Товарная биржа

Цель и функции товарной биржи. Биржи появились в XV-XVI вв. в Италии, Нидерландах, Франции. На собраниях купцов и других причастных к торговле лиц велись переговоры и заключались торговые сделки. Вот почему под словом «биржа» начали понимать собрание коммерсантов.

В России первая биржа появилась в 1703 г. в Петербурге. В 1705 г. для нее было построено отдельное здание. Почти в течение 100 лет Петербургская биржа была единственной официально признанной в России. Лишь в конце первой половины XIX вв. появляются биржи в Кременчуге (p. 1834), Одессе, Нижнем Новгороде (p. 1848), а впоследствии в Киеве (p. 1865).

В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается: во-первых, как экономическая категория, отражает составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаемозаминюванисть; во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевления торговых соглашений и операций. Такие объединения создаются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала.

Члены биржи имеют выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые) производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевых правил заключают сделки купли-продажи товаров по ценам, которые складываются непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношение спроса и предложения на них. Это свидетельствует о том, что биржа является особым циноутворюючим механизмом. Это один из определяющих целей ее деятельности.

Товарная биржа - это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции по стандартам, образцами в специальном месте, где цены на товары складываются в условиях свободной конкуренции.

Итак, товарную биржу следует рассматривать как рынок рынков. Крупные биржи, на которых концентрируются спрос и предложение товаров мировой торговли, дают возможность определить емкость рынка и условия конкуренции, обменяться информацией. Биржевая цена как результат свободной конкуренции определяет направления для других рынков.

В странах с развитой рыночной экономикой товарные биржи в основном функционируют как безприбуткови ассоциации, освобожденные от уплаты корпоративного подоходного налога. Главные статьи их дохода такие: учредительные и паевые взносы и отчисления организаций, образующих биржу; доходы от предоставления услуг членам биржи и другим организациям; выручка от других поступлений.

Аналогичные цели стремятся ставить перед собой и отечественные учредители бирж. Так, в ст. 1 Закона Украины «О товарной бирже» указано, что товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. На практике же биржи получают прибыли, источником которых являются отчисления из сумм комиссионного вознаграждения, поступающего от брокерских контор. Поступления от биржевых операций, определенные в ст. 13 упомянутого Закона, являются одним из источников формирования имущества биржи. Как правило, отчисления в пользу биржи составляет 0,1-0,5 процента от суммы заключенных брокерами соглашений.

Управлением, разработкой и реализацией политики биржи занимаются ее руководящие органы - правление или совет губернаторов. В состав такого органа входят несколько служащих биржи (например, президент) и опытные посредники, которые становятся губернаторами биржи на определенный срок. До руководства биржами привлекают также внешних губернаторов, которых избирают или назначают из опытных лиц, не связанные с посредническими бизнесом. Типы товарных бирж, их субъекты и осуществляемые ими сделки. Классификацию бирж, функционирующих в рыночной системе хозяйства, осуществляют по объектам продаж, субъектами образования и уровнем функционирования.

Универсальными являются биржи, торгующие товарами различных групп. Например, на американской бирже «Чикаго Борд оф трейд» реализуются пшеница, кукуруза, овес, бобы сои, бройлеры, фанера, золото, серебро, нефть, бензин, мазут, то есть продовольственные и непродовольственные товары. Объектом продажи Киевской универсальной товарной биржи являются картофель, капуста, консервированные помидоры и огурцы, говядина, свинина, скот.

Биржи, на которых объектом торговли являются отдельные товары или их группы, называются специализированными. В свою очередь, их разделяют на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные. Так, американская биржа «Чикаго Меркантайл Ексчендж» включает в оборот сельскохозяйственную продукцию (крупный рогатый скот, живых свиней, бекон и т.п.), Нью-Йоркская - кофе, какао, сахар. А биржа «Канзас Сити Борд оф трейд» торгует только одним товаром - пшеницей. Именно она является узкоспециализированной.

В Украине большая часть бирж являются специализированными широкого профиля. Среди них выделяется Украгропромбиржа, в которую входят центральная биржевая структура и несколько региональных. Через Украгропромбиржу реализуется сельскохозяйственная и промышленная продукция для удовлетворения потребностей АПК Украины. В перспективе предполагается проведение как национальных, так и международных торгов сахаром, зерном, металлическими изделиями, сельскохозяйственной техникой и транспортными средствами.

