Основные направления, приоритеты, методы, инструменты экономической политики

Направления и приоритеты экономической политики. Экономическая политика через хозяйственный механизм положительно влияет на экономику только усталость случае, когда она реалистичная, т.е. ориентирована на поставленные цели, которые отражают интересы субъектов общества, и опирается на реальные возможности, ресурсы социально-экономического развития. Практика доказала, что политика, ориентированная на завышенные цели, не оказывает положительного влияния не только на экономику, но и на социальную, политическую сферы, деморализуе людей.

На каждом этапе развития общества конкретные направления экономической политики, их содержание, политическая значимость разные. Выбор их не может быть произвольным. Он определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, конкретными историческими условиями, ситуацией в мире. Одной из важнейших задач субъектов экономической политики и учета в практической деятельности главных особенностей каждого этапа развития страны. Только такой подход может обеспечить глубокую научную обоснованность и реализм принципиальных установок в области экономики, гуманизм целей, преемственность в решении социально-экономических задач.

Направления экономической политики разнообразны по своему содержанию, политической значимостью. их можно классифицировать: по сферам экономического. жизни (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и т.д.,), - по времени действия (долго-, средне-и краткосрочные), по политической и социально-экономической значимостью. При этом важное значение имеет выделение главных направлений общественного производства, которые обеспечивают создание прогрессивной структуры экономики - непременном условии ее перехода к новому качеству роста. Без определения их нельзя эффективно использовать стимулы к труду, реализовать совокупность разносторонних интересов общества и быстро двигаться вперед в поступательному развитию.

Приоритетный подход к экономике - это всегда политический, стратегический подход. Приоритеты должны определяться на основе интересов и осуществляться через них. Они должны содействовать научному предвидение будущего состояния развития экономики, его структуры, влияния на социальную сферу, человеке, природе. В свою очередь, на этой основе можно прогнозировать возникновение реальных противоречий и пути, способы их решения. Следовательно, экономическая политика, построенная на научной теории, превращается в фактор общественного прогресса.

Приоритетное развитие экономики в целом, определенной ее сферы требует взаимодействия двух факторов: передовой материально-технической базы, высокопрофессиональных кадров, предметов труда, других элементов производства, с одной стороны, и материального и морального стимулирования его развития - с другой. Это обеспечит единство научно-технического и социального подхода к решению узловых вопросов экономики. Следовательно, смена приоритетов в экономической политике возможна лишь при условии адекватных изменений факторов, то рассматриваются.

При выработке экономической политики следует широко использовать мировой опыт хозяйствования, достижения научно-технического прогресса, научное предвидение. Экономическая политика как фактор экономического роста должна ориентировать хозяйство на решение основных задач, выбор приоритетных направлений развития, которые должны обеспечить ускоренное развитие отраслей, отражающие достижения научно-технической революции, а также свернуть производства и сферы, унаследованные от прошлого. Это даст возможность качественно изменить экономику, направить ее на удовлетворение потребностей людей.

Важное значение в этом процессе имеет структурная перестройка экономики. Ведь нынешняя структура народного хозяйства в основном сложилась еще в годы, когда Украина была частью единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза с соответствующей специализацией. Она устарела, неэффективна, не в полной мере ориентирована на потребности человека. Изменения, которые вносились в свое время, были частичными, не комплексными, не коренными. В результате в экономике Украины преобладают капиталоемкие прежде добывающей и ресурсоемких, отрасли. В то же время доля отраслей, от которых зависит развитие научно-технического прогресса и успешное решение социальных задач, невелико. Учитывая это украинская экономика нуждается в коренной переориентации на наиболее полное использование достижений научно-технического прогресса в целях удовлетворения всего разнообразия современных потребностей каждого человека, каждой семьи, общества в целом.

Методы и инструменты экономической политики. Непременным условием осуществления стратегических целей, направлений, приоритетов экономического развития является определение методов, инструментов экономической политики. Последние становятся фактором обновления экономики в том случае, когда совершенствуются не сами по себе, изолированно от стратегических целей и приоритетов, а в органической единства с ними, в процессе непрерывного их движения. Опыт показывает, что экономические методы управления не устанавливаются с утверждением определенной собственности на средства производства, а также принятием соответствующих государственных решений. Более того, такие методы в нашей экономике практически, за исключением периода новой экономической политики, не использовались из-за неизменность производственных отношений.

Требуют уточнения и сами понятия «административно-командные» и «экономические» методы управления. Сущность первой зачастую сводится к тому, что они действуют через приказы, распоряжения, запреты и другие приемы неэкономичные давления. Это этажный проявление административно-командных методов управления. Поэтому многие считают, что достаточно найти некий универсальный показатель оценки работы, заменить органы управления, сократить их, перегрупуваты или заменить кадры более подготовленными, образованными, - и система управления заработает. Однако все это уже делалось, и неоднократно, но успеха не принесло. Причину следует искать глубже, в экономических отношениях, в их сердцевине - отношениях собственности на средства производства.

