Главные элементы саморегулирования рыночной экономики

Рыночная экономика, как известно, является товарным производством, экономикой, которая развивается по экономическим законам товарного хозяйства. Современная рыночная экономика должна постоянно регулироваться. Различают саморегулирования экономики и государственное ее регулирование.

Саморегулирования рыночной экономики осуществляется через такие инструменты, как цена, спрос и предложение, конкуренция.

Цена. Изменение относительных цен является ориентиром для производителя относительно определения необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, наконец, определяют потребителя определенного продукта. Спрос и предложение. Спрос - заявленная на рынке потребность в товарах. Она определяется количеством товаров, которое потребители смогут приобрести за существующих цен и доходов. Предложение - это количество товаров, которую могут поставить на рынок производители по существующим ценам. Изменение соотношения между спросом и предложением обуславливает колебания рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены. С помощью этих колебаний устанавливается тот уровень цен, при котором объективно обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Конкуренция. Цель каждого производителя - получение прибыли, а следовательно, расширение масштабов экономической деятельности. Это неизбежно приводит к борьбе между производителями за наиболее выгодные условия производства, лучшую позицию на рынке и т.п. Если предложение товара превышает спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между производителями. Для того чтобы выстоять в этой борьбе, каждый из них вынужден снижать цену на товар. Следствием этого является сокращение объемов производства этого товара. Если спрос на товар выше, чем его предложение, конкурируют покупатели. Из-за повышения цены увеличивается предложение товара. Конкуренция является важным элементом саморегулирования рыночной экономики.