересован получить как можно больше денег от продажи товаров (услуг), что составляет его экономический интерес. Эту зависимость называют законом предложения. Количественная зависимость предложения от изменения цен на товары получила название «эластичность предложения». ее измеряют как отношение (в процентах) рост объема предложения к росту цен.

Закон спроса и закон предложения отражающих экономические интересы субъектов рынка - покупателей и продавцов. Согласование этих интересов достигается при таком рынке определенного товара, когда при определенной цены вся его количество может быть продано, то есть когда наблюдается рыночная равновесие. Если цены на определенный товар превысят цену равновесия, возникнет избыток продукции. Тогда продавцы будут вынуждены снижать цены, чтобы избавиться от запасов и получить определенную прибыль для дальнейшего развития своего хозяйства. На снижение цен покупатели отреагируют дополнительным спросом. Если цена реализации будет ниже цены равновесия, возникнет повышенный спрос, что приведет к дефициту. Это, с одной стороны, способствовать росту цен, а с другой - стимулировать производство этого товара.

Помимо изложенных выше теорий, которые предлагают определенные модели определения ценности товара, существуют и другие, в частности теория факторов производства и информативная теория стоимости. Последняя приобретает все большее значение в эпоху перехода к постиндустриальному обществу и сопровождается заменой материально-вещественных элементов производства на идеально-духовные, прошедшие труда вживую, интеллектуальную, которая становится доминирующей.

Каждая из рассмотренных теорий отражает различные стороны экономической жизни. Как показывает практика, ценность товара определяется различными факторами, в частности расходами живой и уречевленои труда, степенью полезного эффекта, спросом и предложением и т.п.