Особенности становления рыночных отношений в Украине

Становления рыночных институтов. Формирование рыночной экономики в Украине началось с воспроизведением рыночных институтов, которые существовали лишь в зачаточном состоянии. Это должно происходить по схеме, учитывающей экономические, политические, исторические и психологические особенности, характерные для нашей страны.

Прежде всего заметим, что Украина никогда не имела высокоразвитых товарно-денежных отношений. Становление их, по сути, началось после отмены крепостничества в 1861 г. и происходило на фоне значительных феодальных пережитков. Большим было вмешательства государства в экономику.

После 1917 г. на протяжении почти 70 лет страна шла путем развития экономики, который игнорировал рынок, считая его рудимент, что масс виджиты во всем мире. Результат известен: создано общество с низкой эффективностью производства и отсталым уровнем жизни людей, общим одержавленням и монополизировано, негнучкою экономикой, подчинением личных и коллективных интересов ведомственным, отсутствием демократических институтов. Это способствовало проведению политики автаркии, то есть экономического видособлення от мирового рынка. Именно поэтому Украина не занимает соответствующего места в международном разделении труда, во внешнеэкономических связях.

У нас отсутствовала определяющая рыночная институция - экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов. Именно она гарантирует независимость субъектов рыночной экономики, их экономическую ответственность, без чего рынка быть не может. Большинство предприятий Украины принадлежали государству, управлялись ее органами, зумовлювало высокую степень монополизма.

Воспроизведение институтов багатосубьектних владельцев происходит через разгосударствления собственности, ее трансформацию в разные формы - коллективную, частную. Это способствует развитию разнообразных форм хозяйствования и воспроизведению конкурентной среды. По численности работающих, долей стоимости основных фондов и объему произведенной продукции на негосударственных промышленных предприятиях Украины в 2000 г. достигнут той «критической массы» (более 85 процентов основных фондов и материально-технических ресурсов, вырабатывается более 50 процентов продукции, которая теперь становится определяющим с точки зрения влияния на общее состояние экономики страны.

Неотделима институцией рынке есть свободные цены, с помощью которых в условиях конкурентной среды осуществляется эквивалентный обмен, а следовательно, реализуются интересы продавца и покупателя, воспроизводится равновесие в экономике. Однако это классическое положение экономической теории действует лишь при наличии соответствующих других рыночных условий: демонополизации сфер распределения, обмена и производства, наличия различных форм хозяйствования, крупных, средних, малых предприятий, которые управляются не из единого центра, а самостоятельными товаропроизводителями. В Украине всех этих предпосылок пока в развитом виде нет.

Либерализация цен за высокого уровня монополизма приводит к обязательному росту их и не создает стимулов к производству. Зачем производить дополнительную продукцию, если прибыль зависит от уменьшения ее количества в условиях монополии? Следовательно, то, что является правильным теоретически и действует в условиях, которые воспроизводят рыночная среда в любой стране, не может быть правильным для экономики, где не созданы соответствующие рыночные институты.

Конкуренция, свободное ценообразование как необходимые институты рынка могут функционировать лишь при наличии рыночной инфраструктуры (бирж, информационно-коммерческих, оптовых и снабженческо организаций, пунктов проката, культуры ведения рыночной экономики.

Для того чтобы субъекты национального рынка не только имели рыночную инфраструктуру, право собственности на средства производства и продукцию, но и могли реализовать это право, кроме экономических нужны еще и правовые предпосылки. Вот почему в стране идет процесс отработки и принятия юридических законов, которые способствуют формированию рыночной среды. Однако он идет медленно, часто в принятые законы вносятся существенные изменения, отсутствует согласованность законодательных актов. Все это тормозит рыночные преобразования. Юридические законы должны отражать реалии экономической жизни, быть нацеленными на воссоздание конкурентного, среды.

Следует отработать механизм реализации этих законов. Замыслу рыночные институты, нельзя забывать, что рынок строят люди, от их сознания, желания, понимания зависит очень много. Если общественное сознание не будет настроена на рыночную волну, рынок не будет формироваться. Этот процесс может затянуться, а то и пойти в каком другом направлении. Следует учесть, что психологическое состояние наших людей в настоящее время достаточно сложный и противоречивый. Они не только мало знают о рынке, но и считают, что государство бросила их судьбы. В такой обстановке выбор модели и пути построения рынка имеет чрезвычайно важное значение.

Рыночная модель для Украины. Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и ее реализации необходимо учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной экономики, в стадии которой находится Украина. Одновременно обязательно следует иметь в виду, что общие закономерности для переходной экономики неодинаково проявляются в разных условиях, скажем, в условиях восточной и западной цивилизации. Закономерностью переходной экономики являются нестабильность и неустойчивость, поскольку в ее основе лежат противоречия старых и новых форм хозяйствования, что приводит к быстрым качественным изменениям в экономической и социальной жизни общества. В связи с этим нужно предусматривать альтернативные пути ее развития.

