Цена в рыночной экономике

Следующим элементом механизма саморегулирования рыночной экономики является цена. Собственно через цену реализуются важные экономические законы - закон стоимости, закон ценности, закон полезности, закон спроса и предложения и т.д.

Цена. Есть много теорий цены. Однако в современной мировой экономической теории распространенная концепция цены А. Маршалла, который основывается на главных постулатам теории А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сея, Э. Бэм-Баверка. В своей теории А. Маршалл стремится соединить в одну теорию - теорию цены - три концепции: предельной полезности, издержек производства и спроса и предложения.

По А. Маршаллом, цена любой вещи является ее миновою стоимостью отношении всех вещей в целом, или ее покупной стоимости. Цену определяют обычно как определенное количество денежных единиц, получаемых за конкретный товар. Равновесная цена. В механизме саморегулирования рыночной экономики особое значение масс рыночная цена, которая является результатом взаимодействия спроса и предложения. Она фиксируется в точке А, в которой пересекаются кривые спроса II и предложения Пр (рис. 7).

Точку А называют точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в этой точке цена удовлетворяет одновременно и покупателя и продавца, ведь именно в ней совпадают цена спроса и цена предложения.

В точке А пересекаются кривая П и кривая Пр. В этой точке спрос количественно равен предложения, а цена является равновесной цене или цене равновесия. По цены Ц2 возникает избыток предложения над спросом (ВД). По цены Цх спрос превышает предложение (CM), и возникает дефицит товара на рынке.

Важно отметить, что при равновесный цене устанавливается равенство НЕ покупок и продаж - такое равенство существует при любой цены. При цене равновесия количество продукта, в пределах которой потребители намерены продолжать покупать товар, будет соответствовать той количества продукта, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цены не будет тенденции к росту или снижению цены на товар.

Следовательно, конкуренция, колебания спроса и предложения способствовали установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество определенного товара распределена между возможными его потребителями. Однако это лишь частичное равновесие на одном рынке. Цены на рынке постоянно меняются. Это обусловлено изменениями или в спросе на товар или в предложении, или одновременно и в спросе, и в предложении. Эти изменения взаимосвязаны. Ведь каждое изменение цены на один товар вызывает изменение цены на другие товары. Существует система цен, что может оказаться в состоянии равновесия. Для этого ее следует рассматривать в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае речь пойдет об общем равновесии рынка. В состоянии экономического равновесия любой субъект хозяйственной деятельности (производитель, покупатель) не имеют стимулов, которые побуждали бы их к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы он начался снова, нужны изменения во внешних условиях. Речь идет об изменениях цен, технологии, вкусов и предпочтений потребителей и производителей, ожиданий относительно будущих цен и доходов и т.д.

Рассмотрение закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования равновесной цены позволяет полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночной экономики. Речь идет о свободе предпринимательства, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу перемещения ресурсов, свободу ценообразования. Собственно экономическая свобода дает возможность гибко реагировать на изменение условий и обеспечения равновесия (или частичной или полной). Хотя экономическая свобода в данном случае являются, конечно, относительной, ведь абсолютной свободы нет.

Уравновешивающая функция цены. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решение о продаже и купле товара синхронизируются, называют уривноважуючою функцией цен. Эта функция цены исключает излишки или дефицит продукта.

Факторы равновесной цены. Равновесная цена, как уже отмечалось, может меняться, а следовательно, может изменяться равновесная количество продукта. Главными детерминанты изменения цены являются спрос и предложение. Зависимость между изменениями спроса и равновесной цены является обратной, а зависимость между предложением и ценой - прямой. На равновесную цену влияют также факторы, вызывающие изменения в спросе и предложениях.

В условиях конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматической. Однако рыночное ценообразование может нарушаться или деятельностью монополий, либо вмешательством государства, которая волевым решением устанавливает цены выше или ниже точки равновесия. В этом случае речь идет о ценах «потолка» и «пола».

Цены «потолка» и «пола». Цена «потолка» - это цена, которая ограничивает движение цены вверх, то есть она является искусственно заниженной. Такие цены государство использует в основном для приостановления инфляции и недопущения снижения жизненного уровня. Указанные цены порождают дефицит продукта. Эту проблему государство решает с помощью рационального спроса введением различных систем нормирования распределения.

Цена «пола» не позволяет цене снизиться за установленные пределы. Это - искусственно завышенная цена. Примером установления такой цены являются завышение цен на продовольственные товары, что поможет фермерам не збанкрутиты.