Сущность рынка, его функции и условия формирования

С древних времен рынок определяли как место (рыночную площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров. Вот почему у многих слово «рынок» ассоциируется с базаром - местом обмена производимых благ. Это верно лишь отчасти. Рынок - понятие более широкое и мостики. Это - магазины, универмаги, универсамы, разные палатки, где продаются продуктах питания, одежда, обувь, товары ежедневного потребления. Есть рынки, на которых продаются и покупаются ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи На товарных биржах, где предлагаются товары (зерно, сахар, цемент) по стандартным качественным показателям, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения Два участники или больше берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров образуют рынки.

Как явление хозяйственной жизни рынок появился много сотен лет назад как следствие естественно-исторического развития производства и обмена, которые породили товарное ведения хозяйства. Происходило это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых хозяйствующих субъектов и переход от натурального производства к прямому продуктообмину, а потом и к товарному обмену и рынку.

В современном развитом обществе, где, с одной стороны, неуклонно растет количество товаров, покупателей и продавцов, а с другой - развиваются средства связи, покупка-продажа может осуществляться по телефону, почтой и другими современными средствами связи. Для этого не нужен непосредственный контакт субъектов рыночных отношений, а значит, место для их встречи. Исходя из этого, можно сделать такой вывод.

Рынок - это обмен, который осуществляется по законам товарного производства и обращения. Однако, когда речь идет о рынке как сферу обмена, следует иметь па виду, что это не просто сфера обмена (он может происходить и в нерыночный форме - например, бартера), а такая сфера, в которой обмен товаров осуществляется по общественной оценке, находит свое отражение в цене. Иначе говоря, сбалансирование актов купли-продажи должна достигаться с помощью цен. Это положение имеет чрезвычайно важное значение, потому что только рынок выполняет роль механизма, через который достигается равновесие спроса и предложения.

Как видим, рынок - это механизм координации разнообразной деятельности людей через систему цен. Возникает вопрос: как же действует рыночный механизм, почему производители, которых тысячи и миллионы, производящих одежду, обувь, продукты питания, автомобили, телевизоры, станки, книги, воспроизводят экономический порядок, а не хаос, анархию?

Рынок способствует решению трех основных экономических задач: что, как и для кого производить. Что производить, какие товары, услуги, определяют не парламент или правительство, а покупатели и продавцы. Первые платят деньги за определенные товары, которые представлены на рынке, а вторые производят те товары, которые имеют сбыт и приносят прибыль. Ведь если нет спроса на некий товар, то на его производство будут потрачены материалы, сырье, орудия труда, рабочая сила, а следовательно, и фирма или производитель иметь убытки. Ясно и то, что покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему выгоду. Следовательно, главная роль в решении вопроса, что производить, в рыночном механизме принадлежит цене.

Как производить товары, определяет конкуренция между производителями. Используя примитивную технику, технологию, организацию производства, субъекты хозяйственной деятельности будут иметь индивидуальные издержки производства выше общественно необходимы, а значит, продавать свои товары за пинамы, которые ниже, чем расходы на эти товары. В результате они станут банкротами. Следовательно, конкуренция побуждает всех товаропроизводителей уменьшать издержки производства, что возможно благодаря внедрению новой техники, технологии, организации производства и т.д.

Для кого производить товары, определяет спрос. Если население получает высокие доходы, то оно может приобретать различные товары. В том случае, когда большинство населения страны имеет ограниченные доходы, она будет покупать лишь предметы первой необходимости. В первом случае спрос будет стимулировать производство, а во втором - дестимулюватиме и зумовлюватиме его свертывания.

Важным потребителем, а следовательно, стимулятором производства являются предприятия, фирмы. Если они получают значительные доходы, то покупают факторы производства (материалы, сырье, технику, информацию, рабочую силу), что способствует развитию производственного потребления. И наоборот, при значительной убыточности предприятий спрос на факторы производства уменьшаться.

Заказчиками различных товаров могут быть и правительство, и иностранные фирмы, что также определяет направленность производства.

