Методы экономической теории

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь исследования», «способ познания». Итак, метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения определенной цели, решения конкретного задания. Понятие «метод» используется и в теории и в практике. В науке метод - это использование определенных способов, приемов, задач теоретического исследования предмета, что находит выражение в системе категорий и законов. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как исследуется. Предмет и метод составляют определенное единство, между ними существует причинно-следственная связь. Особенности предмета определяют те приемы и средства, которые используются в процессе познания. В начале исследования, ученый опирается на существующую теорию предмета. Метод в данном случае выступает как предпосылка познания. Дальнейшие исследования дают возможность получить новые знания, что не только обогащает теорию предмета, но и увеличивает и совершенствует арсенал познавательных средств, обогащает метод науки. При таком подходе метод является результатом научного познания.

Метод любой науки, ее методология, масс огромное значение для развития научного познания. Как писал выдающийся русский физиолог И. Павлов в «Лекция по физиологиы» (1952), метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действий зависит эффективность исследования. При хорошем методе, по его мнению, и не очень талантливый человек может сделать многое, а при плохом методе гениальная человек будет работать впустую и не получит ценных, точных результатов. Это выражение масс непосредственное отношение и к экономической науки. Метод классической экономической теории включает загальнонаукови методы познания т.е. конкретные способы и приемы познания, которые выработаны в процессе развития науки. К ним относятся статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, проведение экспериментов и т.д. Они используются как в естественных, так и в общественных науках, но в пределах, определяемых предметом науки и ее характером.

В естественных науках, например, для выявления сущностных связей между предметами и явлениями, для проверки тех или иных предположений и гипотез решающее значение имеет эксперимент, то есть искусственное воссоздание в лабораторных условиях некоего процесса в чистом виде, без влияния других внешних факторов. В экономической теории лабораторный эксперимент невозможен. Экспериментировать можно только в реальной жизни, в реальных общественных отношениях, который ставит жесткие пределы и предъявляет высокие требования к проведению экспериментов.

Отличительная черта метода экономической теории, как и общественных наук в целом, заключается в том, что вместо микроскопа, радиотелескопа или синхрофазотрона, других технических средств познания, используемых в естественных науках, огромное значение имеет метод научной абстракции.

Этот метод означает абстрагирование, очищение представлений человека о процессах, которые изучаются, от случайного, переходного, единичного и выделение в них устойчивого, типичного. Именно благодаря этому удается проникать во внутренний смысл явлений и процессов, раскрывать их сущность, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формировать категории и законы науки, которые выражают эти сущности. Можно утверждать, что метод абстракции - это главное орудие познания действительности, которым оперирует экономическая теория. Однако при этом важно то, что абстрагирования от конкретного, находящегося на поверхности жизни, должно быть глубоким и обоснованным. Иначе вскрыть существенные связи между явлениями в их чистом виде невозможно. И одновременно абстрагирование не должно переходить границы, за которой исчезает реальный смысл изучаемых явлений. При этом степень абстракции диктуется самим содержанием исследуемого процесса, тем задачам, которые ставит перед собой исследователь.

Однако на этом процесс познания не заканчивается. Движение от конкретного созерцания до абстрактного мышления дополняется движением на более высоком уровне: от абстрактного мышления к конкретной действительности во всей ее багатоманитности. Именно это дает возможность развернуть систему производственных отношений в логически построенную систему категорий и законов в соответствии с их собственной внутренней логике. То, от чего на первом этапе следовало абстрагироваться ради раскрытия более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, необходимо во всей последовательности - от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений - раскрыть все богатство явлений на поверхности жизни. Однако теперь конкретное-это не случайное нагромождение явлений, а целостная система взаимосвязанных и взаимозависимых явлений и процессов общественной жизни.