Преимуществом товарных бирж, которые действуют в Украине и учрежденные государственными учреждениями (органами снабжения, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, другими министерствами и ведомствами), является то, что они имеют относительно развитую инфраструктуру. Это Украинская универсальная товарная биржа и Украгропромбиржа. Биржи, созданы свободными предпринимателями, доступных для как можно большего числа различных субъектов. Членами биржи являются ее акционеры. Они имеют право бесплатно посещать биржу, пользоваться ее техническими средствами, заключать сделки. Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие посетители - постоянные и разовые.

Статус постоянного посетителя биржи субъект может получить, приобретя соответствующий абонемент (или облигации), как правило, на год участия в биржевых торгах. По этим абонементом его субъект может участвовать в каждых биржевых торгах. Статус разового посетителя, подтвержденный разовым входным билетом, дает ему право участвовать в торгах в определенный день.

Участие предприятия в биржевой торговле на постоянных или разовых началах может осуществляться за определенную плату через брокерские конторы и брокеров (маклеров). Биржевой маклер является высококвалифицированным специалистом и имеет особый статус, который позволяет ему выполнять следующие функции: посредничество при заключении сделок через принятия поручений (приказов) членов и посетителей биржи, а также подбор соответствующих контрагентов; представительство интересов клиентов ведением биржевых операций и заключением сделок от своего имени; консультирование торговцев по вопросам качества и свойств товаров, которые продаются; документальное оформление соглашений и передача их регистрации; экспертные оценки и заключения по разным вопросам биржевых соглашений, торговой конъюнктуры и т.д.

Для того чтобы стать биржевым, товар должен соответствовать ряду требований. Прежде всего он должен быть массовым, а значит, немонопольним. Количество товара определяют в соглашении в натуральных единицах. Фактическую величину продаж называют лотами, то есть партиями. Качество товара, который является также одним из требований к биржевому товару, в соглашении определяют по стандартами и техническими условиями, условиями договора, предыдущим обзором, а также по образцам.

Определяющим фактором при стандартизации качества биржевого товара является введение базового сорта как единой меры. Она является тем критерием, по которому дают качественную характеристику аналогичного товара. За базовый сорт принимают наиболее распространенный вид продукции этого рынка. Так, в США твердая красная озимая пшеница является базовой относительно других типов. В свою очередь, она имеет пять классов, из которых второй является сортом, котуеться, от которого через коэффициенты определяют цену других. Особенностью биржевого товара является то, что его всегда можно и купить и продать - он вполне ликвидный.

Прежде чем попасть к потребителю, биржевой товар много раз переходит из рук в руки. Это обусловлено тем, что на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или контракт на его поставку.

Котировочных цена является типичной биржевой цене, которая устанавливается биржей по реальной оценке состояния конъюнктуры рынка. Она является ценой равновесия спроса и предложения этого товара, устанавливается экспертным путем на определенный срок или дату и является ориентиром для продавцов и покупателей при совершении сделок. Котировочный цены определяет вибирний орган биржи - котировальный комиссия.

Котировка цен осуществляется двумя способами - регистрацией фактических цен спроса, предложения и соглашений, а также выводом типовой, то есть собственно котировочный цены или справочной цены котировочных комиссии. Исходя из конъюнктуры рынка в этот день по определенному товару, по большому количеству сделок типовую цену исчисляют как среднюю цену сделок, поскольку согласно закону больших чисел отклонения будут взаимно компенсироваться. Определение типовой цены за малым количеством соглашений - сложный процесс, требующий высокой компетенции котировочных комиссии. Конъюнктуру рынка определяют на основе трех его характеристик: соотношения спроса и предложения; тенденции движения цен в течение биржевого дня; количеству совершенных сделок.

Справочная (котировочных) цена не является официальной или твердой ценой биржи, а лишь отражает мнение котировочный комиссии о наиболее типичную цену. Биржевая сделка, заключенная при участии маклеров, вступает в силу с момента подписания маклерськои записки сторонами и маклеров, а при наличии у маклер предложения (оферты) от одной из сторон и письменного согласия (акцепта) от другой - лишь маклеров. Биржевая сделка - это письменно оформленный документ купли-продажи или поставки двух видов - с реальным товаром и срочные.

В первом случае товар переходит от продавца к покупателю, то есть это реальный товарооборот. Товар должен находиться в помещении биржи (ее складах) или поставлен в срок 1-15 дней после заключения соглашения. Такие сделки называют еще «СПОТ». Форвардные сделки - это обязательство продавца осуществить поставку определенного количества товара определенного качества в указанное время. Такие соглашения делятся на позабиржови и биржевого оборота.

