Условия и факторы, которые влияют на структурную перестройку в постсоциалистических странах

В постсоциалистических странах в течение многих лет отсутствовали экономический подъем и макроэкономическая равновесие, поскольку характерными признаками их экономики были многолетнее разбалансировка между совокупным спросом и совокупной предложением, неразвитость отраслей и сфер, направленных на удовлетворение насущных потребностей населения, упадок народного хозяйства. В начале переходного периода к этому добавилось разрушение экономических связей, сложившихся отрицание традиций и морально-этических ценностей, которые сформировались у большинства населения, ликвидация государственной системы управления и массовое увольнение старых кадров.

Еще одной важной чертой, присущей постсоциалистических странах при осуществлении структурных преобразований, является то, что последние должны происходить одновременно с рыночной трансформации инверсийного характера. Такой тип формирования рыночной экономики отличается от классического и предусматривает процессы перехода от государственной собственности к различным формам частной, от государственной монополии к конкуренции, от административно-командных методов ценообразования в рыночных, тогда как в соответствии с классическим типом происходит переход от мелкотоварное производства и адекватной ему формы собственности к приватнокапиталистичнои и акционерной собственности, от свободной конкуренции к монополии и олигополии, от свободного ценообразования к государственному регулированию.

Все это требует учета принципиально новых факторов, которые влияют на структурную перестройку экономики в постсоциалистических странах. Важнейшими из них являются следующие: «Генетическая наследственность». Преобладающее развитие средств производства по сравнению с развитием производства предметов потребления, прежде всего отраслей ВПК, сформировали однонаправленной экономику. При этом гражданские секторы экономики характеризуются технологической отсталостью, сырьевой направленностью; переориентация стран, которые вышли из состава СССР, и стран, которые в свое время входили в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на новых партнеров в экономическом сотрудничестве и кооперации. Это не только значительно уменьшило долю общего товарооборота бывших стран СНГ и членов СЭВ в их ВВП, сузили их совместное экономическое пространство, но и привело к реальной угрозы потерять традиционные рынки сбыта и перспективы дальнейшего технологического развития.

Указанные процессы происходили на фоне углубления интернационализации экономической жизни, международного разделения труда. Сейчас в мире действует более десяти региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков; аномальные условия реформирования экономик постсоциалистических стран, которые создались во время перехода к новой модели хозяйствования. Например, повышение пин на топливно-энергетические ресурсы, сдерживания роста цен на продукцию агропромышленного комплекса.

В результате диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, рост себестоимости последней, сокращение объемов производства и реализации продукции хозяйства становятся убыточными;> - формирование новой модели общества основывалось на теории «минимизации» роли государства, которая не только активно рекламировалась, но и была реализована на практике. Результатом стал хаос в экономике, ее некерованисть. Размер Госбюджета Украины равняется среднедневную оборота Франкфуртской фондовой бирже. Отсюда - нищие зарплаты врачам и учителям, мизерные социальные выплаты многодетным семьям и инвалидам. Тотальная приватизация, которая была призвана, с одной стороны, ликвидировать монополию государства в экономике, а с другой - сформировать частную собственность и эффективную рыночную экономику, оказалась неэффективной. НЕ пополнился и бюджет страны.

Американский экономист Дж. Сакс и другие западные советники, которые предлагали так называемую трехфазные последовательную стратегию экономического развития рыночных структур и структурную перестройку с минимизацией при этом роли государства, не учли рост роли государства в западной модели общества; неадекватная экономическая политика переходного периода. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Мы его выделяют в отдельный учитывая его исключительную значимость для экономической жизни общества, особенно его трансформации. В Украине этот фактор сыграл важную роль в разрушении экономики, ее деформации. Свидетельством этого является сокращение вдвое объемов ВВП и промышленной продукции, почти пятиразовое уменьшению объемов капиталовложений.

Усиливается тенденция деформации экономики, которая уже достигла критической черты: увеличиваются технико-экономические диспропорции в реальном секторе, растет доля низькоквалификованои рабочей силы, особенно в производственной сфере, что сопровождается вытеснением высококвалифицированных кадров из высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, отраслей общего машиностроения, усиливается сырьевая ориентация экспорта.

В стране ускоренными темпами осуществляется примитивизация производственной структуры. Доля топливно-энергетического комплекса, металлургии превысила 50%, тогда как в 1990 г. она составляла всего 21%. В развитых странах этот показатель равен соответственно в США - 25%, Франции - 24, ФРГ - 22%.

Мировой опыт показывает, что страны, которые специализируются на топливных и добывающих отраслях, обрекают себя на экономическую и технологическую зависимость (доля добывающих отраслей в ВВП развитых стран снизилась до минимально возможных значений, в США, например, она составляет не более 1,6%) . Это уменьшает возможности для воспроизведения отечественного машиностроения, которое является основой технологического обновления производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

В Украине доля машиностроения за 1990-2004 PP. сократилась почти в три раза и достигла такого уровня и качественного состояния, которое ставит под угрозу национальную безопасность страны. Видображуючы общую несбалансированность национальной экономики при переходе к рынку, еще больше деформувалася структура агропромышленного комплекса.

Следовательно, структурная политика в переходной экономике Украины крайне противоречивая. С одной стороны, она является продолжением структурной политики, характерной для административно-командной системы, поскольку существует большой по размеру високомонополизований государственный сектор, представленный прежде всего крупными предприятиями в топливной, металлургической, химической, оборонной промышленности, электроэнергетике, машиностроении, на транспорте. С другой - государство уже не масс возможностей для инвестиций в эти отрасли народного хозяйства и решает проблему их поддержки «квазиринковимы» методами: кредитной эмиссией, отчасти государственной закупкой, регулированием условий внешнеэкономической деятельности и т.п. Основной задачей нынешнего этапа экономического развития Украины с преобразования структурной политики на фактор рыночной трансформации экономики.