Наряду с общим, как главным и определяющим, марксистський метод экономической теории включает и то, что обусловлено спецификой предмета исследования. Научная философия дает общие принципы диалектики-материалистичного познания, а как применить эти принципы, как и загальнонаукови методы, для исследования специфического предмета - производственных отношений, с помощью каких способов и приемов можно проникнуть в их сущность и воссоздать теоретическую систему законов и категорий - все это зависит от самой экономической теории, от ее предмета, ее научной теории. Это означает, что метод экономической теории - это не механическое применение метода материалистичнои диалектики, а творческое выработке принципов и способов познания производственных отношений, которые, реализуя общие философские положения и выводы, содержащие в себе и те особые черты, которые обусловлены спецификой ее предмета, спецификой самой науки.

Одним из коренных положений диалектического материализма является принцип первинности материи и вторинности сознания. Экономическая теория воплощает его путем проведения принципа первинности материальных, экономических отношений в отношении политических и идеологических отношений, принцип примат производства относительно других фаз общественного производства (распределения, обмена, потребления). Тем самым положения философии о первичности материи, общественного бытия относительно сознания превращаются в эвристический принципы экономической теории, ее научной теории и методологии.

Принцип развития, которому в материалистичний диалектици принадлежит видное место, реализуется в экономической теории, прежде всего, в принципе историзма, который выражает специфику движения общественной формы материи, ее переход от низшего к высшему. Вместе с тем принцип историзма в экономической теории, в отличие, например, от исторических наук, означает не воспроизведение хода истории во всей ее багатоманитности, со всеми отклонениями и зигзагамы, а выявление объективно необходимого связи качественно определенных состояний экономики, образующих закономерные ступени общественно-экономического развития. Историческое здесь выступает в единстве с логическим, очищенным от случайного, исправленным в соответствии с законами самого исторического процесса. Через это органическое единство исторического и логического является важным и своеобразным элементом метода экономической теории. Изучение истории помогает понять логику предмета, а знание внутренних структур общества придает историческому исследованию научного характера.

Важным принципом диалектического материализма является загальнисть связей, органическое единство всех элементов материального образования, их глубокое взаимодействие. Поэтому, чтобы познать сущность предмета или явления, процесса, надо исследовать всю совокупность его сторон и отношений. Принцип загальности связей реализуется в экономической теории как непосредственно, так и через рассмотрение общества и его экономики как целостного живого организма, органической системы, в которой все компоненты находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризуются определенной структурой и логикой.

Познание системы, раскрытие ее сущности неразрывно связаны с раздвоения объекта познания на противоречивые стороны и их исследования. Однако и этот принцип диалектики предполагает творческое применение его к конкретному типу производственных отношений путем выявления своеобразия действия общего закона единства и борьбы противоположностей, природы и характера противоречий, путей и методов их решения.

Итак, материалистична Диалектика составляет основное содержание метода экономической теории, но не путем механического переноса ее принципов, а путем творческого применения и развития в соответствии со спецификой предмета экономической теории, которая дает возможность производить своеобразные принципы и способы познавательной деятельности, которые в совокупности образуют метод экономической теории как единства общего и особенного. Метод исследования только научный, когда обеспечивает получение результатов, которые отражают реальные процессы. Классический метод познания исходит из того, что единственным критерием истинности знания является общественная практика. Именно она проверяет истинность и теории и метода.

Метод Экономикс. В курсе Економикс сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, причем каждый из них имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма.

Любое действительное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не заумних философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знания. Задача науки, в соответствии с такими методологическими подходами, заключается не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. Вследствие этого ее законы приобретают описательное, а не причинно-следственной характера.

Экономисты, которые отстаивают позиции позитивистськои философии, считают, что Економикс - это «чистая» наука, такая же, как и другие, прежде всего естественные, науки. А потому и метод ее исследования аналогичный методу этих наук, конечно с учетом специфики ее предмета. В связи с этим задача Економикс заключается в описании, анализе и систематизации экономических фактов, явлений и процессов, которые принимаются такими, какими они выступают в реальной действительности.