Рынок обеспечивает связь между производством и потреблением, пропорциональность процесса воспроизводства, его целостность. Здесь происходит общественное признание созданного продукта, общественного характера труда, что воплощается в нем. Любая споживна стоимость начинает служить людям лишь после ее реализации, а труд, потраченный на производство товара, становится общественно необходимым. Происходит это благодаря достижению равновесия между спросом и предложением. На рынке количество товаров, которое хотят купить покупатели, должно соответствовать количеству товаров, которую хотят продать продавцы. В этом случае цены устанавливаются на уровне спроса и предложения, что и приводит к равновесию.

Следовательно, цена равновесия - это цена, по которой предложение соответствует спросу. Равновесие рыночных цен обеспечивает сбалансированность между различными отраслями производства, производственной и непроизводственной сферами, между суммой стоимостей и цен товаров, между платежеспособным спросом и предложением.

Если же равновесия между спросом и предложением нет, то рынок через такой его рычаг, как цена, влияет и на производство. Недостаточное количество определенных споживних ценностей на рынке приводит к повышению на них цен и наоборот. Это, в свою очередь, влияет на производство, предопределяет его развертывания и сокращения.

Эффективный рынок. Если записи товаров реализуются по ценам, близкими к цене равновесия, рыночный механизм работает эффективно, а подобные рынки являются эффективными. Наиболее эффективно рынки функционируют в условиях чистой конкуренции, где воспроизводятся основные признаки «свободного рынка». Эти признаки сформулированы мировой экономической наукой и сводятся вот к чему: неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ к рынку и такой же свободный выход из него. Свободному рынку соответствуют любые формы собственности, кроме государственной; абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Каждый участник конкуренции вкладывает деньги в акции, облигации и другие ценные бумаги для получения дохода. Это возможно лишь при привлечении дополнительных ресурсов и расширение производства; изделия на рынке однородные (т.е. «одно яблоко не хуже другое»); наличие у каждого участника конкуренции полного объема информации о спросе, предложение, цены, норму прибыли и т.п.; в системе свободного рынка нет места любым типам монополии, исключены инфляция, безработица, перепроизводство.

Ознакомившись с такими признаками «свободного рынка», кто-нибудь сделает вывод: такого рынка нет и никогда не может быть. В то же время станет ясно и то, что любой реально функционирующий рынок (его еще называют конкурентным или операционным) масс в себе элементы свободного.

Понятие «свободный рынок» - это не стихия и анархия, как иногда думают. Он масс совершенно иной смысл: предоставление права свободного выбора потребителю того или иного блага в пределах доходов, которыми располагает население, и уровня цен, которые сложились. Это должно обеспечить: во-первых, независимость экономического субъекта от властных структур и их чиновников, во-вторых, свободный выбор товара; в-третьих, диктат на рынке потребителя, а не производителя.

Рынок является одним из величайших достижений цивилизации, общеэкономических явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного хозяйства. Рыночные отношения динамичны, они несут в себе не только генетическую память экономических преобразований, осуществленных человечеством, но и особенности исторических, экономических, естественных, социально-политических, национальных, культурных и иных условий развития различных стран. Реальное состояние этих условий определяет степень развития рыночных отношений. В связи с этим характер рынка и рыночный механизм (мотивация труда, критерии эффективности, степень развития банковско-кредитной системы, организация и методы регулирования) в разных странах имеют значительные отличия.

Современный рынок как высокоразвитых продукт цивилизации коренным образом отличается от рынка эпохи свободной конкуренции. Для него характерны гарантированный сбыт значительного количества товаров, социальную защиту нетрудоспособного и малообеспеченного населения, регулирования финансовой, денежной, кредитной и ценовой политики со стороны государства, высокие организованность и исполнительная дисциплина.

Рынок с сложным образованием, что, с одной стороны, представляет собой сферу обмена, совокупность процессов купли-продажи, которые осуществляют сбалансирования за счет цен, а с другой - обеспечивает связь между производством и потреблением, непрерывность процесса воспроизводства, его целостность. Функции рынка. Более полно и_глибоко сущность рынка можно раскрыть через функции, которые он выполняет. Главные из них следующие: регулирующая, стимулирующее, распределительная и интегрирующих.

