Сущность и основные особенности предложения. Закон предложения

Предложение. Предложением называют количество товаров и услуг, которое производители готовы продать на определенном рынке по определенной цене за конкретный период. Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, и чем она выше, тем активнее они будут пытаться продавать растущее количество товаров. Речь идет о том, что каждый продавец менять предложение в зависимости от цены: чем она выше, тем выше размер предложения на рынке определенного товара при прочих одинаковых условиях.

Следовательно, предложение - это количество любых товаров и услуг, которое продавцы хотят и имеют возможность продать. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения отражает существенный причинно-следственная связь между ценой и количеством товаров и услуг: при прочих одинаковых условиях роста цен на товары ведет к увеличению количества товаров, которое хотят и могут вывести на рынок производители. Этот закон утверждает, что с ростом цен будет расти также предложение, и показывает, что производители стремятся производить и продавать по более высокой цене большее количество товара. Чем выше цена, тем больше стимулов, побуждающих производителя переключать ресурсы из других сфер и производить большее количество определенного товара. Однако закон нисходящей отдачи доказывает, что с увеличением объемов производства будут расти расходы на единицу продукта при неизменном основном капитале и неизменных земельных ресурсах. Следовательно, возникает потребность в установлении более высоких цен для покрытия высоких издержек производства. Между ценой товара и объемом предложения существует прямо пропорционален связь.

Увеличение объемов производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, рост цен привлекает в определенную отрасль новых производителей, а с другой - при условии роста цен предприниматель получает дополнительную прибыль и имеет возможность нанять на работу больше сотрудников, купить больше сырья и оборудования , расширить масштабы производства. Однако при этом речь идет лишь о тенденции к увеличению масштабов производства, ведь только до определенной границы рост обуславливает увеличение предложения. Если рост цен продолжится, производитель может и снижать объем производства. Это связано с двумя причинами: 1) высокий уровень дохода в определенной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы; 2) если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель может опасаться, что дальнейшее наращивание объемов производства приведет к затоваривания, и цены начнут снижаться.

Зависимость между ценой и количеством товаров, которую продают производители, при прочих одинаковых условиях приведены на рис. 6. Кривую Пр называют кривой предложения. Поскольку более высокая цена обуславливает увеличение объема предложения, кривая предложения Пр направлена вверх. График предложения иллюстрирует действие закона предложения.

Детерминанты предложения. Предложение, как и спрос, может изменяться под влиянием не только цены, но и неценовых факторов, а именно: цены на ресурсы. Это - цены на рабочую силу, сырье, энергоносители и т.д., которые составляют издержки производства. Именно между издержками производства и предложением, как показывает закон предложения, существует теснейшим связь. Кривая предложения основывается на издержках производства: за дополнительные единицы продукта производитель должна установить более высокие цены, поскольку производство указанных дополнительных единиц требует больших затрат. Следовательно, снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение. В этом случае кривая предложения Пр сдвигается вправо, в позицию Прх, т.е. производитель будет продавать больше товаров по цене, возросла

Если ресурсные цены растут, увеличиваются издержки производства и уменьшается предложение. В этом случае кривая предложения Пр сдвигается влево, перемещается из начальной позиции (в позицию . Следовательно, производитель будет продавать меньше товаров по этой цене; технологические изменения. Новая совершенная технология позволяет производить каждую единицу продукта с меньшими затратами ресурсов. При неизменных ресурсных цен уменьшатся издержки производства и увеличится предложение. При этом кривая предложения Пр сдвигается вправо, т.е. в позицию Это связано с тем, что совершенная технология (минимальные технологические разрывы) дает возможность предприятию производить товары по низким ценам. В странах с развитой рыночной экономикой технологические новации стали главной причиной снижения издержек производства на единицу продукта и ускорения экономического роста; 3) цены на взаимосвязанные товары. Если цена на товар, который производится, растет, предприятие может увеличить производство этого товара с растущими ценами за счет иного продукта, цены на который низкие;

ожидания относительно цен в будущем. Если ожидается, что цена на товар в будущем возрастет, то часть товара можно изъять из продажи. При этом кривая предложения переместится влево. Однако когда цены начнут расти, предприятие за счет товаров, изъятых в прошлом по реализации, увеличит предложение и будет иметь немалую выгоду; количество продавцов. Рост количества продавцов обусловливает увеличение объема рыночного предложения, вследствие чего кривая предложения перемещается вправо и наоборот; налоги и субсидии. Повышение налогов, которые платит производитель, увеличивает издержки производства, в связи с чем кривая предложения перемещается влево, а снижение уменьшает расходы и сдвигает кривую предложения вправо. Субсидии переместят кривую предложения вправо. Эластичность предложения по цене. Ценовая эластичность предложения отражает степень изменения объема предложения при изменении цены. Это - показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительной изменения конкурентной цены.

Различают эластичную и нееластичну предложение. Предложение товара называют эластичным, если изменение цены ведет к существенной изменения объема предложения. Предложение считают нееластичною, если изменение цены приводит к незначительного изменения объема предложения. Ценовая эластичность предложения зависит от возможности продавцов гибко варьировать объемы создаваемого продукта. Например, книги, компьютеры, телевизоры и т.д. имеют эластичную предложение, поскольку предприятие-изготовитель имеет возможность при росте цен на свой продукт расширять производство.

Главной детерминанты, определяющего ценовую эластичность предложения на большинстве рынков, является временной период, поскольку предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Предложение обычно эластичными в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, не говоря уже о мгновенный. Это объясняется тем, что краткосрочный период слишком короткий для того, чтобы предприятие могло осуществить любые изменения в объеме производимого продукта, а долгосрочный период является достаточным для расширения или сокращения предприятием своих мощностей и даже для входа новых предприятий в рыночные отношения в случае расширения спроса или выхода из нее при условии сокращения спроса на определенный продукт. Следовательно, в долгосрочном периоде предложение существенно реагирует на изменения цен.