Критерием истинности или помилковости научных знаний есть две главные принципы позитивизма. Первый принцип - верификация (проверка) гипотезы, теории. В соответствии с ним истинность или ошибочность любого научного положения, имеет эмпирически происхождения, устанавливается в конечном итоге сопоставлением его с явлениями и фактами реальной действительности. Второй принцип - фальсификация (отрицание) гипотезы, теории. Научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) отрицание его реальным опытом, т.е. путем фальсификации, если оно неправильное. Любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она, в соответствии с этими двумя принципами, подтверждается хозяйственной практикой. Если этого нет, то экономическую гипотезу или теорию надо либо переосмыслить и усовершенствовать или отвергнуть и разрабатывать новую. «Позитивная экономика, - пишут К. Макконнелл и С. Брю, - имеет дело с фактами (уже отобранными и такими, которые перешли на уровень теории) и свободна от субъективных оценивая суждений».

Практика показывает, что следование позитивистському метода, когда изучаются реальные факты, реальные явления и процессы, позволило достичь значительных научных результатов и обогатить общественную, в том числе и экономическую науку, многими принципиально важными теориями. Это учение об эволюции и равновесие социально-экономических систем, размежевание и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и помилковости научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании. Важным методом познания в Економикс является нормативный метод, который опирается на философию прагматизма (от греческого слова «Прагма» - дело, действие), которая исследует практическую деятельность человека, направленную на достижение максимальной эффективности. Задача науки заключается в том, чтобы найти пути обеспечения максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование является лишь тогда оправданным, когда обеспечивает определенную практическую полезность, которая дает возможность лучше удовлетворить потребности человека. Особенность философии прагматизма находит проявление в том, что в процессе научного познания достигается единство истины и полезности, а достижение их является средством осуществления специальных, психологических, моральных и иных целей и устремлений, которые свойственны каждому человеку.

Философия прагматизма, в отличие от позитивизма, который отрицает связь между реальным фактом и его ценностью (оценкой), признает, что между познавательной и оценочной деятельностью человека существует единство. А потому путь к истине и путь к ценности - один и тот же, поскольку истинность и ценность совпадают, они тождественны. Другими словами, конечный результат всякой научной деятельности является истина, которую и называют ценностью.

Философия прагматизма, ее методология утверждает, что любой анализ экономических явлений и процессов должно быть направлено на получение результатов, которые давали бы пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения этой цели достаточно сложные, ведь они зависят не только от особенностей познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, морально-этических, религиозных и т.д.). В оценке этих факторов существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого.

Несмотря на определенные отличия нормативного метода от позитивного, они тесно взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и даже взаемопроникають друг в друга. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот. «Позитивная» Економикс изучает то, что есть, тогда как «нормативная» Економикс выражает субъективные представления о том, что масс быть. «Позитивная» Економикс, по мнению К. Макконнелл и С. Брю, исследует фактическое состояние экономики; «нормативная» должна определять; какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или небажани1. Ученые приводят такой пример. Положительное утверждение: «При прочих одинаковых условиях, если плата за обучение вырастет, количество абитуриентов в университете уменьшится». Нормативное утверждение: «Плата за обучение в университете необходимо уменьшить, чтобы больше студентов могли получить образование».

Если в предложении есть такие слова, как «должен», «должно» или «следует», можно с большой уверенностью говорить, что это нормативное утверждение. Переходя от уровня фактов и принципов к уровню обоснования экономической политики, мы осуществляем резкий скачок от позитивной Економикс к нормативной.

Наряду с философским методом, который раскрывает общие методологические принципы познания, в курсе Економикс широко используется системно-функциональный метод. В соответствии с ним объект, который изучается, рассматривается как сложно организованная система. Причем исследуются НЕ генетические или причинно-следственные связи, а именно функциональные, прежде количественные зависимости. Это дает возможность установить зависимость между элементами системы и определить условия ее сохранения и развития.

В целом логика экономического анализа такова: сначала собирают, описывают и систематизируют эмпирические факты, а затем разрабатывают гипотезы по проблемам функционирования той или иной отрасли экономики (или ее агрегированный состояния). На этой основе формируются экономические принципы или экономические теории. Принципы и теории являются содержательными обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверке правильности уже установленных принципов.

Теории и принципы являются необходимой предпосылкой разработки экономической политики, направленной на решение определенных экономических проблем. Для этого используется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д. Однако особо важную роль выполняют математические методы и адекватные им инструменты - таблицы, графики, формулы, используемые на всех этапах познавательного процесса.