Потенциально существует широкий спектр перспектив: от возвращения в определенной форме к авторитарно-бюрократической системы и к постиндустриальному обществу, от коррумпированной теневой экономики к праволиберальних, основанных на частной собственности систем. Следует учитывать и то, что альтернативнисть масс определенные пределы, которые обусловлены объективными и субъективными факторами. Среди многих вариантов есть оптимальный для той или иной страны. Критерием этого выбора есть как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учет реальных ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения. Следовательно, формировать экономическую стратегию, направленную на построение определенной модели рыночной экономики, следует, опираясь на перечисленные факторы.

Особенностью экономики Украины есть то, что перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизованно-директивно принятия решений и технологический монополизм. Было много предприятий, которые производили 60 100 процентов определенного вида продукции. Такая монополия не является рыночной. Она не предполагает конкуренции, рыночных отношений, делает хозяйствующим субъектом систему государственных учреждений, а предприятия выполняют только производственные функции.

Негативное влияние на формирование рыночных отношений в Украине имеет и то, что ее экономика крупномасштабная с незавершенным циклом производства, а также отражает специализацию в бывшем Советском Союзе на тяжелой промышленности, военно-промышленном производстве и добывающих отраслях. Именно это сегодня воссоздает недостаток товаров народного потребления, с одной стороны, и техническую и технологическую отсталость - с другой. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а следовательно, проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

Создание достаточного количества предприятий в Украине, которые бы формировали конкурентную среду, может осуществляться двумя путями: реформированием существующих предприятий и созданием новых. Первый путь предусматривает: демонополизацию; разгосударствления и приватизации; привлечение отечественных и иностранных инвестиций для структурной перестройки предприятий; диверсификацию. Второй путь ставит целью содействие развитию малого и среднего бизнеса; привлечение отечественных и иностранных инвестиций для создания новых предприятий, а также реструктуризации устаревших, тех, которые требуют полного обновления.

Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируется только рыночными законами. Этот путь был бы не прогрессом, а регрессом и приводил бы к времен А. Смита и соответствующих методов экономической жизни, где все решало свободное ценообразование. Модным есть так называемый либерализований подход, суть которого заключается в том, что если не мешать экономике развиваться самой по себе присущими ей принципами, то Украина скоро войдет к мировому рынку.

Распространено лозунг «полную свободу перемещению капиталов, товаров, людей» - не только популистское, а и некорректное. Кто может сегодня назвать такую страну, где этот лозунг было воплощено в жизнь? Каждая страна, вступая в экономические отношения с другими странами, стремится как можно полнее реализовать свои интересы. Именно поэтому она вводит квоты, лицензии, таможенные барьеры относительно иностранных товаропроизводителей. Соответствующая политика ведется относительно миграции рабочей силы. Ведь каждому понятно, если дешевая рабочая сила рине в страну без каких-либо ограничений, то это, с одной стороны, снизит покупательную способность национального рынка страны, поскольку снизится платежеспособность занятых в областях, куда вольется эта рабочая сила, а с другой - приведет к социальных обострений в стране, потому что уменьшится заработная плата, часть работников вообще перейдет в разряд безработных.

Допуская иностранный капитал в экономику, надо также регулировать эти процессы, поскольку они могут привести к потерям в определенных отраслях производства, дальнейшего искажения экономики, которая превратится в технологический придаток развитых стран, где происходят экологически вредные или бесперспективные процессы.

Опыт переходного периода постсоциалистических стран, в том числе Украины, свидетельствует: путь к рынку в «стихийном режиме», самотеком - не только не эффективен, но и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех сферах жизни, отбрасывает общество назад на десятки лет. Ориентиром при переходе к рыночной экономике для Украины должны быть современные развитые страны, для которых характерна смешанная экономика, основанная на различных формах собственности. Доминирующей при этом есть корпоративная собственность, взаимодействие конкуренции и регулирования со стороны государства, высокая социальная защита населения, социальная ориентация экономического развития.

Следует также учитывать, что рынок нельзя построить, скажем, за шведским, американским или еще каким образцу. Он является неотъемлемым элементом экономики. Рыночные отношения в Японии, Италии, Бразилии, Алжире разные. Характерными особенностями современного развитого рынка является высокая организованность, интеллектуальное кадровое обеспечение его учреждений, научно обоснованные правовые основы.

