Государственный сектор в переходной экономике

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение между формами собственности, особенно между государственной и частной.

Полное отмены государственной собственности на средства производства и переход последних к частных собственников может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии - частной.

Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управления, финансов и предпринимательства, которые государство как субъект политики использует для регулирования экономики.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам деятельности.

Государственный (согласно западной терминологии - публичный) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага. Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам | общества и не требует непосредственной оплаты

Такими благами могут быть, например, услуги в виде использования общественных зданий-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.

Между развитыми и пост социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было весьма широким. Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, споживалися населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдосуспильни. Государство выступало носителем предложения, так как через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным. Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились и услуг к псевдосуспильних благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли свое естественное назначение, что существенно снижало стимулы населения к продуктивному труду.

С началом рыночных преобразований состоялся процесс выделения чистых экономических благ в структуре совокупной предложения. Стихийное углубления разграничения экономических (частных) и общественных благ требовало своего официального признания и законодательного закрепления. Первым шагом в этом направлении стало принятие в постсоциалистических странах новых конституций, в которых впервые было официально признано специальные функции государства в экономике, которая трансформируется в рыночную.

Государственный сектор выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие:> - обеспечение деятельности предприятий и отраслей хозяйства, которые являются малорентабельнимы и традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства (это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры - энергетика, транспорт , связь и жилищно-бытовое хозяйство) - оздоровление отраслей, пораженных кризисом (черная металлургия, угольная промышленность, судостроение и т.д.); - поддержка отдельных отраслей экономики, содействие развитию научно-технического прогресса, укрепления позиций национальной экономики на внешнем рынке; - охрана окружающей среды.

Вопрос об эффективности государственных предприятий является дискуссионным. Так, по мнению американского экономиста Дж. Стиглица: «Утверждение, что государственные учреждения уступают по эффективности предоставления услуг частным предприятиям, не всегда оправдано. Хотя могут существовать проблемы с заключением контрактов с частными лицами, последние все же остаются реальной альтернативой государственному производству для многих товаров и услуг ».

Воспроизведение государственным сектором общественных благ, которые направлены на удовлетворение насущных потребностей всех членов общества, является аргументом в его пользу. Однако большая доля государственного сектора в экономике страны сдерживает развитие других форм хозяйствования, разрушая тем самым рыночная среда.

Дж. Стиглиц подчеркивает различиях, которые существуют между частными и государственными предприятиями, которые преследуют различные цели. Частные предприятия заинтересованы в максимализации прибыли. Правительство не может пользоваться налоговой и субсидийною политикой, а также регулятивных мероприятиями для воздействия на уровень занятости и заработной платы на этих предприятиях.

На государственных предприятиях могут существовать различные системы стимулирования. Некоторые из них обусловлены отсутствием конкуренции и возможностью банкротства. Ограниченное использование такого стимула, как повышение заработной платы, и высокую степень гарантии занятости могут в определенной степени объяснить различия в поведении лиц, которые работают на государственных или частных предприятиях.

Одним из основных преимуществ государственного сектора является то, что благодаря его регулирующей функции обычно удавалось предотвратить катастрофические кризисам перепроизводства, защититься от неожиданностей стихии рынка.

Мировой опыт разгосударствления и приватизации показывает, что, во-первых, невысокая эффективность предприятий государственного сектора в развитых странах вызвана не форма собственности. Государственные предприятия могут быть высоконкурентный, эффективными только если они функционируют в условиях конкуренции по законам рыночной экономики, а не рассчитывают на бюджетное финансирование, пособия, льготы и т.д. Во-вторых, разгосударствление и приватизация во всех странах через определенное время меняются национализацией и реприватизацией. То есть эти процессы чередуются. В-третьих, разгосударствление и приватизация используются не только для повышения эффективности производства, но и как средство снижения социальной напряженности в обществе. Следовательно, при их осуществлении необходимо учитывать как экономические, так и социальные последствия.

Как показывает опыт нашей страны, государственная собственность за полного произвола бюрократического аппарата может потерять не только эффективность, но и общенародного характер. Вместе с тем предоставление основным звеньям хозяйства достаточной самостоятельности, освобождения их от диктата ведомств способствовать конкурентоспособности предприятий и трудовых коллективов.

Украинская модель реформирования собственности на нынешнем этапе должно основываться на принципе коммерциализации государственных предприятий, который даст им возможность стать реальными субъектами рыночных отношений.

Перевод государственного сектора экономики в рыночный режим функционирования можно осуществить через распределение функций между собственником (государством), менеджером и трудовым коллективом. Собственник (государство) получает только часть прибыли, которая перечисляется в бюджет, а остальная его используется для развития предприятия и стимулирование трудового коллектива.

Уровень разгосударствления в Украине обусловлен необходимостью сохранения за государством объектов медицинского обслуживания, образования, культуры, содержания объектов финансово-кредитной системы, музеев, национальных театров, выставок, библиотек и т.д. Это достаточно большая доля общественной собственности, которая не может быть приватизирована на современном этапе. Нельзя также приватизировать имущество органов государственной власти и управления, правопорядка, государственной безопасности, армии, золотой и валютный фонды, государственные материальные резервы.

В частную собственность не передаватимуться уникальные природные объекты (леса, парки, водоемы) общенационального значения. Украина должна сохранить единую транспортную систему (железнодорожный, воздушный, водный транспорт). Здесь пока что желательно иметь одного хозяина в лице государства.

Все это свидетельствует о том, что уровень разгосударствления определяется следующими положениями: во-первых, необходимостью приведения форм хозяйствования в соответствие характера развития и структуры производительных сил, объективно предполагает существование небольших, средних и крупных хозяйств, во-вторых, выделением общенародного потребностей и интересов, реализация которых не может быть осуществлена на другом уровне, кроме государственного. К числу таких потребностей относятся: безопасность страны, охрана окружающей среды, развитие приоритетных направлений науки и техники, подготовка кадров, содержание нетрудоспособного населения. Важность этих потребностей, их общенародного характер делает реализацию потребностей на основе государственной собственности необходимой основы общественной жизни. С развитием цивилизованности общества перечень этих потребностей и интересов может меняться, т.е. он не имеет постоянного характера; в-третьих, хозяйствующие субъекты должны иметь все права товаропроизводителей, развивать инициативу, творчество, предпринимательство, способствовать росту объемов производства необходимых обществу товаров и т.п.