Позабиржови соглашения заключают для поставки товара в будущем без какого-либо официального гаранта. Иначе говоря, форвардные контракты являются именными товарными векселями под ответственность и обеспечения частных лиц. Если между покупателем и продавцом является биржевой посредник, то есть соглашение заключается на реальный товар в указанное время через биржу, то это форвардные сделки биржевого оборота.

Форвардные сделки является выгодным как для продавцов, так и для покупателей реального товара, прежде всего благодаря тому, что такие соглашения гарантируют сбыт или приобретение продукции на приемлемых условиях и в определенной степени застраховують от изменения цен. Это масс особенно важное значение в условиях инфляции, когда покупатель может чувствовать себя увереннее, потому что получит товар через определенное время по определенным ценам. Продавец также имеет выигрыш, получая по контракту определенную сумму, которую он может использовать по своему усмотрению.

В бартерных сделках роль эквивалента выполняют, как правило, зерно, автомобили, лес, цемент, мясопродукты, мед, картофель.

Сделки «с условием» распространены в странах, переходящих к рыночной экономике. Суть их заключается в том, что продажа одного товара осуществляется при одновременной покупке другого. Отличаются такие соглашения от бартерных тем, которые осуществляются в процессе публичных торгов в операционном зале с участием маклеров, учетно-расчетную функцию выполняют деньги. Особенностью фьючерсных соглашений является поставка товара в соответствии с ранее заключенными контрактами по ценам, которые складываются на рынке реального товара, или по котировочных цене. До срока выполнения соглашения биржа берет определенную сумму залога (депозит, маржа). Фьючерсные соглашения заключаются между продавцами и покупателями, как правило, не для продажи или покупки товара, а с целью страхования от возможных изменений цен на него на реальном рынке. Иначе говоря, при срочных операциях фьючерсного типа движение товара не является обязательным, поскольку это продажа прав на товар. Став объектом такой торговли, может реализоваться по разным ценам (в момент покупки и продажи цены на рынке реальных товаров изменились). Если цена выросла, разницу выплачивает продавец, если же снизилась - покупатель.

Для того чтобы застраховаться от возможных потерь вследствие изменения цен при осуществлении контрактов с реальным товаром в биржевых операциях, применяют хеджирование (защита). В самом общем виде хеджирование определяют как страхование цены товара от риска, нежелательного для производителя снижение или невыгодного для потребителя рост. И продавец, и покупатель одинаково заинтересованы в устранении значительных колебаний и в конечном итоге - в стабилизации движения цен. На практике это происходит так. Субъект, продающий реальный товар на бирже с поставкой в будущем, опираясь на существующий уровень цен, одновременно покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товара. А субъект, который покупает реальный товар с поставкой в будущем, одновременно продает на бирже фьючерсные контракты. Последние выступают как страховые гаранты, поскольку, если в операции одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсных контрактов на то же количество товара, и наоборот, т.е. продавец реального товара применяет хеджирование продажей, а продавец реального товара -- покупкой.

Уменьшению риска, связанного с торговлей фьючерсными контрактами, способствуют сделки с премией (опцион). что представляют собой торговлю предварительными контрактами. Источником дохода для покрытия фактической цены по сравнению с ценой при заключении опционной сделки является премия. Она является величиной риска, что позволяет покупателю опциона заблаговременно знать, что он может потерять, если откажется от его покупки. А это может быть при таких обстоятельствах. Субъект, занимающийся сельскохозяйственным производством, в марте хочет купить трактор. Деньги он получит только в сентябре, после реализации своего товара. За это время цены на трактор могут измениться. Для того чтобы реализовать свои интересы, покупатель (хочет приобрести товар, но не имеет денег) и продавец (хочет реализовать товар и за отсрочку платежа иметь процент) заключают опционный контракт. Покупатель обязуется выплатить за трактор его стоимость, определенную в марте, и определенную сумму за опцион. Субъект, обладающий трактором, обязуется его продать. Субъект, купивший опцион, получает право приобрести трактор, но может от него и отказаться. При этом он теряет процент за опцион, а продавец его получает.

Формирование товарных бирж в Украине будет способствовать концентрации в определенных местах большого количества товаров, что позволит через институцию ценообразования, какой является биржа, формировать рынок средств производства.