Построение такого рынка заняла много времени и при этом происходила на хорошо развитых товарно-денежных отношениях. Современные развитые страны на это израсходовали весь послевоенный период (3-4 десятилетия); Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур - примерно два десятилетия. При этом рынок «маленьких азиатских драконов», как называют последние четыре страны, хоть и с развитым, отличается от рынка европейских стран и американского. Он, как считают специалисты, не является моделью открытой рыночной экономики. Украина масс строить такую модель рыночной экономики, которая наиболее соответствует особенностям его развития, структуре экономики, географическому положению, менталитета народа.

Для Украины Наиболее приемлемым является модель социально ориентированного рынка, который в конечном итоге пидпорядковуватиме деятельность своих функциональных структур удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Такая стратегия должна основываться на четко определенных приоритетах экономического развития, которые способствовали бы достижению указанных целей. Важно выбрать правильный путь перехода к рынку.

Эволюционный путь основывается на поэтапном и постепенном введении рыночных отношений в течение длительного периода (10-15 лет). Ускоренный путь, или «Шоковая терапия», на первый взгляд, выглядит как простой, так что к рынку можно перейти за короткий срок (были предложения за 400-500 дней, 2-3 года). Привлекает он тем, что цель достигается быстро. Использовался даже такой сюжет. Хвост коту можно отрубить частями, а можно сразу. В первом случае животное страдает каждый раз, а во втором - лишь раз, а эффект тот же. Суть такого подхода состоит в том, что на основную массу товаров и услуг сразу вводят свободные цены. Зростання1 их ограничивается проведением предельно жесткой финансовой и кредитной политики. Она является ключевым элементом этого варианта. Максимально сокращается государственный сектор.

Социальная поддержка населения устанавливается на минимальном уровне. Сторонников «шоковой терапии» в нашей стране было вдоволь, как и пророков и советников разных западных школ, в том числе чикагской (монетаристская школы), на которую покладалося всего надежд. Однако все они, во-первых, не видят отличий не только между Украиной и Россией, но и Украиной и Чили, между крестьянином, сформированным коллективным ведением хозяйства, и фермером, который работает в рыночной среде. Во-вторых, все они без исключения заботятся не об интересах Украины, а про свои собственные интересы, интересы своих компаний, стран. В-третьих, монетаризм в его классическом понимании сводится к свободному рынку, где равновесие в обществе достигается за счет денежной политики, свободного ценообразования. В наших условиях многоуровневого монополизма (собственности, технологии, управление) это зумовлювало разрушение экономики, дестабилизацию общества.

Принципы рыночной экономики в Украине должны вводиться ускорена, но без «шока». Поэлементно, эволюционно-радикальный путь объединяет поступовисть, поэтапность и государственное регулирование цен на важнейшие товары, с одной стороны, и доходов - с другой. Внезапно перейти к рынку не удастся, так как в Украине, по сути, нет развитой инфраструктуры, без которой не может существовать современный рынок. Экономика требует радикальной структурной перестройки. Без этого невозможно наполнить внутренний рынок потребительскими товарами, занять видное место на международном рынке. Для того чтобы достичь этого, нужны огромные капитальные ресурсы. Надежды на помощь извне - нереальные. их надо искать внутри страны, в ее современной экономике. Острым является дефицит на квалифицированные предпринимательские кадры для работы в банках, на биржах и т.д. Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики Украина должна демонтировать старую хозяйственную систему и постепенно вводить рыночные элементы.

Решения этой сложной задачи требует, с одной стороны, ускоренного перехода к рынку, а с другого - выхода экономики из кризиса. Таковы реальные обстоятельства, с которыми нельзя не считаться, избирая стратегию перехода к социально ориентированной рыночной экономики. Главным фактором создания модели рынка, о которой идет речь, должна быть последовательная деятельность государства относительно создания необходимых институтов рынка.

Регулирующая роль государства может осуществляться методами, которые адекватны рыночным формам хозяйствования. Для этого следует разработать целевые программы развития определяющих сфер хозяйства; обеспечить поддержку приоритетных направлений экономического развития, выделение для этих целей кредитов, уменьшение налогов; стимулирование развития производства, а не посреднической деятельности, разных социальных форм хозяйства; создать благоприятные условия для привлечения в страну частного иностранного капитала, прежде всего в форме прямых инвестиций в производственную сферу, отраслей, производящих товары потребления. Государство должно регулировать выпуск национальной денежной единицы, осуществлять контролируемую эмиссию, обеспечивать взаимодействие национального рынка с международным. Регулирующая роль государства должна заключаться в обеспечении равновесия в обществе. И чем больше отклонение от равновесия, тем сильнее должны быть регуляторы. Результаты экономических преобразований, осуществляемых на таких основах, будут детерминированными, необратимыми, ускоренными и, что особенно важно, достигнуты в условиях социального согласия.