Последние были монопольно сосредоточены в руках государства, которое через это была монополистом власти и силой этой власти побудила производителей (предприятия, организации и т.д.) к реализации так называемых общенародного интересов, не очень заботясь об интересах коллективов производителей и отдельных людей. Итак, административно-командные методы управления - это методы жесткого иерархического подчинения (экономическими и неэкономичных приемами и пидоймамы) личных и коллективных интересов общенародного. Такие методы могут быть эффективными, но лишь в экстремальных условиях, доказала история развития нашей страны. Концентрация экономической и политической власти в руках государства превратила экономику страны на затратна, привела к диспропорцийности, многомиллиардном дефицита Государственного бюджета, хронической нехватке преимущественной части товаров, невыполнение социальных программ.

Хозяйственная политика, основанная на административно-командных методах, применяет соответствующие инструменты: нормативные документы, инструкции, приказы, распоряжения и т.п., которые на практике является не чем иным, как инструментом «давления». Все это сковывали самостоятельность коллективов, сдерживало их инициативу, порождало безразличие и апатию к производству, его совершенствования.

В то же время как инструменты «давления» используются и стоимостные пидоймы - цены, налоги и т.д. Достаточно вспомнить, как в послевоенный период высокие налоги на фруктовые деревья привели к практическому уничтожению садов на приусадебных участках крестьян.

Как видим сущность методов управления определяется не экономическими или внеэкономических инструментами, которые используются в хозяйственной жизни, а производственными отношениями - тем, насколько они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил, совершенствуются вместе с ними. Если совершенствования производственных отношений осуществляется через интересы и на их основе, то при этом используются экономические методы управления.

Оно осуществляется не подчинением интересов, а сочетанием. Из изложенного можно сделать вывод, что общество может перейти к экономическим методам хозяйствования при следующих условиях: учета и реализации интересов всех хозяйствующих субъектов, участвующих в экономической жизни; выявление объективных противоречий экономических интересов и решении их эффективными средствами управления; субъекты собственности, а следовательно, и власти на всех уровнях управляют интересами и через интересы; все субъекты экономической политики должны быть равноправными. Этого можно достичь созданием одинаковых экономических и политико-правовых условий для всех хозяйствующих субъектов.

Такой подход позволит избежать неправильных трактовок теоретических методов руководства и практических мероприятий, направленных на развитие экономики. Экономические методы руководства не ототожнюватимуться с использованием товарно-денежных отношений, стоимостных категорий и децентрализацией, а административно-командные - только с централизацией и использованием плановых нормативов.

Утверждения на практике экономических методов руководства экономикой возможно, с одной стороны, при искоренению традиционного понимания плана и рынка, попыток «планового» установление цен и объемов производства по отраслям «в натуре» с последующим их согласованию в материальных балансах; с другой - при органической единства рыночных и нерыночных связей, которые предусматривают коренное преобразование системы планирования и системы организации рынка.

В таких условиях система ценообразования станет рыночной, выявит реальные потребности, позволит согласовать интересы производителя и потребителя.

Вместе с тем, чтобы законы рынка не дестабилизировали общество, не стимулировали рост нездоровых потребностей, а содействовали прогрессу общества, следует применять рыночное регулирование. Важная роль в этом процессе принадлежит государству, которое может использовать налоговую, инвестиционную и кредитную политику, разнообразные льготы, санкции, антимонопольные и антиинфляционные меры, а также меры социальной защиты граждан и т.п.

Следовательно, переход к экономическим методам хозяйствования с использованием адекватных им экономических и правовых регуляторов требует радикальных изменений и в базисных отношениях и в надстройке, выработки новой концепции функций государства. Она не должна вмешиваться в деятельность предприятий, которые не подведомственны ей в работу регионов разных уровней. Внимание государственных органов должна концентрироваться на конкретных задачах по реализации общенациональных интересов; укреплении финансовой системы, развитию инфраструктуры, обороны, охраны окружающей среды, предоставление социальных гарантий. Переход к преимущественно экономическим методам управления увеличивает потребность в высококлассных руководителя - специалистах, знакомых с современными методами управления, способными в содружестве с коллективами решать социально-экономические вопросы. Следовательно, воплощение в жизнь новой концепции субъекта и объекта экономической политики предусматривает решение таких задач.

Перераспределение экономической и политической власти, что можно осуществить не автономно, а в их единстве. В экономической сфере это происходит через радикальное преобразование отношений собственности, а в сфере политики - передачу властных функций от центральных органов до местных.

Пересмотр в связи с процессами, происходящими, функций государства, ограничение их сферой интересов, которые не могут быть обеспечены на ином уровне, кроме государственного. Обеспечение надежной защиты интересов общества от рыночной стихии путем создания нового экономического механизма и применение адекватных ему инструментов и методов.

Перестройка структурной и инвестиционной политики с акцентом на приоритетное ввод в действие объектов инновационно-социального направления. Речь идет прежде всего о развитии отдельных высокотехнологичных производств, которые конкурентоспособны на мировом рынке (отдельные модели самолетов Ан-70, Ан-240, Ан-38, ракетно-космическая техника, суда и т.д.). Таковыми являются отрасли житлобудивництва, социально-культурной сферы, развития отраслей, которые работают на удовлетворение потребностей человека.

Экономическая политика, которая опирается на реальные, а не деформирована причинно-следственные связи, учитывает интересы всех хозяйствующих субъектов, определяет достижимые цели, направления, приоритеты экономического развития, использует адекватные им пути, методы и инструменты - такая политика станс мощным фактором обновление экономики, будет способствовать разрешению противоречий между производительными силами, которые непрерывно развиваются, и конкретными формами производственных отношений.