Модели рыночной экономики

В развитом мире сложилось несколько моделей рыночного хозяйствования. Несмотря на определённые различия между моделями, так и внутри их, можно сгруппировать в три разновидности - свободный, социально ориентированный и государственно управляемый рынок (рис. 2).

Указанные модели рыночной экономики имеют общие и специфические черты. В общих черт относятся: наличие разнолик форм собственности - частной, коллективной, государственной; конкуренция и содействие ее воспроизведению со стороны государства.

Специфические черты обусловленные историческими, культурными, религиозными, политическими факторами той или иной страны и находят проявление в роли правительства в экономике, организации финансовых рынков и эффективности решения социальных проблем. В США, например, в экономической жизни общества правительству отведено ограниченную роль. Это обусловлено историей возникновения этой страны, разнообразием культурных, религиозных и других традиций народов, которые заселяли. Первыми европейскими поселенцами были люди, которые пытались скрыться от закона, религиозных преследований и утвердить себя как личность. На этой идеологической почве и формировались рыночные принципы в США.

Большая часть западноевропейских стран жила в условиях феодальной системы, по законам, построенными на принципах монархизма, что и определяло роль государства в экономической и социальной жизни.

Специфика японской модели экономики является результатом полной изолированности от внешнего мира (1603 - 1854 PP), особенностей феодальной системы и вековых традиций конфуцианства. Именно эти и другие исторические, природно-климатические, культурные факторы способствовали тому, что Япония является менее индивидуализированы обществом, чем другие развитые страны.

Специфика исторических традиций и политической философии США, европейских государств и Японии отражается и на организации экономической жизни этих стран. Одно из главных отличий заключается в размерах расходов центрального правительства за 1998 p., проценты ВВП: Франция - 54,3; Германия - 46,9; Италия - 49,1; Великобритания - 40,2; Япония - 36,9; США -32,8. В странах Европейского Союза доля правительственных расходов намного превышает этот показатель в США и Японии. Это отражает особое отношение европейских стран к системе государственного социального обеспечения как способа ограничения неравенства доходов и поддержания общественной стабильности. В Японии объем общественных ассигнований намного ниже, большую часть социальных потребностей удовлетворяет семья. В Соединенных Штатах Америки государство также не предоставляет надежной социальной защиты, однако и семья не спешит брать на себя эту ответственность.

Одним из последствий различий в подходах к социальной политике являются неодинаковые доходы. Процент людей, oо живут за чертой бедности, в США, безусловно, выше, чем в Европе и Японии, несмотря на то, что Америка является наиболее страной мира.

По каким же критериям масс оцениваться эффективность разных моделей рыночной экономики? Для большинства стран, переходящих от индустриального к постиндустриальному обществу, или тех, что в него поступают, такой критерий должен сводиться к реализации потенции личности, обеспечения самых благоприятных экономических, социальных, экологических и психологических условий для существования человека. Это будет способствовать социальной согласии в обществе, будет фактором дальнейшего развития экономики, науки, культуры.

Организация Объединенных Напиток уровень развития стран характеризует специальным индексом, учитывающего доход, медицинское обеспечение и образование.