Регулирующая функция рынка обеспечивает постоянство связей между различными отраслями производства, спросом и потреблением, установление пропорций в экономике и непрерывность процесса воспроизводства. Через конкуренцию рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство любого товара, научно-технический прогресс, на удовлетворение платежеспособного спроса населения. В результате действия закона стоимости, закон спроса и предложения, других законов рыночной экономики индивидуальная работа сводится к общественно необходимой и определения ценности товара. Без конкуренции, эквивалентного обмена стоимость не может быть определена. Этот механизм способствует выравниванию доходов предпринимателей различных отраслей производства, образованию средней нормы прибыли, что достигается через перелива капиталов между отраслями. Последнее, в свою очередь, является регулятором пропорций в экономике.

В связи с тем, что созданная споживна стоимость превращается в товар лишь после признания ее обществом (после продажи), можно сделать вывод, что потребитель осуществляет контроль над производителем. Если этого нет, то в обществе принижуеться роль рынка как регулятора, что приводит к нарастанию диспропорций между спросом и предложением товаров, возникновение дефицита как общеэкономической явления.

Определяя важность регулирующей функции рынка, нельзя абсолютизировать ее. В современных развитых рыночных системах рынок регулируется также государством и товаропроизводителями. А это означает, что методы регулирования могут быть так же государственными и негосударственными. Стимулирующее функция рынка заключается в том, что она способствует поощрению тех, кто наиболее рационально использует факторы производства для получения наилучших конечных результатов, применяя новейшие достижения науки, техники, организации, стимулирования труда и управления. Если субъекты хозяйства не стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные издержки производства будут выше, чем общественно необходимы, они будут неконкурентоспособными и станут банкротами. А это означает, что рынок выполняет (разделительную функцию.

В конкурентной среде рыночная цена дифференцирует доходы товаропроизводителей, выявляет победителей и побежденных. Для первых создаются условия относительно дальнейшего развития и процветания, а для второй встает вопрос об их существовании. Соответственно происходит и социальное расслоение общества по доходам - на богатых и бедных. Рынок делает экономику единым целым, развивая систему горизонтальных и вертикальных связей (предприятий, отраслей, регионов), в том числе внешнеэкономических. В этом проявляется Интегрируя функция рынка.

Будучи по своей природе интернациональным, рынок способствует проникновению товаров в различные страны и уголки мира. Обмен товарами между странами осуществляется по мировым ценам, которые основываются на интернациональном стоимости. Если же на мировой рынок попадает товар, затраты на изготовление которого превышают общественно необходимые интернациональные затраты труда, их владелец становится неконкурентоспособным.

Из изложенного можно сделать вывод, что результаты деятельности рыночного механизма являются эффективными благодаря определенном порядке, который действует в экономической системе. Адам Смит доказал, что подобный порядок устанавливается в соответствии с принципом «невидимой руки». Суть последнего заключается в том, что каждое лицо выходит из собственной выгоды, которой управляет «невидимая рука», цель которой - добиться наибольшей выгоды для всех. Адам Смит усматривал за невидимой рукой непредсказуемую силу, которая способствует достижению гармонии интересов между лицом и обществом. Поэтому он считал любое вмешательство государства в свободную конкуренцию вредным.

История опровергла такую категоричность, доказав, что «невидимая рука» приводит и к нерациональным расходам, неэффективного ведения экономики, социальных противоречий. Рынок безжалостный. Механизм его действия апатично к тому, что он привел к процветанию одних, либо до банкротства других.

Мировой опыт убедительно показал, что возможности рыночного механизма небезмежни. Условия формирования рынка. Для того чтобы была построена рыночная экономика, функционировал реальный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, должны быть воспроизведены предпосылки, опробованные мировой практикой. К ним относятся: наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно созданием различных собственников - индивидуальных, частных, акционерных, государственных, кооперативных, смешанных; эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономической помощи, льгот не признает; конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности: свободу выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов, заставляет предпринимателей использовать самые передовые технику и технологию, способствуя этим уменьшению издержек производства, повышению эффективности экономики; свободное ценообразование, как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулирующей функции рынка способствует объединению интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать элементы производства; реальная информация о рынке и его субъектов.

Если подобных условий не создано, то, что называют рынком, является псевдоринком, где деньги не выполняют своих функций.

Законами, декретами, указами любой властной структуры ввести рынок никому и никогда не удавалось. Он является объективной категорией. Однако общество, в том числе государство, могут создать благоприятные условия для его воспроизведения. Единство экономических и юридических предпосылок является средой, в котором воспроизводятся рыночные отношения.