Структура рынка

Знать рынок как экономическую категорию невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он состоит и которые взаимодействуют между собой. Для этого необходимо выбрать критерий, по которому можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок является сложным и разнолик явлением экономической жизни .

Классификация рынков по экономическим назначению объектов рыночных отношений.Все сегменты рынка взаимосвязаны и взаимодействуют. Например, рост спроса на средства производства приведет к расширению рынка труда, что, в свою очередь, будет стимулировать увеличение производства предметов потребления, покупку ценных бумаг, валюты.

Каждый рынок очень разнообразен и делится на более конкретные. Рынки обуви, косметики, швейных изделий, молочных, хлебных, рыбных товаров существуют внутри рынка предметов потребления. Рынки машин, станков, нефтепродуктов, металла, угля органично входят в состав рынка средств производства. Рынки акций, кредитных ресурсов являются составляющими финансового рынка.

Рынок предметов потребления и услуг предназначен для удовлетворения физиологических и социальных потребностей человека. Он непосредственно отражает производство и потребление, спрос и предложение товаров. Материального и нематериального производства должны быть адекватными платежеспособного спроса населения. Если этого равновесия нет, то в обществе наступает дисбаланс: не хватает определенной группы товаров потребления, с одной стороны, и возникает перепроизводство - с другой.

Рынок через конкуренцию, цены, прибыль, перелива капитала и другие его механизмы влияет на производство, изменяя его структуру, ликвидирует тем самым диспропорции в экономике и в сфере обращения. Так восстанавливается равновесие между платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг.

Рынок средств производства направлен на удовлетворение производственных потребностей. Его субъектами являются физические и юридические лица, занимающиеся экономической деятельностью. Самостоятельность последних зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установлению на нее цен, заключение договоров. Предпринимательство существует лишь тогда, когда каждое юридическое и физическое лицо имеют возможность свободно приобрести любые средства производства.

Реальный рынок невозможен без развитой торговли средствами производства. Именно торговли, а не распределения. Только она способствует определенной заинтересованности предприятий в эффективном использовании материально-технических ресурсов, побуждает изучать и прогнозировать производство с учетом заказов потребителей, принимать оперативные самостоятельные решения при изменении конъюнктуры. Рынок средств производства, как и любой товарный рынок, предполагает экономическую и юридическую ответственность за исполнение контрактов и поставок. Нарушение их приводит к потере прибыли, а иногда и к банкротству.

Рынок недвижимости формируется для торговли землей, объектами, на ней построены, в том числе жилыми домами. Субъектами этого сегмента рынка являются физические и юридические лица, которые могут покупать объекты недвижимости как для личного (квартира или дом), так и для производственного потребления (земля для сельскохозяйственной деятельности, помещение для офиса и т.д.).

Недвижимость как товар имеет ряд отличий от других товаров, а именно: это объект долгосрочных инвестиций (в землю, здания, жилье можно вкладывать капитал, повышая таким образом его стоимость); передается по наследству будущим поколениям; занимает определенное пространство и указывает место его нахождения, условия проживания.

Рынок научно-технических разработок и информации включает научно-техническую продукцию, технические средства информации, информативные системы. Этот сектор рынка обслуживает все сферы человеческой деятельности.

Без внедрения новейших достижений науки и техники в производство нельзя приумножить национальное богатство страны, повысить благосостояние ее граждан, обеспечить их духовное и интеллектуальное роста. Этим определяется место рынка научно-технических разработок и информации в общественно-экономической жизни.

Особое место в этом сегменте рынка в современном мире принадлежит новым информационным технологиям и компьютерам. Они ускоряют прогресс, дают возможность людям обмениваться информацией, невзирая на границы. Не исключено, что в XXI в. люди будут делать покупки через систему «Интернет», используя для этого компьютер, который станет такой же неотъемлемой частью жизни людей, как сегодня телефон.

Финансовый рынок (рынок капитала, фондовый рынок) - это специфическая сфера экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов. Она характерна только для развитой рыночной экономики и включает: кредитный рынок и рынок ценных бумаг. Такой рынок формируется на основе средств предприятий, организаций и населения и обслуживает оборот платежных средств, кредитов и ценных бумаг. В развитом конкурентном среде он создает гибкий механизм мобилизации и перераспределения свободных денежных средств для обеспечения финансирования затрат предприятий и организаций, существенного расширения возможностей изыскания необходимых финансовых ресурсов для производственного и социального развития.

Рынок труда (рабочей силы) является одним из важнейших звеньев в развитой рыночной системе и означает предоставление прав каждому человеку на свободную продажу своей рабочей силы по собственному желанию и выбору на основе трудового найма.

Объектом купли-продажи рабочая сила становится за условий существования, с одной стороны, свободного выбора профессии или вида деятельности, предусматривающей свободное перемещение человека в пределах страны и за ее пределами, приобретение дома, квартиры или аренды ее на определенное время, а с другой - свободного выбора между занятостью и незайнятистю в общественном производстве. Иначе говоря, не только человек, который способен к труду, может это делать или не делать, но и тот, кто нанимает рабочую силу, также масс право на выбор. А это означает, что неотделим атрибутом рынка труда является безработица - чрезвычайно сложная экономическая и социальная проблема для любой страны.

Классификация рынков по степени зрелости рыночных отношений. Развитый рынок - это система товарно-денежных отношений, которые являются определяющей формой связи между субъектами хозяйственной деятельности, покупателями и продавцами, которое осуществляется на основе экономической самостоятельности, равноправия и конкуренции товаропроизводителей и потребителей.

Цена на таком рынке формируется под воздействием закона стоимости, спроса и предложения, предельной полезности. Она с главным регулятором экономической жизни. Наряду с этим государство выступает заказчиком значительного количества товаров и услуг, осуществляет контроль за некоторыми ценами, устанавливает минимальную заработную плату, а следовательно, является регулятором рыночных отношений. Характерными чертами развитого рынка является наличие разнообразных бирж, банков, страховых компаний, аудиторских и брокерских фирм и других институтов рыночной инфраструктуры: видпрацьованисть и согласованность законодательных актов и нормативных документов по хозяйственной жизни, его субъектов, их прав, обязанностей и ответственности; устойчивой положительной психологической настроенности населения относительно рынка.

Рынок, который формируется, находится в стадии становления и поэтому, естественно, не может быть развитым, зрелым. Для Этого характерны наличие элементов нерыночных отношений (натуральный обмен или бартер, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственное жизни), невидпрацьованисть законодательных документов, антиринкова психология многих слоев населения. Вариантов такого формирования может быть два. Первый - когда происходит переход от натурального к товарному хозяйства. Это классический тип формирования рыночной экономики, который связан с переходом общества от аграрной к индустриальной эры. Второй - связан с изменением последовательности экономических преобразований, то есть масс инверсийний характер. Последний представляет собой формирование рыночной системы в условиях индустриального общества, которое сложилось.

Это характерно для всех постсоциалистических стран, в том числе и для Украины, где долгое время господствующей была директивно-плановая форма связи, которая объединяла элементы рыночных и нерыночных отношений. Рыночное трансформации в связи с этим предполагает замену планово-директивных связей на рыночные, преодоление государственного монополизма и формирования конкурентной среды со свободным ценообразованием. Рынок с разной степенью ограничения конкуренции (монопольный, олигопольний). Монопольным называют рынок, на котором доминирует один поставщик или продавец. Главным признаком олигополии является ситуация, когда на рынке товаров или услуг господствует малое количество хозяйственных субъектов.

Классификация рынков в соответствии с действующим законодательством. Нелегальный (теневой) рынок запрещен законом. Он является продолжением теневой экономики, которая представляет собой несанкционированную хозяйственную деятельность. Такая экономика существует во всех странах независимо от социально-экономического уклада.

Теневой рынок имеет такую же структуру, то и легальный (официальный), т.е. его элементами являются и предметы потребления, средства производства, и кредит, и рабочая сила. Международная практика в теневой экономики относит два компонента: занижение или сокрытие от учета доходов от реализованной в стране деятельности; доходы от незаконной в стране деятельности. Первый компонент связан с легальными видами деятельности, доходы от которой скрываются по разным причинам. Это, в частности, сокрытие от налоговых органов нерегулярных заработков и доходов.

Второй компонент называют нелегальной, подпольной или «черной» экономикой: наркобизнес, проституция, рэкет и другие виды преступной деятельности. Эта деятельность преимущественно не создает новой продукции, лишь перераспределяет уже созданные доходы. «Черный» рынок возникает вследствие нездоровых потребностей отдельных людей и старания других нажиться на этом.

Несанкционированная деятельность предопределяет развитие мошенничества, кражи, злоупотребления чиновников властных структур и возникновения мафии. Борьба с теневой экономикой может быть успешной лишь при условии преодоления товарного дефицита, монопольных явиш в процессах производства, обмена, распределения и потребления. Никакими административными уголовным методами при сохранении их экономической базы мафиозни структуры побороть не удастся.

Классификация рынков по административно-территориальному признаку. Местный рынок находится в определенном месте (на определенной территории), где осуществляется купля-продажа различных товаров и услуг. В Киеве это Бессарабский, Владимирский, Подольский и другие продовольственные рынки, оптовые рынки, универмаги, универсамы, разнообразные магазины и т.д. Национальный (внутренний) является рынком конкретной страны, который интегрирует в себе все рынки предметов потребления и услуг, средств производства, недвижимости, научно-технических разработок и информации, финансовый, валютный, рынок труда, местные рынки, легальный и нелегальный, рынки с разным степенью ограничения конкуренции. Акты купли-продажи на внутреннем рынке осуществляются в национальной валюте.

Мировой рынок - это совокупность национальных рынков, связанных между собой устойчивыми товарно-денежными отношениями. Он основывается на международном разделении труда, который изначально характеризовался обменом сырьевыми ресурсами и продуктами сельскохозяйственного производства. Теперь на мировом рынке широко представлена готовая продукция в виде разнообразной техники, одежды, продуктов питания, а также капитала, рабочей силы, валюты, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, услуг и т.п.

Как видим, перечисленные рынки, сохраняя общие черты, отличаются за объектом купли-продажи, спецификой ценообразования, формирования спроса и предложения, способом потребления и воспроизводства. Каждый рынок имеет свое место реализации (товарная, фондовая, валютная биржа, биржа труда). Однако при этом все они являются элементами единого целого, что и образует институцию рынке.